Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Юридическим лицам
17.10.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ошибка организации и доплата подоходного налога

Работник уволился из организации, которая была для него основным местом работы, 30.11.2015 г. С 1.12.2015 г. он принят в эту же организацию на работу по совместительству. При этом работнику предоставлялись стандартные вычеты по подоходному налогу на 2 детей и после того, как он перешел на работу по совместительству. В результате организация как налоговый агент занизила сумму подоходного налога, которую она должна была перечислить в бюджет с доходов, выплаченных этому работнику. С 1.09.2017 г. работник снова принят в эту же организацию как на основное место работы.

Можно ли организации удержать сумму неуплаченного подоходного налога с зарплаты этого работника и как быть со штрафными санкциями?

Налоговый агент обязан исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (подп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК). Таким образом, организация по отношению к работнику является налоговым агентом. При этом неудержанные или не полностью удержанные суммы подоходного налога с доходов плательщиков удерживаются налоговым агентом до полного погашения образовавшейся у плательщика задолженности (п. 2 ст. 181 НК). При невозможности удержания налоговым агентом подоходного налога по причине прекращения выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления им и (или) налоговым органом указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу (п. 2 ст. 181 НК).

В рассматриваемой в вопросе ситуации плательщик по очередному трудовому договору принят на работу к налоговому агенту с 1.09.2017 г., значит, ему будет выплата зарплаты (дохода). Поскольку после принятия плательщика на работу налоговый агент выявил факт неоднократного неудержания сумм подоходного налога по ранее действовавшим трудовым договорам с этим работником, полагаем, что налоговый агент имеет право сделать перерасчет и удержать неудержанные ранее суммы налога при выплате плательщику дохода по новому договору. Такой вывод может быть аргументирован п. 2 ст. 181 НК.

Также этой нормой разъясняется, что невозможность удержания подоходного налога может возникнуть, например, из-за прекращения трудового договора (контракта). Данная норма не распространяется на конкретный трудовой договор, по которому выплачивается работнику доход и который по каким-то причинам с работником расторгается. Акцент в ней сделан на невозможность удержания налоговым агентом не­удержанных сумм налога. Таким образом, по нашему мнению, организация как налоговый агент при обнаружении ошибки, хотя бы и за прошлые налоговые периоды, на момент обнаружения ошибки имеет возможность и право удержать налог за 2015–2017 гг. при выплате работнику дохода по заключенному с ним 1.09.2017 г. трудовому договору.

Пеня и штрафные санкции. Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (п. 1 ст. 52 НК). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины). Таким образом, по неудержанным свое­временно суммам налога образуется пеня за весь период неуплаты налога, которая за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (п. 4 ст. 52 НК). Пеня рассчитывается по каждому такому периоду по формуле:

П = (ННО х КД х СР) / (360 х 100),

где П – размер пеней, начисленных в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства;

ННО – размер неисполненного налогового обязательства в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства;

КД – количество календарных дней, в течение которых неуплаченная сумма налога, сбора (пошлины) и ставка рефинансирования оставались неизменными, включая день уплаты (взыскания) соответствующей суммы налога, сбора (пошлины) либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;

СР – ставка рефинансирования, действовавшая в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Размеры штрафных санкций за неуплату подоходного налога установлены в ст. 13.6 КоАП. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин (БВ). Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 60 БВ.

При этом не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора, если ими:

– не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм подоходного налога в полном объеме (абз. 2 ч. 2 примечания к ст. 3.6 КоАП);

– внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию и уплачена причитающаяся сумма налога до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога до составления акта камеральной налоговой проверки (абз. 3 ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП);

– по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) (ч. 21 примечания к ст. 13.6 КоАП).

Обратим внимание, что для организаций законодательством не предусмотрена обязанность подачи отдельной налоговой декларация по подоходному налогу. По удержанным и перечисленным суммам этого налога в бюджет организации обязаны предоставлять сведения в налоговые органы путем заполнения части V в налоговой декларации по налогу на прибыль. Таким образом, полагаем, что организации надо сделать перерасчет ранее удержанных сумм подоходного налога, внести изменения в налоговую декларацию по налогу на прибыль и подать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за тот отчетный (налоговый) период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки в части исчисления подоходного налога.

Ответ: Да, можно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by