Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Одно окно» для экспортеров появится в Беларуси

Правительство, несмотря на западные санкции, ожидает дальнейший рост выручки от внешней торговли. Для реализации этой задачи Совмин и уполномоченные государственные организации намерены создавать благоприятные условия для экспортеров.

Ярмарка услуг для участников ВЭД

На днях впервые в Минске для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, состоялся форум «Лига экспорта». Деловое мероприятие организовал Национальный центр маркетинга при поддержке правительства и Министерства иностранных дел.

В рамках форума первый вице-премьер Николай Снопков констатировал, что, несмотря на санкции, белорусский экспорт продолжает расти (в физическом выражении – практически по всей номенклатуре товаров).

Попытки сдержать активность Беларуси на внешних рынках бесперспективны, желание бизнеса развиваться и продавать продукцию сильнее любых ограничений, подчеркнул Н. Снопков. Он отметил, что государство намерено способствовать дальнейшему увеличению белорусского экспорта и принимать соответствующие меры на законодательном уровне. По мнению первого вице-премьера, за счет расширения присутствия экспортеров на внешних рынках белорусская экономика может в будущем существенно вырасти.

Форум, на котором собрались свыше полутысячи участников из более двухсот компаний, фактически стал ярмаркой, на которой презентовали новые и перспективные инструменты поддержки экспорта, адаптированные в т.ч. к санкционной реальности.

Так, заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Денис Мелешкин обратил внимание, что организация оказывает своим членам (которых свыше 2600) услугу санкционного комплаенса для изучения возможных последствий внешнеэкономических сделок в условиях действующих западных санкций.

В свою очередь, Агентство внешнеэкономической деятельности (создано в 2021 г. и входит в банковский холдинг Банка развития) также предлагает экспортерам услуги по минимизации рисков в сфере внешнеэкономической деятельности.

Наряду с этим и.о. генерального директора Агентства внешнеэкономической деятельности Алексей Жиренков сообщил, что в рамках правительственного мандата данный национальный институт поддержки экспорта оказывает и ряд других актуальных услуг экспортерам (в т.ч. разработку и реализацию логистических механизмов поставок продукции; сопровождение внешнеэкономических контрактов, а также выстраивание цепочек для трансграничных платежей).

Генеральный директор Белэксимгаранта Геннадий Мицкевич, представляющий организацию, страхующую экспортные риски, анонсировал снижение стоимости соответствующих услуг.

Он обратил внимание, что страховые тарифы для участников внешнеэкономической деятельности основывают на страновой классификации политических рисков.

Ранее она базировалась на методологии Организации экономического сотрудничества и развития. Однако недавно белорусская сторона подготовила новую классификацию страновых рисков с учетом того, что ряд государств, которые ввели санкции, стали для Беларуси недружественными странами.

В новой страновой классификации, сообщил Г. Мицкевич, недружественные страны отнесены в самую рисковую группу, а страны СНГ и Азии заняли в документе более высокие позиции, чем ранее. «Это приведет к снижению стоимости страхования рисков для наших экспортеров», – пояснил Г. Мицкевич последствия принятия новой страновой классификации рисков.

Бизнесу нужен новый сервис

Национальный центр маркетинга (учреждение МИДа) анонсировал экспортерам на форуме новую версию специализированного портала export.by.

Директор центра Николай Борисевич сообщил, что после внедрения нового модуля пользователи портала смогут (в I квартале 2024 г.) в автоматическом режиме получать сведения о профильных партнерах в РФ, которые проводят закупки товаров и, соответственно, могут быть заинтересованы в приобретении аналогичной белорусской продукции.

Кстати, он также отметил, что Национальный центр маркетинга инициирует обсуждение на уровне ЕЭК проблемных вопросов, возникающих у белорусских компаний при участии в закупках на территории РФ.

Еще одна актуальная тема, которой занимается центр, – создание в Беларуси «одного окна» для экспортеров. В РФ, к слову, аналогичный сервис уже несколько лет существует (под названием «Мой экспорт»). Он позволяет компаниям получить десятки услуг, связанных с выходом на внешние рынки.

В частности, российское «одно окно» предоставляет экспортерам возможность запросить господдержку, получить разные гарантии, индивидуальную консультацию по профессиональным вопросам, подобрать финансовую услугу и даже пройти обучение.

В Беларуси также планируется создать аналогичный сервис для экспортеров. Правительство поручило Национальному центру маркетинга заниматься данным вопросом.

Что хочет видеть бизнес в рамках «одного окна», которое будет создано для участников внешнеэкономической деятельности?

«Субъект хозяйствования должен быть исключен из процессов, когда ему сведения и документы необходимо передавать из одного ведомства в другое», – подчеркнула во время панельной дискуссии руководитель правового обеспечения деятельности Республиканского союза участников таможенных отношений Виктория Малашевич.

По ее мнению, система должна быть построена таким образом, чтобы данные о субъектах хозяйствования электронным образом, без участия бизнеса, распространялись между госорганами. Также представитель бизнес-союза акцентировала внимание на том, что стоимость электронных услуг в рамках «одного окна» должна быть привлекательной и мотивировать бизнес пользоваться таким сервисом.

Директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич акцентировала внимание на том, что будущее «одно окно» нужно создавать не только для экспортеров, там должны быть услуги и для импортеров.

Сервис для участников внешнеэкономической деятельности должен быть адаптирован и под потребности микроорганизаций, считает руководитель бизнес-союза.

«80% малого бизнеса – это предприятия со среднесписочной численностью 7–8 человек, поэтому платформа «одного окна» должна предусматривать образовательную функцию, чтобы ею смогли пользоваться и микроорганизации», – полагает Ж. Тарасевич.

По ее мнению, в рамках «одного окна» следует предусмотреть и сервисы (например, проверку контрагентов, факторинг), которые бы снижали вероятность возникновения неплатежей в ходе реализации экспортно-импортных сделок.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец поддержал создание нового сервиса для бизнеса. При этом он считает, что для стимулирования экспорта важно не только это, но и расширение в мире белорусской сети уполномоченных бизнес-партнеров, которые помогали бы отечественным компаниям выходить на новые рынки сбыта.

Предложения, озвученные экспертами в ходе форума, планируется аккумулировать и направить в правительство для рассмотрения.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by