Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Интеграция
02.04.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Одни правила для всех

Если они устроят каждого

Для юридических лиц, торгующих легковыми автомобилями, новые правила работы в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России действуют с 1.01.2010 г. До физических лиц очередь дойдет 1 июля. События на автомобильном рынке Беларуси на прошлой неделе обсудили представители автомобильного бизнеса, бизнес-ассоциаций и эксперты на заседании круглого стола, организованного Либеральным клубом.

«В ближайшие годы белорусские потребители будут ездить на тех автомобилях, которые у нас уже завезены в последнее время, потому что ввозить новые, возрастом 5–7 лет, будет невыгодно и нерентабельно, — считает Артем Шарков, участник гражданской инициативы «За авто». По его словам, статистика показывает, что в пользовании населения у нас 2,6 млн. легковых автомобилей, из которых активно эксплуатируются 1,5 млн. Это в основном автомобили до 10 лет. Белорусский автопарк будет стремительно стареть, уровень безопасности на дорогах будет, соответственно, только ухудшаться. Снижение продажи автомобилей напрямую скажется и на экономике страны. Сократятся продажи и в автохаузах, полагает А.Шарков. Повышение таможенных пошлин на ввоз автомобилей и комплектующих к ним не из стран — участниц Таможенного союза сегодня сказывается не только на потребителях, но и на компаниях, торгующих автомобилями. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), продажи новых автомобилей уже сократились на 40%. А по мнению ряда экспертов, к концу 2010 г. многие операторы будут вынуждены покинуть авторынок Беларуси.

Александр Сколубович, директор холдинга «Атлант-М», сообщил, что за месяц он продает теперь 20 новых легковых автомобилей, тогда как в прошлом году — 84. Причиной тому — новые таможенные пошлины, без которых белорусский авторынок ощутил бы подъем уже через год. А теперь и через 3–5 лет белорусам купить новую легковую автомашину будет проблематично. Рынок наводнят российские автомобили, куда менее надежные и качественные, чем, скажем, европейские. Впрочем, и Россия, как известно, не может полностью удовлетворить свой потребительский спрос на легковые автомобили, хотя уровень доходов россиян гораздо выше, чем у нас. Машин будет не хватать. А.Сколубович прогнозирует, что рынок новых автомобилей станет в ближайшие годы почти полностью российским. Наше государство забыло про свой авторынок в борьбе за нефтяные льготы в рамках Таможенного союза, возможность продавать грузовые машины. «Нас просто затоптали, обменяв авторынок на приемлемые условия по другим отраслям, — говорит А.Сколубович. — Мы хотим, чтобы в Беларуси ввозная таможенная пошлина была для всех одинаковой и с 1 июля».

По расчетам аналитиков «Атлант-М», если бы не Таможенный союз, то к июлю по уровню продаж легковых автомобилей на душу населения мы обогнали бы Польшу, — подчеркнул Илья Прохоров, помощник генерального директора холдинга. Теперь же автохаузы становятся неконкурентоспособными. Им, чего доброго, придется предлагать покупателям самим приезжать на границу и оплачивать растаможку. До сих пор на новые машины автопроизводители устанавливают цены в соответствии с региональными особенностями. Скажем, новый «Фольксваген Поло» в ФРГ стоит от 12 150 EUR, а в Беларуси, с учетом таможенной пошлины, — от 10 800. Теперь Россия настояла на высоких ввозных пошлинах, защищая своих производителей. Но в Беларуси-то производства легковых автомобилей практически нет. Получается, что белорусы, по сути, своим кошельком ответят за интересы российского автопрома. А также — мировых автоконцернов, открывших свои заводы в России, считает Сергей Данилович, директор ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ». Ввозные пошлины на легковые автомобили в России для физлиц значительно выше, чем в Беларуси, а как они будут унифицированы — до сих пор неизвестно. Участники круглого стола считают, что решение здесь должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных слоев общества. Но будет ли услышано это мнение? Представители ГТК и МИД на круглый стол не пришли. И гражданские инициативы не входят в регламент работы комиссии Таможенного союза.

Пока же, по данным ГТК, в республику в январе было ввезено 7218 легковых автомобилей — на треть меньше, чем год назад, причем из стран СНГ (по сути из России) — в 4,7 раза больше, чем в январе 2009 г., а из стран вне СНГ — на 34,1% меньше. По словам Игоря Бануера, члена общественной организации «Правовой альянс» из Гродно, на границе со стороны Литвы скопилась очередь из подержанных легковых машин. По оценкам знатоков, в Беларусь готовы переправить до 6 тысяч старых легковых автомобилей — хоть в разобранном виде. Плата за фиктивное оформление на подставных лиц может вырасти в 4–5 раз. Это сулит неслыханный всплеск мошенничества и обострение криминогенной ситуации в приграничных зонах, расцвет серого рынка. «Но больше всего пострадает экономика страны, а следовательно — и потребитель, — полагает экономист Леонид Злотников. — Белорусским покупателям и бизнесменам, работающим в сегменте авторынка, Таможенный союз сулит одни убытки». До вступления в действие новых правил для юрлиц белорусские дилеры ввозили в страну 95% новых автомашин класса «премиум», исправно платя налоги, «теневикам» оставалось лишь 5%. Теперь соотношение может измениться.

В России, по данным таможенной службы, импорт легковых машин упал до 73%, что, впрочем, не спасло в условиях мирового кризиса производителей, у которых выпуск легковушек снизился за год почти на 60%. Россия принимает экстренные меры к развитию своего автопрома, защищая его интересы любыми средствами. Теперь это напрямую затрагивает и интересы граждан Беларуси. Но условия неравны: доходы россиян и белорусов отнюдь не сопоставимы, а следовательно, на рынке автомобилей проиграют наши потребители, считает индивидуальный предприниматель Сергей Кулинич. Таким образом, Таможенный союз пока видится белорусским бизнесменам политическим образованием, созданным в протекционистских целях, что повлечет лишь технологическое отставание. Впрочем, от круглых столов не зависят решения, принимаемые в Таможенном союзе. Остается лишь напоминать, что автобизнес в Беларуси еще существует. Пока.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений