Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Очередная помощь госсектору: реструктуризация задолженности на сумму 1,8 млрд руб.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

17 мая Указом от 14.05.2020 № 166 «О реструктуризации задолженности» запущен механизм реформирования долгов ряда предприятий госсектора, связанных с АПК.

Недавно мы рассказывали о рес­труктуризации задолженности от­дельных предприятий государственного сектора экономики на общую сумму 157,7 млн руб. («ЭГ» № 31 от 24.04.2020, статья «Кому опять списывают долги, когда частному бизнесу предлагают спасаться своими силами»). В обмен на просроченные долги бюджет получил акции сомнительной ценности.

Однако эта операция оказалась лишь верхушкой айсберга по масш­табной реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, накопленной вследствие исполнения государственных гарантий по кредитам, выданным банкам.

В очередной раз применен тот же механизм: погашение задолженности в обмен на передачу ценных бумаг – акций дополнительного выпуска (чаще всего) или процентных облигаций (реже). Для проведения операции по реструктуризации будет задействовано Агентство по управлению активами, которое получит из бюджета до 1852 млн руб. (до 1295 млн руб. из республиканского и до 557 млн руб. из местных).

Деньги в Агентство будут внесены в качестве вкладов в уставный фонд. В 2025–2029 годах должники обязаны будут выкупить свои акции для последующего аннулирования или погасить облигации в зависимости от того, какой инструмент предприятия используют при реструктуризации. Агентство, в свою очередь, вернет средства в бюджет за счет уменьшения своего уставного фонда. По сути, Агентство по управлению активами выступает промежуточным звеном для проведения операции и органом владельческого надзора. Планируется, что его представители войдут в состав органов управления организаций и будут содействовать их финансовому оздоровлению. Нужно отметить, что все платежи между участниками цепочки будут формальными, т.к. все, что выйдет из бюджета, в конечном итоге туда вернется.

Любопытно, что первоначально в ноябре 2019 г. речь шла о реструктуризации долгов на общую сумму 560 млн руб. («ЭГ» № 84 от 12.11.2019, статья «Как хотят «заморозить» долги госпредприятий»). Но в финале сумма реструктуризации выросла до 1852 млн руб., т.е. увеличилась в 3,3 раза. То ли перечень должников пополнили новыми предприятиями, то ли за это время резко выросла задолженность перед бюджетом, по­скольку банки поспешили истребовать государственные гарантии по просроченным займам.

В целом в изложении Указа № 166 все выглядит красиво, однако открытым остается вопрос: как предприятия-должники смогут преодолеть финансовые трудности, которые не исчерпываются одной лишь долговой нагрузкой. Основная сложность ситуации заключается в том, что многие такие предприятия убыточны на операционном уровне, им не хватает оборотных средств, а их активы изношены. А значит, предприятия снова обратятся к банкам, которые будут кредитовать их под государственные гарантии. Нельзя исключать, что ситуация будет развиваться в прежнем направлении – лавинообразного накопления долгов перед банками и бюджетом.

 

В среднем 50 млн руб. на одно предприятие

Благодаря тому, что Совмин отдельным постановлением раскрыл перечень организаций, которым спишут долги в обмен на ценные бумаги, мы можем узнать «героев» поименно.

Отдельным предприятиям Брест­ской области реструктуризируют дол­ги на общую сумму 44,323 млн руб. Основной бенефициар – ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» (30 млн руб.).

Предприятия Гомельской области освободятся от долгов на сумму 213,2 млн руб.:

 – ОАО «Калинковичихлебопродукт» (75,5 млн руб.);

– ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов» (69 млн руб.);

– ОАО «Гомельхлебопродукт» (68,7 млн руб.).

Объем реструктурированной задолженности в Витебской области255,38 млн руб., которые разделят между собой:

– ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» (94,9 млн руб.);

– УП «Витебский комбинат хлебо­продуктов» (86,8 млн руб.);

– ОАО «Глубокский комбикормовый завод» (38,3 млн руб.);

– ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» (35,4 млн руб.).

Предприятия Гродненской области смогут снизить долговую нагрузку на 141,74 млн руб., основную часть которых разделят между собой ОАО «Лидахлебопродукт» (94,2 млн руб.) и ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» (37,6 млн руб.).

Рекордсменом по сумме реструктуризации стала Минская область, предприятиям которой спишут задолженность на общую сумму 310,3 млн руб. Самые крупные дотации получат:

– УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» (141,6 млн руб.);

– ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов» (82,7 млн руб.);

– ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов» (47,8 млн руб.).

Не сильно отстала от столичного региона и Могилевская область – ее предприятиям реструктуризируют долги на общую сумму 308,9 млн руб.:

– ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» (74,3 млн руб.);

– ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов» (141,7 млн руб.);

– ОАО «Могилевхлебопродукт» (92,9 млн руб.).

Таким образом 24 предприятия госсектора будут освобождены от накопленной задолженности перед бюджетом на общую сумму 1276,9 млн руб., что составит 70% от лимитов, предусмотренных Указом № 166.

Заметим, что это только часть об­щей долговой нагрузки этих пред­приятий.

Например, совокупный долг ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов», включая краткосрочные и долгосрочные долговые обязательства, составляет 225 млн руб., а значит, списание задолженности перед бюджетом сократит совокупный долг всего на 15%, что вряд ли поможет предприятию нащупать почву под ногами. Поэтому данную операцию, скорее, нужно рассматривать как предоставление пятилетней отсрочки по погашению задолженности перед бюджетом с последующей рассрочкой еще на 4 года. Предприятиям частного сектора о такой поддержке остается только мечтать – для большинства плательщиков платежи в бюджет по-­прежнему остаются первоочередными расходами.

 

Рассрочка по оплате дивидендов

Еще один инструмент поддержки предприятий госсектора, которое использовало правительство, – рассрочка по дивидендам, подлежащим перечислению в бюджет.

Указом Президента от 22.04.2020 № 141 «Об уплате части прибыли (дохода)» (далее – Указ № 141) предприятиям госсектора, которые должны были перечислить дивиденды в бюджет до 22-го числа месяца, следующего за принятием решения о выплате дивидендов, предоставлено право выплаты дивидендов ежемесячно, равными долями в мае-декабре не позднее 22-го числа.

Интересно, что Указ № 141 был опубликован 25 апреля, когда срок оплаты прошел, чтобы все, кто мог заплатить, заплатили. Получается, что воспользоваться рассрочкой смогли только те предприятия, которые фактически нарушили сроки по своевременному перечислению дивидендов. То есть в очередной раз правительство поддержало не тех, кто финансово устойчив, старается всеми способами остаться на плаву и своевременно рассчитывается с бюджетом, а закредитованный госсектор. Сложно называть такую политику дальновидной, однако приоритеты понятны, если принять во внимание ограниченность финансовых ресурсов и выбранный социально-экономический курс.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by