Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №90(2587) от 29.11.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4204
EUR:
2.4985
RUB:
3.9902
Золото:
137.18
Серебро:
1.67
Платина:
76.96
Палладий:
145.52
Назад
Консультации
30.05.2006 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обжалованию подлежит!

Рекомендации по защите прав при конфискации товаров в общих судах...

Рекомендации по защите прав при конфискации товаров в общих судах

Получил на руки постановление судьи о конфискации товара и не поверил своим глазам. Речь, конечно, не о соответствии  тяжести административного правонарушения и меры наказания - это тема особая. Поразила фраза в конце документа: постановление вступает в силу с момента вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит. Неужели все-таки нет вариантов опротестовать "приговор" и вернуть свое имущество?

И.К., индивидуальный предприниматель, г. Минск

ДА, ВЕРДИКТ судьи по административным делам, в отличие от решения общего суда по гражданскому делу или хозяйственного суда, не может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке (ст. 266 Кодекса об административных правонарушениях - далее КоАП)). Этот ущербный порядок  сохранился еще с советских времен, когда КоАП содержал в себе нормы о мелких правонарушениях, по которым нецелесообразно было устраивать долгую процедуру судебного разбирательства.

И все же, хоть судьи и не утруждают себя записью в судебном акте о порядке его обжалования, возможность для этого существует. В ст.266 КоАП есть хитрая запись: постановление обжалованию не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и Республики Беларусь.

Что же это за законодательные акты? А их нет! Есть только одна ст. 274 КоАП. В ней перечислены те статьи Кодекса, по которым допускается обжалование постановления судьи. Соответственно, по остальным этого сделать нельзя. Спорить дальше можно, скажем, по делам о нарушении различных правил торговли и осуществления предпринимательской деятельности (например, ст. ст.148, 154, 154-5, 155-19 КоАП), таможенных правил (ст. 193-1 - 193-10 КоАП), авторских прав (ст. 167-9 КоАП), порядка проведения валютных операций (ст. 151-1 КоАП). В приведенных нами статьях КоАП в качестве меры наказания предусмотрена конфискация.

Процедура оспаривания такова. На постановление судьи подается жалоба об отмене или изменении постановления на имя прокурора того района (города), в суде которого было рассмотрено дело. Если прокурор согласится с доводами жалобы, он напишет протест, который направляется судье, принявшему судебный акт. Судья вправе отменить, изменить или оставить без изменения свое постановление.

Можно пойти по второму пути: подать жалобу на имя председателя вышестоящего суда. Сначала председателю областного (Минского городского) суда, а затем - Верховного суда. В этом случае тоже можно воспользоваться поддержкой прокурора: просить главу прокуратуры области (г. Минска) принести протест на имя председателя соответствующего суда, а генерального прокурора или его заместителя - на имя председателя Верховного суда. Постановление председателя Верховного суда по делу будет окончательным.

ПРАВОМ на обжалование постановления судьи обладает правонарушитель (т.е. лицо, привлеченное к административной ответственности), а также потерпевший (ст.ст. 247, 248 КоАП). Потерпевшим признается тот, кому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Причем в отличие от правонарушителя потерпевшим может выступать как физическое, так и юридическое лицо (например, фирма - собственник конфискованного товара).

Жалобы на имя председателя вышестоящего суда или прокурора оплачиваются государственной пошлиной, установленной в подп. 1.4 п. 1, подп. 2.7 п. 2 Приложения к постановлению Совета Министров от 2003-03-26 № 402 "О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате". Например, жалоба на постановление судьи об обращении имущества в доход государства оплачивается пошлиной в размере 1 базовой величины.

Лицу, которое не согласно с постановлением судьи, нельзя упускать из виду, что срок для обжалования очень короткий - всего 10 дней со дня вынесения постановления (ст. 268 КоАП). Желательно его не пропускать. Хотя он может быть восстановлен (т.е. не принят во внимание факт его истечения) тем лицом, которое будет рассматривать жалобу (прокурор, председатель вышестоящего суда). Для этого необходимо написать заявление и указать в нем уважительную (т.е. объективную, не зависящую от воли заявителя) причину, по которой пропущен этот срок. В качестве таковой может выступать, например, запоздалое получение письменного постановления лицом, которое не участвовало в судебном процессе. Однако и тут надо отдавать себе отчет в том, что если жалоба не будет направлена в течение 10 дней с момента получения судебного акта, то срок для обжалования может быть не восстановлен.

Собственник конфискованного товара зачастую не приглашается в процесс по рассмотрению административного дела в качестве потерпевшей стороны. Это объясняется прежде всего тем, что КоАП не увязывает такую "забывчивость" судьи с безусловной отменой постановления по делу. Правонарушитель очень часто равнодушен к судьбе чужого имущества, поэтому не оказывает, что называется, достойного сопротивления, требующего порой глубокой юридической проработки ситуации и правовых норм.

А БЫВАЮТ и ситуации, когда таможенники в ходе расследования административного таможенного дела не находят правонарушителя вообще. Это, мягко говоря, странно, если учесть, что подавляющее большинство нарушений в этой области носит "бумажный" характер в виде подписанного кем-либо документа. Но работникам таможни предоставлено право составлять протокол о правонарушении в отношении так называемого неустановленного лица и направлять его в суд. И они этим правом охотно пользуются. В этом случае судебный процесс представляет собой полную идиллию: ни тебе правонарушителя, ни потерпевшего, ни свидетелей, которые только мешают, как говорится, отправлять правосудие. Куда правосудие в этом случае отправляется, мы можем только догадываться.

При рассмотрении дел "без правонарушителя" судья выносит постановление не о конфискации (этот термин означает юридическую смену прежнего собственника на нового - в лице государства), а об обращении в собственность государства имущества, являющегося непосредственным объектом административного таможенного правонарушения (ст. 28 КоАП). Здесь потерпевшему, желающему оспорить решение суда, необходимо сначала обосновать свой статус по делу, представив документы о своих правах на обращенные в собственность государства вещи.

В жалобе надо обязательно указывать, какие нормы законодательства нарушены работником государственного органа, составившим протокол. Например, должностное лицо организации или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности за административные правонарушения только в том случае, если нарушили установленные законодательством правила, исполнение (или обеспечение исполнения) которых входит в их служебные обязанности (ст. 14 КоАП). Если в протоколе или постановлении судьи не указана иная правовая норма, кроме статьи КоАП (например, из акта законодательства о торговой деятельности), то есть основания для обжалования такого судебного акта по причине нарушения ст. 14 КоАП.

В СЛУЧАЕ, когда судьей не выяснены все существенные обстоятельства, постановление можно оспаривать на том основании, что допущено формальное, неполное и необъективное рассмотрение обстоятельств дела (ст. 225, 232 КоАП).

Если постановление о конфискации будет отменено, однако конфискованный товар уже окажется проданным, пострадавшему собственнику возмещается его стоимость (ст. 276 КоАП). На практике суды почему-то присуждают лишь ту сумму, которую получил бюджет после продажи этого товара и которая, как правило, значительно ниже его действительной стоимости. В этом случае собственник товара вправе через суд потребовать взыскания реального ущерба и упущенной выгоды (ст.ст. 14, 15 Гражданского кодекса) или только ущерба в виде разницы между реальной стоимостью и возвращенной суммой (ст. 255 Таможенного кодекса). Правила взыскания ущерба содержатся в Положении о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденном постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16.06.1993 № 2415-XII.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by