Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обеспечить рост экономики, сохранить социальную политику: о чем говорили на заседании Совмина

Фото: freepik.com

Очередное расширенное заседание Совмина посвятили итогам работы экономики в прошлом году и решению актуальных задач социально-экономического развития – в текущем. В центре внимания – обеспечение экономического роста, социальное обеспечение населения, развитие регионов, запуск нового инвестиционного цикла.

Экономика выстояла, но проблем хватает

Открывая заседание, глава государства напомнил, с какими сложностями столкнулась белорусская экономика в 2022 г., оказавшись под санкционным ударом. Работа правительства была направлена на противодействие введенным ограничениям и выполнению социальных обязательств перед населением.

Однако полноценной антисанкционной перенастройки экономики не произошло: есть предприятия, занявшие выжидательную позицию или уповающие на помощь государства, иногда работа со средними показателями не должна подменять работу с конкретными организациями, поскольку помимо понимания, как обстоят дела в экономике в целом, важно поддержать работу конкретных предприятий и сохранить рабочие места. А производство на склад без обеспечения последующего сбыта только ради красивых цифр приводит к вымыванию оборотных средств, что подрывает финансовое положение предприятий.

Александр Лукашенко высказал претензии и в адрес белорусских банков, представители которых были приглашены на заседание. Таких претензий две: недостаточная помощь в поиске маршрутов для доведения платежей при расчетах предприятий с контрагентами и затянутые сроки рассмотрения кредитных заявок от соискателей, а также отсутствие обратной связи, касающейся результатов их рассмотрения. Предприятия не могут ждать неделями и месяцами, пока их заявку одобрят или дадут отказ. Банковская система должна генерировать оптимальные по срокам и стоимости ресурсы для удовлетворения платежеспособного спроса на кредиты. В связи с этим поручено создать единый центр содействия предприятиям в прохождении платежей, а также пересмотреть процедуру финансирования там, где это рационально.

Обсуждалось и финансовое положение госорганизаций, а также состояние расчетной дисциплины. Отмечено значительное количество убыточных предприятий: в системе Минстройархитектуры – более 40%, в «Беллегпроме» – четверть, в «Беллесбумпроме» – каждая пятая. А доля убыточных коммунальных организаций в Могилевской области в два раза выше, чем в остальных регионах. Глава государства напомнил собравшимся, что основными критериями для оценки эффективности работы руководителя любого уровня должны быть рентабельность и рост прибыли. Отдельную проблему представляют неплатежи, особенно в аграрном секторе, которому государство оказывает огромную поддержку. Невозможно добиться нормального функционирования экономики, если не будет порядка с долгами.

Затронули в ходе заседания организацию импортозамещения, развитие кооперационных цепочек с участием малого бизнеса, сотрудничество с Китаем, организацию новых логистических маршрутов, в т.ч. через российские морские порты, и другие вопросы внешней торговли. В работе аграрного сектора отмечены проблемы со стабилизационными фондами, а именно высокие потери продукции из-за низкого качества закладки, плохих условий хранения, отсутствия налаженного сбыта.

Поддержка реального сектора и проактивная инвестиционная политика

Оценивая работу по развитию реального сектора в 2023 г., премьер-министр Роман Головченко отметил, что в текущем году правительство продолжает работать в мобилизационном режиме, что позволяет контролировать промышленность по всем ключевым товарным позициям, владеть ситуацией на конкретных предприятиях и оперативно решать все возникающие вопросы.

В качестве приоритетных задач для правительства в текущем году Р. Головченко выделил обеспечение устойчивой работы реального сектора экономики, реализацию проактивной инвестиционной политики государства и решение наиболее важных социальных вопросов, таких как рост доходов, дальнейшее сдерживание цен, ЖКХ, дороги, здравоохранение, образование и т.д.

Что касается работы экономики в первые месяцы 2023 г., премьер-министр высоко оценил результаты, которые показали основные отрасли. Так, в январе Минпром сработал на уровне +4,9% к 2022 г., «Беллегпром» увеличил производство на 5,5%, «Белнефтехим» – на 2,5%, «Белгоспищепром» – на 24,9%. В то же время Роман Головченко вынужден был признать, что индекс физического объема промпроизводства за 2 месяца хоть и увеличился на 2,3 процентных пункта, но по-прежнему отстает на 1,8% от уровня прошлого года (месяц к месяцу). Полученный результат он объясняет техническим фактором – высокой базой прошлого года и прогнозирует рост объемов производства уже в марте, т.е. тогда, когда фактически началось их снижение в прошлом году.

Комментируя реализацию инвестиционной политики государства, премьер-министр рассказал, что весь прошлый год правительство отрабатывало поручение о реализации в текущей пятилетке в каждом районе как минимум одного инвестпроекта. Эта работа шла тяжело, инициативы от многих районов так и не поступило, в связи с чем было принято решение директивно доводить до них проекты, которые, по мнению правительства, могли быть реализованы на этих территориях.

К примеру, в Пинском районе таким инвестпроектом будет освоение месторождения базальтов и туфов, Буда-Кошелевском – производство упаковки для хранения молочной продукции, Октябрьском – создание экспортно ориентированных продуктов питания и т.д. В итоге сформирован перечень, состоящий из 129 инвестпроектов по принципу «один район – один проект».

Кроме того, запланирована реализация 51 импортозамещающего проекта. Что касается профиля инвестпроектов, 43 из них – это производство сельхозпродукции и переработка, еще 45 относятся к отраслям, которые курирует Минпром, 29 – связаны с деревообработкой, 14 – с фармацевтикой, 13 – с нефтехимией. Общая оценочная стоимость всего пула проектов – 4,3 млрд руб., из которых 1,2 млрд руб. будут направлены на реализацию уже в 2023 г. Все перечни в настоящее время утверждены правительством, но вместе с тем остаются открытыми, т.е. по предложениям руководителей областей и Минска они могут быть расширены путем включения новых проектов.

Проработано и финансирование, все источники расписаны и согласованы. 10 проектов уже находятся в завершающей стадии, 27 будут реализовываться за счет собственных средств организаций. Кредитные ресурсы банков в текущем году будут задействованы для реализации 54 проектов, общая сумма кредитов составит 556 млн руб. На рассмотрение в банках уже поданы 22 проекта, которые должны быть прокредитованы в текущем году. Кредитные источники определены правительством, а ставка по ним составит не более 8%. Единственное требование, которое предъявляется к проектам, – окупаемость и возвратность ресурсов.

Социальная политика останется прежней, фокус – на экономии бюджетных средств

Отмечено, что социальная политика государства по всем ключевым вопросам останется неизменной, незыблемой в отношении военных и многодетных. Подтверждены и озвученные ранее планы по строительству жилья, в т.ч. арендного.

Читайте также

Средства Государственной инвестиционной программы в 2023 году превысят 1 млрд руб­лей

Но главное здесь – рациональное использование бюджетных средств, особенно при строительстве объектов социальной инфраструктуры, что требует сегодня от государства значительных капиталовложений. Те объекты здравоохранения и образования, строительство которых было начато, надо завершить, однако в отдельных агрогородках, где разумнее решить вопрос через логистику, следует воздержаться от строительства объектов и, например, организовать подвоз учащихся. Такой же принцип должен преобладать при строительстве дорог: пути интенсивной эксплуатации делать из бетона, там, где покрытие асфальтовое, осуществлять текущий ремонт.

Еще одним направлением экономии бюджетных средств должна стать оптимизация численности гос­органов. Например, есть некоторая избыточность подведомственных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение кадров.

***

В целом расширенное заседание Совмина не раскрыло ничего нового, став, по сути, подтверждением экономического курса, который был обозначен VI Всебелорусским народным собранием. Как следует из отчета премьер-министра, правительству пока не удалось вывести экономику на траектории роста, что объясняется высокой базой прошлого года. Ключевыми месяцами станут март и апрель, когда эффект высокой базы будет нивелирован и экономика может показать признаки роста.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений