Обеспечить рост экономики, сохранить социальную политику: о чем говорили на заседании Совмина

Очередное расширенное заседание Совмина посвятили итогам работы экономики в прошлом году и решению актуальных задач социально-экономического развития – в текущем. В центре внимания – обеспечение экономического роста, социальное обеспечение населения, развитие регионов, запуск нового инвестиционного цикла.
Экономика выстояла, но проблем хватает
Открывая заседание, глава государства напомнил, с какими сложностями столкнулась белорусская экономика в 2022 г., оказавшись под санкционным ударом. Работа правительства была направлена на противодействие введенным ограничениям и выполнению социальных обязательств перед населением.
Однако полноценной антисанкционной перенастройки экономики не произошло: есть предприятия, занявшие выжидательную позицию или уповающие на помощь государства, иногда работа со средними показателями не должна подменять работу с конкретными организациями, поскольку помимо понимания, как обстоят дела в экономике в целом, важно поддержать работу конкретных предприятий и сохранить рабочие места. А производство на склад без обеспечения последующего сбыта только ради красивых цифр приводит к вымыванию оборотных средств, что подрывает финансовое положение предприятий.
Александр Лукашенко высказал претензии и в адрес белорусских банков, представители которых были приглашены на заседание. Таких претензий две: недостаточная помощь в поиске маршрутов для доведения платежей при расчетах предприятий с контрагентами и затянутые сроки рассмотрения кредитных заявок от соискателей, а также отсутствие обратной связи, касающейся результатов их рассмотрения. Предприятия не могут ждать неделями и месяцами, пока их заявку одобрят или дадут отказ. Банковская система должна генерировать оптимальные по срокам и стоимости ресурсы для удовлетворения платежеспособного спроса на кредиты. В связи с этим поручено создать единый центр содействия предприятиям в прохождении платежей, а также пересмотреть процедуру финансирования там, где это рационально.
Обсуждалось и финансовое положение госорганизаций, а также состояние расчетной дисциплины. Отмечено значительное количество убыточных предприятий: в системе Минстройархитектуры – более 40%, в «Беллегпроме» – четверть, в «Беллесбумпроме» – каждая пятая. А доля убыточных коммунальных организаций в Могилевской области в два раза выше, чем в остальных регионах. Глава государства напомнил собравшимся, что основными критериями для оценки эффективности работы руководителя любого уровня должны быть рентабельность и рост прибыли. Отдельную проблему представляют неплатежи, особенно в аграрном секторе, которому государство оказывает огромную поддержку. Невозможно добиться нормального функционирования экономики, если не будет порядка с долгами.
Затронули в ходе заседания организацию импортозамещения, развитие кооперационных цепочек с участием малого бизнеса, сотрудничество с Китаем, организацию новых логистических маршрутов, в т.ч. через российские морские порты, и другие вопросы внешней торговли. В работе аграрного сектора отмечены проблемы со стабилизационными фондами, а именно высокие потери продукции из-за низкого качества закладки, плохих условий хранения, отсутствия налаженного сбыта.
Поддержка реального сектора и проактивная инвестиционная политика
Оценивая работу по развитию реального сектора в 2023 г., премьер-министр Роман Головченко отметил, что в текущем году правительство продолжает работать в мобилизационном режиме, что позволяет контролировать промышленность по всем ключевым товарным позициям, владеть ситуацией на конкретных предприятиях и оперативно решать все возникающие вопросы.
В качестве приоритетных задач для правительства в текущем году Р. Головченко выделил обеспечение устойчивой работы реального сектора экономики, реализацию проактивной инвестиционной политики государства и решение наиболее важных социальных вопросов, таких как рост доходов, дальнейшее сдерживание цен, ЖКХ, дороги, здравоохранение, образование и т.д.
Что касается работы экономики в первые месяцы 2023 г., премьер-министр высоко оценил результаты, которые показали основные отрасли. Так, в январе Минпром сработал на уровне +4,9% к 2022 г., «Беллегпром» увеличил производство на 5,5%, «Белнефтехим» – на 2,5%, «Белгоспищепром» – на 24,9%. В то же время Роман Головченко вынужден был признать, что индекс физического объема промпроизводства за 2 месяца хоть и увеличился на 2,3 процентных пункта, но по-прежнему отстает на 1,8% от уровня прошлого года (месяц к месяцу). Полученный результат он объясняет техническим фактором – высокой базой прошлого года и прогнозирует рост объемов производства уже в марте, т.е. тогда, когда фактически началось их снижение в прошлом году.
Комментируя реализацию инвестиционной политики государства, премьер-министр рассказал, что весь прошлый год правительство отрабатывало поручение о реализации в текущей пятилетке в каждом районе как минимум одного инвестпроекта. Эта работа шла тяжело, инициативы от многих районов так и не поступило, в связи с чем было принято решение директивно доводить до них проекты, которые, по мнению правительства, могли быть реализованы на этих территориях.
К примеру, в Пинском районе таким инвестпроектом будет освоение месторождения базальтов и туфов, Буда-Кошелевском – производство упаковки для хранения молочной продукции, Октябрьском – создание экспортно ориентированных продуктов питания и т.д. В итоге сформирован перечень, состоящий из 129 инвестпроектов по принципу «один район – один проект».
Кроме того, запланирована реализация 51 импортозамещающего проекта. Что касается профиля инвестпроектов, 43 из них – это производство сельхозпродукции и переработка, еще 45 относятся к отраслям, которые курирует Минпром, 29 – связаны с деревообработкой, 14 – с фармацевтикой, 13 – с нефтехимией. Общая оценочная стоимость всего пула проектов – 4,3 млрд руб., из которых 1,2 млрд руб. будут направлены на реализацию уже в 2023 г. Все перечни в настоящее время утверждены правительством, но вместе с тем остаются открытыми, т.е. по предложениям руководителей областей и Минска они могут быть расширены путем включения новых проектов.
Проработано и финансирование, все источники расписаны и согласованы. 10 проектов уже находятся в завершающей стадии, 27 будут реализовываться за счет собственных средств организаций. Кредитные ресурсы банков в текущем году будут задействованы для реализации 54 проектов, общая сумма кредитов составит 556 млн руб. На рассмотрение в банках уже поданы 22 проекта, которые должны быть прокредитованы в текущем году. Кредитные источники определены правительством, а ставка по ним составит не более 8%. Единственное требование, которое предъявляется к проектам, – окупаемость и возвратность ресурсов.
Социальная политика останется прежней, фокус – на экономии бюджетных средств
Отмечено, что социальная политика государства по всем ключевым вопросам останется неизменной, незыблемой в отношении военных и многодетных. Подтверждены и озвученные ранее планы по строительству жилья, в т.ч. арендного.
Средства Государственной инвестиционной программы в 2023 году превысят 1 млрд рублей
Но главное здесь – рациональное использование бюджетных средств, особенно при строительстве объектов социальной инфраструктуры, что требует сегодня от государства значительных капиталовложений. Те объекты здравоохранения и образования, строительство которых было начато, надо завершить, однако в отдельных агрогородках, где разумнее решить вопрос через логистику, следует воздержаться от строительства объектов и, например, организовать подвоз учащихся. Такой же принцип должен преобладать при строительстве дорог: пути интенсивной эксплуатации делать из бетона, там, где покрытие асфальтовое, осуществлять текущий ремонт.
Еще одним направлением экономии бюджетных средств должна стать оптимизация численности госорганов. Например, есть некоторая избыточность подведомственных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение кадров.
***
В целом расширенное заседание Совмина не раскрыло ничего нового, став, по сути, подтверждением экономического курса, который был обозначен VI Всебелорусским народным собранием. Как следует из отчета премьер-министра, правительству пока не удалось вывести экономику на траектории роста, что объясняется высокой базой прошлого года. Ключевыми месяцами станут март и апрель, когда эффект высокой базы будет нивелирован и экономика может показать признаки роста.