$

2.5105 руб.

2.9797 руб.

Р (100)

3.4323 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

ФСЗН

Объединяющий закон об обязательных страховых взносах в ФСЗН

23.07.2021
Объединяющий закон об обязательных страховых взносах в ФСЗН
Фото: firestock.ru

Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» установил систему, комплексно регулирующую вопросы государственного социального страхования. Помимо объединения положений различных документов в один сводный законодательный акт, его новые нормы усиливают социальную поддержку отдельных категорий работающих граждан и координируют взаимодействие фонда с плательщиками взносов.

Основной целью разработчиков было полное упорядочение в одном НПА вопросов уплаты взносов в бюджет Фонда. «ЭГ» следила за развитием инициативы начиная с 2019 г., когда о ней стало известно (см. статью «Неоконченная история Фонда социальной защиты», «ЭГ» № 28 за 16.04.2019 или статью «Что произошло с ФСЗН в 2019 году. Планы на 2020 год», «ЭГ» № 98 за 31.12.2019).

Сейчас в Закон № 118-З включены, например, положения Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», где определены категории плательщиков взносов, объект для начисления взносов, размер страховых взносов (он утратит силу). В новый документ перенесены нормы Указа от 16.01.2009 № 40, которым утверждено Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В Закон от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», где определены категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию, внесены изменения.

Законом № 118-З регламентированы:

– круг плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда (ст. 3);

– объект для начисления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование (ст. 4);

– размеры взносов, сроки и порядок их уплаты (ст.ст. 5–14);

– права и обязанности плательщиков (ст.ст. 20–21).

Итого в структуре нового Закона всего 4 «основные» главы и пятая – о внесении изменений в некоторые законы и признании утратившими силу отдельных законодательных элементов.

 

Базовые понятия

Основные термины и их определения изложены в ст. 1 Закона № 118-З. Помимо привычных формулировок, таких как «пенсионное страхование» или «работающие граждане», здесь, например, появился новый термин «местный финансовый орган» и определены его основные функции. Это структурное подразделение местного исполкома областного или территориального уровня должно организовать работу по составлению и исполнению соответствующего местного бюджета.

 

Для некоторых категорий граждан

В ст. 3 Закона № 118-З приведен круг плательщиков взносов: работодатели; работающие граждане; физлица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы; «Белгосстрах» в случаях уплаты взносов за неработающих инвалидов вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и др.; организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы.

В ст. 5 Закона № 118-З  появились нормы, стимулирующие организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, привлекать к работе граждан, являющихся инвалидами. Для предоставления таким компаниям льготы по уплате обязательных взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда в виде пониженного страхового тарифа (12%) установлен минимальный предел наличия в штатной численности работающих инвалидов за прошлый год – в среднем не менее 30%.

Урегулирован порядок освобождения от уплаты взносов на пенсионное страхование работодателей, использующих труд инвалидов I и II группы. Им предоставлено право не уплачивать взносы на пенсионное страхование за работающих инвалидов I и II группы с 1-го числа месяца, следующего за установлением инвалидности (ранее срок установлен не был).

Закреплена норма выдачи пенсионных удостоверений гражданам – получателям пенсий профессионального пенсионного страхования (ППС).

В ст. 6 Закона № 118-З включены размеры взносов на ППС, которые сейчас определены Указом от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование».

 

Обязанности плательщиков и ответственность

Вводится обязанность плательщика обращаться в органы Фонда по месту постановки на учет за получением средств на выплату государственных пособий (ст. 21 Закона № 118-З). Одновременно органам Фонда предоставлено право приостановки операций по банковским счетам плательщиков за невыполнение обязанности обращения за финансированием средств на выплату пособий.

Необходимость в «донорском» финансировании возникает у организаций, когда сумма начисленных пособий превышает сумму взносов или в организации не выплачена заработная плата. Порядок обращения в территориальный орган Фонда по месту постановки на учет за финансированием средств для выплаты пособий установлен Инструкцией о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий, утв. постановлением правления ФСЗН от 15.07.2013 № 9 (подробнее в статье «Надо выплатить пособие, а денег нет» в «ЭГ» № 22 за 26.03.2021).

За нарушение обязанностей плательщиков предусмотрена ответственность «в соответствии с законодательством» (ч. 2 ст. 21 Закона № 118-З). Это отсылка к нормам КоАП и УК.

Напомним, что согласно ст. 12.15 КоАП неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на ППС в бюджет фонда плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более 20 базовых величин (сейчас это 580 руб.), совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ (от 58 до 580 руб.). Не являются административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на ППС, если указанные взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты зарплаты.

С 19 июня 2021 г. УК дополнен ст. 243-1 «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов».

Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

По разъяснениям ФСЗН, статья об уголовной ответственности охватывает не только случаи приостановки нанимателем расчетов с Фондом, но и практику выплаты зарплаты «в конвертах». В комментарии, опубликованном на сайте ведомства 24.06.2021, говорится, что «нелегально полученные деньги работникам довольно проблематично использовать для приобретения жилья, автомобиля, валюты, платы за обучение детей и прочие крупные расходы. Ведь подобные операции находятся под контролем налоговых органов… Уголовную ответственность наниматель будет нести не только за уклонение от исполнения обязанностей по перечислению в бюджет налогов, сборов, но и за умышленное неначисление и неуплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда».

 

Порядок выплаты пособий семьям с детьми

В ст. 26 «Выплата государственных пособий за прошлое время» Закона от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» внесены изменения, предусматривающие право восстановления сроков выплаты едино­временных и ежемесячных пособий семьям, воспитывающим детей, при несвоевременном обращении за их получением, исключительно по уважительным причинам (их перечня пока нет). Ранее срок обращения за пособиями был 6 месяцев без права на обжалование.

Сейчас решениями областных, Минского городского управлений ФСЗН или комитетов по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполкомов в случае пропуска по уважительным причинам могут быть восстановлены сроки обращения за:

– пособием по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

– пособием на детей в возрасте от 3 до 18 лет;

– пособием на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей;

– пособием по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

В случае восстановления пропущенных сроков пособия назначаются и выплачиваются не более чем за 3 года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право.

Закон вступит в силу 21 января 2022 г.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ, редактор по вопросам труда и заработной платы

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Труд: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное