$

2.0953 руб.

2.3708 руб.

Р (100)

3.2774 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Мнения

Неоконченная история Фонда социальной защиты

16.04.2019
Неоконченная история Фонда социальной защиты
Владимир Климченко

Законодательство о страховых и пенсионных взносах в Фонд социальной защиты населения будет меняться путем корректировок действующих норм, все еще требующих доработки, но с перспективой объединения к 2020 году всех нормативных правовых актов в единый документ наподобие кодекса. Об этом рассказал во время круглого стола, организованного «Белорусским обществом профессиональных бухгалтеров», начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН Владимир КЛИМЧЕНКО.

Уплату взносов в бюджет Фонда регулируют три основных документа и сопутствующие им подзаконные акты. В Законе «Об основах государственного социального страхования» определены категории граж­дан, на которых распространяется государственное социальное страхование. В Законе «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» установлены категории плательщиков, объект для начисления взносов, размеры взносов. В Положении об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, утв. Указом Президента от 16.01.2009 № 40, прописан порядок и сроки уплаты взносов.

Объектом для начисления взносов являются выплаты всех видов в денежном или натуральном выражении, начисленные в пользу работающих по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, утвержден постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115). Не начисляются взносы также на выплаты, превышающие 5-кратную величину средней заработной платы по республике.

«Что касается Перечня № 115, то в I полугодии 2019 г. предусмотрено представление в правительство предложений по его корректировке. Все возможные моменты будут приводиться в соответствие с Налоговым кодексом, чтобы не было никаких нюансов при начислении взносов в бюджет Фонда. Непосредственно корректировок в Перечень № 115, скорее всего, в этом году не будет. Открою секрет, что в январе 2020 г. Фонд должен внести в правительство единый документ, который объединит Указ № 40, законы, перечни выплат для начисления или неначисления взносов и все другие предписания по страхованию. Фонд вплотную занят этой работой, и вносить изменения в действующие документы на короткое время просто неразумно», – рассказал В. Климченко.

Тем более что в последнее время некоторые изменения с трудом приживаются на практике. Вспомнить можно корректировки в тот же Перечень № 115 в 2017 г. или совсем свежие указания по оплате командировочных расходов.

«Позиция регуляторов часто выражена не четко. Практикам приходится метаться и делать запросы, а органам – писать письма и давать разъяснения, чтобы навести рез­кость. При подготовке документов совершенно необходимо делать упор на определенность», – отметил исполнительный директор «Белорусского общества профессиональных бухгалтеров» Евгений Герштейн.

 

Как наполняется Фонд

Основным источником доходов Фонда являются обязательные страховые взносы, поступающие от юридических лиц.

На учете в органах Фонда состоит 585 тыс. субъектов хозяйствования. Из них 207 тыс. юридических лиц, остальные – различные категории физлиц.

Всего в 2018 г. в бюджет Фонда поступило 13,9 млрд руб., из них от работодателей – 12,8 млрд руб., остальное – штрафы, трансферты Минфина и другие источники. По итогам года Фонд сработал с профицитом 314,9 млн руб. Все трудовые пенсии и пособия финансировались из средств Фонда. Расходы на трудовые пенсии составили 77,2% (10,5 млрд руб.), пособия – 21,3% (2,9 млрд руб.).

 

Нужна ли другая система

Принцип работы Фонда – страховой. Претендовать на пособия и пенсию могут только плательщики взносов. Что касается пенсионной системы, то она солидарная, основанная на взаимопомощи поколений.

«Переход к другой системе невозможен, да и не нужен. Солидарные системы работают, например, в Германии и Швеции. Наряду с этим хорошие сбережения пенсионерам там обеспечивают частные накопительные фонды. Но и на нашем рынке существуют программы дополнительного индивидуального пенсионного страхования, например, в «Стравите» или «Приорбанке», – считает В. Климченко.

Право на пенсию дает страховой стаж – период уплаты взносов в Фонд. В 2019 г. он составляет 17 лет, а к 2025 г. увеличится до 20 лет. Если к моменту выхода на пенсию страхового стажа нет, трудовая пенсия не назначается. И здесь два пути: доработать стаж или ждать назначения социальной пенсии, которая выплачивается мужчинам старше 65 лет, женщинам – старше 60 лет. Размер минимальной трудовой пенсии на сегодня составляет 217 руб., социальной – 108 руб.

 

Назначение больничных и пособий

Фонд планирует постепенно уйти от «зачетного метода» выплаты больничных и пособий, когда организация перечисляет средства в Фонд за минусом таких расходов.

«Мало кто в мире использует этот метод. Мы от него тоже пытаемся уйти. Правительство уже одобрило план действий по устранению зачетного метода. Сейчас слово за Минздравом, курирующим переход на электронные больничные. Планируется, что назначать все больничные и пособия будут органы Фонда, а организации будут уплачивать взносы в полном размере», – анонсирует перспективу В. Климченко.

Мотивация к переходу на другую систему проста. Фонд очень редко проводит проверки правильности исчисления и уплаты взносов. При этом основные выявляемые нарушения – это незаконное расходование средств в случаях, когда нет документов, подтверждающих болезнь, беременность и даже роды. Все это потери Фонда. Поэтому как только электронные больничные листы станут нормой, система назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет изменена.

 

Зачем нам квартальная ПУ-3

С 1 января 2019 г. форма ПУ-3 подается в органы ФСЗН ежеквартально. С одной стороны, это результат спроса госорганов на оперативную персональную информацию, необходимую для оформления жилищных субсидий, обновления Базы данных трудоспособных граждан, незанятых в экономике. С другой стороны, так Фонду лучше «видны» многочисленные предприятия, которые входят в стадию ликвидации либо банкротства, не подающие сведения о своих работниках.

«Данные персонифицированного учета будут усложняться. Налоговые органы создают базу данных доходов граждан, в которой по определенной кодировке можно будет видеть четко, из чего состоит доход каждого человека в стране. В формы ПУ предлагается даже ввести графы, отражающие информацию, вообще не связанную с начислением взносов», – удивил всех представитель Фонда.

Разговор на круглом столе был оживленным, ни одного вопроса практиков не осталось без ответа. Более того, беседа со временем перешла в совсем откровенную плоскость, и участники стали делиться опытом разумного манипулирования нормами законодательства. Были просьбы к В. Климченко, например, отрегулировать работу порталов по приему электронных документов. В ответ он заверял в доступности и просил обращаться с вопросами по рабочему телефону.    

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Бухучет: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях