$

2.3981 руб.

2.6734 руб.

Р (100)

3.4795 руб.

Ставка рефинансирования

8.00%

Консультации

Что произошло с ФСЗН в 2019 году. Планы на 2020 год

31.12.2019
Что произошло с ФСЗН в 2019 году. Планы на 2020 год
Владимир Климченко

На конференции, организованной МНС для налогоплательщиков, с сообщением о принципах уплаты взносов на государст­венное социальное страхование, практике применения законодательства в 2019 году и планах на 2020 год выступил начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования Фонда соцзащиты населения Владимир Климченко.

От уплаты взносов в бюджет ФСЗН зависят права миллионов граждан на будущую пенсию и ряд государственных пособий.

Основным источником бюджета фонда являются взносы, уплачиваемые нанимателями. Например, в 2018 г. в бюджет фонда поступило 13,9 млрд руб. Из них 12,8 млрд – от плательщиков-нанимателей. Из этих средств около 77,2% было направлено на выплату пенсий (10,5 млрд руб.), а на выплату всех видов пособий – 21,3% (2,9 млрд руб.).

– В нашей солидарной пенсионной системе все средства, которые поступают в фонд, уходят на выплату пенсий нынешним пенсионерам и пособий по уходу за ребенком, болеющим и т.д., – пояснил В. Климченко.

В 2020 г. для того чтобы выйти на трудовую пенсию, необходимо 17 лет 6 месяцев страхового стажа. К 2025 г. страховой стаж достигнет 20 лет.

– Страховой стаж – это тот период, за который уплачивались взносы в бюджет фонда. Нет уплаты взносов в фонд – нет страхового стажа. То есть периоды учебы, службы в армии, декретных отпусков и т.д. в страховой стаж не включаются. Это трудовой стаж, но не страховой, учитываемый при назначении трудовой пенсии. Если нет достаточного страхового стажа, трудовая пенсия не будет назначена. Не доработав страховой стаж, гражданин может рассчитывать только на социальную пенсию, которая назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет.

 

Что изменилось в 2019 году

Основное новшество – принятие в конце 2018 г. Указа от 27.12.2018 № 500 «О государственном социальном страховании».

Основные новации документа:

1. Индивидуальным предпринимателям разрешили не уплачивать взносы за периоды неосуществления деятельности.

– До этого взносы надо было платить обязательно: осуществляешь ты деятельность или нет. Одновременно для ИП введена обязанность представлять форму ПУ-3.

2. В круг участников системы государственного социального страхования включены физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской (самозанятые лица).

– Им позволено уплачивать страховые взносы для того, чтобы в будущем они смогли сформировать свой страховой стаж для назначения трудовой пенсии. Это дело для них добровольное, но некоторые люди стали платить взносы, а значит, идея имела смысл.

3. Были приняты определенные меры, направленные на предотвращение различных схем, применяемых плательщиками в целях ухода от обязанности уплачивать взносы. Органам фонда было предоставлено право приостанавливать в отношении плательщиков взносов операции по всем их счетам, электронным кошелькам, получать от банков информацию об остатках и движении средств на этих счетах, а также сведения из информационных систем, содержащих персональные данные и доступ к ним, в т.ч. удаленный.

Кроме того, установлена обязанность плательщиков взносов при получении средств на оплату труда согласовывать с органами фонда справки о том, что обязательства по перечислению платежей в бюджет фонда отсутствуют.

 

Уплата взносов в бюджет фонда

Основные нормативные правовые акты, которыми регламентируется уплата:

– Закон от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», в котором определены категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию (ст. 7);

– Закон от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», где определены категории плательщиков взносов, объект для начисления взносов, размер страховых взносов;

– Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом от 16.01.2009 № 40.

Объектом для начисления взносов для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Исключение – выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, и по обязательному страхованию от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).

Кроме того, есть ограничения размера выплат, на которые начисляются взносы, – не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, а для резидентов ПВТ и белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» – не выше 1-кратной величины среднемесячной зарплаты в республике.

 

Что планируется в 2020 году

1. Разработать комплексный Закон об уплате взносов в бюджет фонда.

Правительство поручило объединить в один документ названные выше и другие нормативные правовые акты, чтобы по аналогии с Налоговым кодексом собрать все нормы в едином циркуляре, облегчив тем самым для плательщиков навигацию и общее восприятие предписаний.

2. Все автоматизированные системы фонда дорабатываются в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Указа от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов».

– Предусматривается создание автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО). Через нее органами фонда будут исполняться платежные инструкции плательщиков на перечисление обязательных страховых взносов в бюджет фонда в случае недостаточности денежных средств для исполнения данных платежных инструкций в полном объеме. То есть если вы платежку положили, денег недостаточно на счете, вступает в силу АИС ИДО. Если раньше платежка лежала только на одном счете, теперь все счета организации начинают работать. То же самое касается и взыскания органами фонда, налоговыми, таможенными, финансовых расследований и др.: если мы выставляем платежное требование, то выставляем не ко всем счетам плательщика, а только в систему АИС ИДО, и дальше автоматически оно работает по всем вашим счетам.

3. Проработаны варианты по внесению изменений в Перечень № 115.

Основная цель – сближение Перечня № 115 с НК в части неначисления взносов на выплаты, на которые не начисляется подоходный налог.

– Надо понимать, что сблизить два документа не совсем возможно, т.к. подоходный налог и страховые взносы имеют разную природу. Подоходный налог – это все доходы человека, а взносы начисляются только за конкретную работу. Что нельзя сблизить? Подоходный налог начисляется на пособие по временной нетрудоспособности, но если начать начислять на такое пособие взносы, из которых они уплачиваются, это будет несколько странно. Подоходный налог не начисляется на доходы, полученные за работу в составе студенческих отрядов. По взносам в фонд тоже есть льгота, они начисляются полностью на социальное страхование, чтобы люди, работающие в студенческом отряде, были обеспечены больничными. Кроме того в минимальном размере – на пенсионное страхование, чтобы формировался страховой стаж.

Что касается возможности унификации.

1. Планируется четко прописать пункт, что страховые взносы не начисляются на размер стоимости приобретенной организациями или ИП бутилированной воды, подаренных живых цветов, а также средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.

– Даже если в Перечне № 115 такого пункта не будет, фонд насчет этих выплат даст разъяснения, что не надо на это взносы начислять, – уточнил В. Климченко.

2. Предполагается указать, что на денежные премии, выплачиваемые победителям ежегодных соревнований за достижение высоких показателей на уборке урожая («Дожинки», «Властелин села»), страховые взносы не начисляются, как не начисляется на них подоходный налог.

3. Планируется освободить от начисления обязательных страховых взносов доходы, начисленные за день проведения республиканского субботника.

4. Будет и обратное движение: из Перечня № 115 намечаются исключения.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Бухучет: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Реклама
Опросы