Объединения нанимателей будут регулировать отдельным законом? Рассказываем, что хорошо и что плохо в проекте документа

Минтруда и соцзащиты подготовило проект Закона «Об объединениях нанимателей». Если документ будет принят, он станет первым нормативным правовым актом, комплексно регулирующим деятельность таких общественных организаций в Беларуси.
В обосновании к проекту, которое есть в распоряжении «ЭГ», отмечается, что его целью является законодательное регулирование общественных отношений по созданию и деятельности таких объединений, «как одного из ключевых участников системы социального партнерства».
Разработчик рассматривает подобные организации с точки зрения их участия в социально-трудовых отношениях и подчеркивает, что здесь необходимо соблюдение баланса и представление всех сторон отношений: государства, работников и нанимателей. До сих пор последние здесь представлены хуже всего.
Не профсоюзы
При этом, в отличие от профессиональных союзов, правовой статус объединений нанимателей на законодательном уровне должным образом не определен. Являясь членом Международной организации труда (МОТ), Беларусь ратифицировала ряд конвенций данной организации, в т.ч. определяющих правовое положение организаций работников и нанимателей. В частности, Конвенция МОТ 1948 г. (№ 87) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» в равной степени закрепляет гарантии по созданию своих организаций как для работников, так и для нанимателей.
Согласно законопроекту объединения нанимателей «создаются и действуют с целью представительства и защиты прав и законных интересов нанимателей в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также реализации иных задач, закрепленных в их уставах».
Основными задачами объединений в проекте пока определены:
– взаимодействие с госорганами, профсоюзами (их объединениями) в системе социального партнерства;
– участие в формировании и реализации социально-трудовой и экономической политики государства;
– ведение коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению тарифных (отраслевых) и местных соглашений и обеспечение исполнения своих обязательств по соглашениям;
– координация деятельности нанимателей по исполнению обязательств, принятых в рамках генерального, тарифных (отраслевых) и местных соглашений;
– содействие разрешению коллективных трудовых споров.
Подчеркивается, что сейчас структуры, объединяющие нанимателей, в т.ч. и те, которые взаимодействуют с профсоюзами, образуются в форме ассоциаций (союзов), предусмотренных в ст. 121 ГК. Они являются некоммерческими организациями.
Регистрация и ликвидация таких организаций осуществляется в соответствии с Декретом от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
«Консультации, которые проводились с бизнес-союзами, органами государственного управления, показали необходимость сохранения данного подхода в законопроекте», – отмечают в Минтруда.
Поэтому подготовленный законопроект не предусматривает образования новой формы некоммерческой организации, но предполагает включение ассоциаций (союзов), созданных и зарегистрированных в установленном порядке, в Реестр объединений нанимателей. Некоммерческие организации будут приобретать права и обязанности объединений нанимателей только после включения их в Реестр, который будет вести Минтруда.
Еще одна конфедерация?
Проект содержит нормы, направленные на усиление роли нанимателей в системе социального партнерства. Так, предусматривается, что их объединения могут быть республиканскими (не менее 15 нанимателей в составе) или территориальными: областными (не менее 10), районными городскими (не менее 5).
Для вовлечения объединений нанимателей в коллективные переговоры предложено установить норму о том, что объединение не вправе отказываться от участия в переговорах по заключению соответствующего тарифного (отраслевого) или местного соглашения, если сфера действия соглашения распространяется на нанимателей, входящих в состав данной организации.
Предложено также ввести в практику действия «Конфедерации нанимателей Республики Беларусь». Ее полномочиями может быть наделено республиканское объединение, в состав которого входит более половины из числа действующих в стране таких объединений нанимателей.
Согласно проекту НПА Конфедерация будет координировать деятельность объединений нанимателей в масштабах страны и представлять их интересы на национальном уровне, в т.ч. при формировании состава Национального совета по трудовым и социальным вопросам и при разработке и реализации Генерального соглашения.
В случае если ни одно из действующих объединений нанимателей не будет соответствовать критериям Конфедерации, решение указанных вопросов будет осуществляться Минтруда через анализ объединений нанимателей с учетом их представительности в порядке, отдельно определенном в законопроекте.
О правах и обязанностях
Среди прав объединений нанимателей в проекте перечислены:
– защита прав и законных интересов нанимателей, а также представление их в госорганах, в отношениях с профессиональными союзами;
– выступление с инициативой о проведении коллективных переговоров и ведение их в целях заключения, изменения или дополнения соглашений;
– получение информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за их выполнением.
При этом их обязанности сформулированы так:
– вести коллективные переговоры по заключению, изменению или дополнению соглашений;
– выполнять заключенные соглашения и предоставлять своим членам информацию о них;
– предоставлять профсоюзам и госорганам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и относящуюся к компетенции объединения нанимателей;
– осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением нанимателей соглашений;
– содействовать выполнению членами объединения нанимателей обязательств, предусмотренных ими;
– отчитываться перед своими членами о деятельности объединения нанимателей в порядке, предусмотренном уставом;
– оказывать им консультативную и методическую помощь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, в т.ч. по заключению коллективных договоров (соглашений), разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Неплохо. Но есть замечания
По словам директора «Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского» (БСПН) Жанны Тарасевич, к подготовке проекта НПА привлекались представители крупнейших действующих в Беларуси деловых союзов. В целом, отметила эксперт в комментарии «ЭГ», деловое сообщество поддерживает инициативу о подготовке документа, однако некоторые ключевые предложенные положения вызывают вопросы.
В частности, идея об определении «Конфедерации нанимателей Республики Беларусь» в том виде, в котором она изложена, может противоречить положениям упомянутой 87-й Конвенции МОТ в части свободы объединения в ассоциации и союзы.
Также, подчеркнула глава БСПН, неясными пока остаются критерии представительности объединений – так, меньшее по количеству входящих в него нанимателей объединение может в процессе своей деятельности затрагивать интересы большего количества имеющихся у них совокупно сотрудников.
«В ассоциацию или союз смогут объединиться 10–15 нанимателей, но это не так много с точки зрения представительства», – добавила она.
Кроме того, представитель организации напомнила, что нерешенными полностью или частично остаются давно озвучиваемые бизнес-союзами организационные и административные вопросы их функционирования. Например, о возможности ведения ими коммерческой деятельности (в части подготовки кадров, повышения квалификации и т.д.) – действующий в настоящее время Гражданский кодекс содержит запрет на ее осуществление деловыми объединениями. Не до конца решен и вопрос о возможности отнесения к затратам членских взносов, получаемых этими организациями.
***
Рассматриваемая версия законопроекта – первоначальная. Документ пока не внесен в правительство и не выставлялся на общественное обсуждение. Однако мы считаем важным и нужным освещать серьезные нормотворческие инициативы, насколько это возможно, по мере их подготовки и намерены следить за судьбой проекта.