Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Объединения нанимателей будут регулировать отдельным законом? Рассказываем, что хорошо и что плохо в проекте документа

Фото: pixabay

Минтруда и соцзащиты подготовило проект Закона «Об объединениях нанимателей». Если документ будет принят, он станет первым нормативным правовым актом, комплексно регулирующим деятельность таких общественных организаций в Беларуси.

В обосновании к проекту, которое есть в распоряжении «ЭГ», отмечается, что его целью является законодательное регулирование общественных отношений по созданию и деятельности таких объединений, «как одного из ключевых участников системы социального партнерства».

Разработчик рассматривает подобные организации с точки зрения их участия в социально-трудовых отношениях и подчеркивает, что здесь необходимо соблюдение баланса и представление всех сторон отношений: государства, работников и нанимателей. До сих пор последние здесь представлены хуже всего.

 

Не профсоюзы

При этом, в отличие от профессиональных союзов, правовой статус объединений нанимателей на законодательном уровне должным образом не определен. Являясь членом Международной организации труда (МОТ), Беларусь ратифицировала ряд конвенций данной организации, в т.ч. определяющих правовое положение организаций работников и нанимателей. В частности, Конвенция МОТ 1948 г. (№ 87) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» в равной степени закрепляет гарантии по созданию своих организаций как для работников, так и для нанимателей.

Согласно законопроекту объединения нанимателей «создаются и действуют с целью представительства и защиты прав и законных интересов нанимателей в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также реализации иных задач, закрепленных в их уставах».

Основными задачами объединений в проекте пока определены:

– взаимодействие с госорганами, профсоюзами (их объединениями) в системе социального партнерства;

– участие в формировании и реализации социально-трудовой и экономической политики государства;

– ведение коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению тарифных (отраслевых) и местных соглашений и обеспечение исполнения своих обязательств по соглашениям;

– координация деятельности нанимателей по исполнению обязательств, принятых в рамках генерального, тарифных (отраслевых) и местных соглашений;

– содействие разрешению коллективных трудовых споров.

Подчеркивается, что сейчас структуры, объединяющие нанимателей, в т.ч. и те, которые взаимодействуют с профсоюзами, образуются в форме ассоциаций (союзов), предусмотренных в ст. 121 ГК. Они являются некоммерческими организациями.

Регистрация и ликвидация таких организаций осуществляется в соответствии с Декретом от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

«Консультации, которые проводились с бизнес-союзами, органами государственного управления, показали необходимость сохранения данного подхода в законопроекте», – отмечают в Минтруда.

Поэтому подготовленный законопроект не предусматривает образования новой формы некоммерческой организации, но предполагает включение ассоциаций (союзов), созданных и зарегистрированных в установленном порядке, в Реестр объединений нанимателей. Некоммерческие организации будут приобретать права и обязанности объединений нанимателей только после включения их в Реестр, который будет вести Минтруда.

 

Еще одна конфедерация?

Проект содержит нормы, направленные на усиление роли нанимателей в системе социального парт­нерства. Так, предусматривается, что их объединения могут быть республиканскими (не менее 15 нанимателей в составе) или территориальными: областными (не менее 10), районными городскими (не менее 5).

Для вовлечения объединений нанимателей в коллективные переговоры предложено установить норму о том, что объединение не вправе отказываться от участия в переговорах по заключению соответствующего тарифного (отраслевого) или местного соглашения, если сфера действия соглашения распространяется на нанимателей, входящих в состав данной организации.

Предложено также ввести в практику действия «Конфедерации нанимателей Республики Беларусь». Ее полномочиями может быть наделено республиканское объединение, в состав которого входит более половины из числа действующих в стране таких объединений нанимателей.

Согласно проекту НПА Конфедерация будет координировать деятельность объединений нанимателей в масштабах страны и представлять их интересы на национальном уровне, в т.ч. при формировании состава Национального совета по трудовым и социальным вопросам и при разработке и реализации Генерального соглашения.

В случае если ни одно из действующих объединений нанимателей не будет соответствовать критериям Конфедерации, решение указанных вопросов будет осуществляться Минтруда через анализ объединений нанимателей с учетом их представительности в порядке, отдельно определенном в законопроекте.

 

О правах и обязанностях

Среди прав объединений нанимателей в проекте перечислены:

– защита прав и законных интересов нанимателей, а также представление их в госорганах, в отношениях с профессиональными союзами;

– выступление с инициативой о проведении коллективных переговоров и ведение их в целях заключения, изменения или дополнения соглашений;

– получение информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за их выполнением.

При этом их обязанности сформулированы так:

– вести коллективные переговоры по заключению, изменению или дополнению соглашений;

– выполнять заключенные соглашения и предоставлять своим членам информацию о них;

– предоставлять профсоюзам и госорганам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и относящуюся к компетенции объединения нанимателей;

– осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением нанимателей соглашений;

– содействовать выполнению членами объединения нанимателей обязательств, предусмотренных ими;

– отчитываться перед своими членами о деятельности объединения нанимателей в порядке, преду­смотренном уставом;

– оказывать им консультативную и методическую помощь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, в т.ч. по заключению коллективных договоров (соглашений), разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

 

Неплохо. Но есть замечания

По словам директора «Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского» (БСПН) Жанны Тарасевич, к подготовке проекта НПА привлекались представители крупнейших действующих в Беларуси деловых союзов. В целом, отметила эксперт в комментарии «ЭГ», деловое сообщество поддерживает инициативу о подготовке документа, однако некоторые ключевые предложенные положения вызывают вопросы.

В частности, идея об определении «Конфедерации нанимателей Республики Беларусь» в том виде, в котором она изложена, может противоречить положениям упомянутой 87-й Конвенции МОТ в части свободы объединения в ассоциации и союзы.

Также, подчеркнула глава БСПН, неясными пока остаются критерии представительности объединений – так, меньшее по количеству входящих в него нанимателей объединение может в процессе своей деятельности затрагивать интересы большего количества имеющихся у них совокупно сотрудников.

«В ассоциацию или союз смогут объединиться 10–15 на­нимателей, но это не так много с точки зрения представительства», – добавила она.

Кроме того, представитель организации напомнила, что нерешенными полностью или частично остаются давно озвучиваемые бизнес-союзами организационные и административные вопросы их функционирования. Например, о возможности ведения ими коммерческой деятельности (в части подготовки кадров, повышения квалификации и т.д.) – действующий в настоящее время Гражданский кодекс содержит запрет на ее осуществление деловыми объединениями. Не до конца решен и вопрос о возможности отнесения к затратам членских взносов, получаемых этими организациями.

***

Рассматриваемая версия законопроекта – первоначальная. Документ пока не внесен в правительство и не выставлялся на общественное обсуждение. Однако мы считаем важным и нужным освещать серьезные нормотворческие инициативы, насколько это возможно, по мере их подготовки и намерены следить за судьбой проекта.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений