Новые правила на рынке труда вступят в силу с 1 января 2025 года

Депутаты Палаты представителей на этой неделе приняли во втором чтении законопроект по вопросам занятости населения. Документ включает ряд важных новаций, которые коснутся всех субъектов хозяйствования и населения.
Безработным придется быстрее трудоустраиваться
Документ во втором чтении депутатам представляла председатель постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Ирина Костевич.
Во время общения с журналистами она обратила внимание, что ситуация на рынке труда «неординарная». С одной стороны, наблюдается достаточно низкий уровень безработицы (около 3%), который эксперты называют фактически полной занятостью.
С другой – количество вакансий растет на фоне сжатия предложения рабочей силы. Поэтому, констатировала И. Костевич, подготовлен законопроект по вопросам занятости, который соответствует новым реалиям на рынке труда.
По сути, с 1 января 2025 г. (именно с этой даты, вероятнее всего, вступят в силу многие новации законопроекта) на рынке труда появятся новые права и обязанности как у физических лиц (в т.ч. безработных), так и у нанимателей.
Что касается физлиц, то расширится возможность для регистрации граждан в качестве безработных не только по месту жительства, т.е. по прописке, но и по месту пребывания. Кроме того, им будет предоставлена возможность электронной регистрации в службе занятости. Кстати, за январь-август 2024 г. при содействии служб занятости трудоустроено свыше 95 тыс. человек (более 80% от числа обратившихся за оказанием помощи в поиске работы). При этом около тысячи работников трудоустроено благодаря получению новой рабочей профессии.
Законопроект также расширяет перечень категорий безработных, которым может быть предоставлена возможность трудоустройства в счет брони. Перечень дополняется двумя категориями безработных – лица предпенсионного возраста (те, кому осталось 5 лет от достижения пенсионного возраста); граждане, страдающие алкоголизмом или наркоманией, но прошедшие медицинскую реабилитацию, а также вышедшие из ЛТП.
Кроме того, Ирина Костевич подчеркнула, что изменяется подход по обучению безработных.
«Задача в том, чтобы максимально обучать работников под заказ нанимателя. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, а главное – обеспечит гарантии для трудоустройства. Обучение планируется осуществлять в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем», – пояснила председатель комиссии.
При этом в случае отказа от трудоустройства к работодателю, с которым заключен трехсторонний договор, либо в случае неотработки установленного в договоре срока безработные обязаны будут возместить понесенные государственные затраты.
Нормы, заложенные в законопроекте, призваны мотивировать безработных быстрее искать работу. Поэтому с 18 месяцев до 12 сокращается период нахождения на учете в службе занятости, а период выплаты пособия по безработице по общему правилу сокращается с 6 до 3 месяцев.
Полгода смогут получать пособия только те безработные, которым до достижения пенсионного возраста осталось не более 5 лет, а также лица, проживающие на территории 23 районов с напряженной ситуацией на рынке труда.
При этом для получения пособия безработным придется соответствовать нескольким условиям, а именно: быть уволенными только по уважительным причинам и не менее 5 лет до регистрации безработным работать и уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения. Кстати, планируется ввести гибкий механизм по установлению размера пособия по безработице. Он будет определяться правительством по согласованию с главой государства.
Обязанности и возможности для работодателей
Принятый во втором чтении законопроект содержит также ряд новаций, напрямую касающихся работодателей.
В частности, вводится институт квотирования рабочих мест для инвалидов. К слову, сейчас в Беларуси около 60% людей с инвалидностью заняты в экономике.
«Это достаточно высокий уровень. Предлагаемая новация позволит еще больше вовлечь людей с инвалидностью в процесс эффективной социализации и трудовой реабилитации и также будет способствовать развитию социального партнерства бизнеса и государства», – пояснила И. Костевич необходимость введения данной нормы.
Размеры и порядок квот будут определяться правительством соответствующим постановлением, и за их несоблюдение работодатели будут привлекаться к административной ответственности. Также планируется использовать механизмы, которые позволят службам занятости адресно заниматься трудоустройством инвалидов в регионах.
«Где нет вакансий под соответствующую квалификацию, там адресно будет решаться этот вопрос. Задача в том, чтобы создать несколько механизмов и выбирать их исходя из потребностей человека», – сообщила председатель комиссии, отвечая на вопросы журналистов.
Депутатам известно, что в контексте обсуждения вопроса о квотировании речь ранее шла о том, что трудоустройством инвалидов обязаны будут заниматься предприятия с численностью более 100 человек. При этом величину квоты на трудоустройства инвалидов для них предлагалось установить в размере 3% от общей численности работников.
Квотирование рабочих мест для инвалидов – обязанность, которая согласно законопроекту появится у работодателей с 1 января 2025 г.
Что касается новых возможностей для бизнеса, то они также предусмотрены законопроектом.
«В округах мы неоднократно слышали проблему от руководителей предприятий, которая касается дефицита кадров, поэтому проектом закона предусмотрен ряд положений, которые расширяют возможности нанимателя в своевременном подборе кадров», – подчеркнула И. Костевич, представляя депутатам законопроект во втором чтении.
Так, работодателю предоставляется право заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения не только о текущей потребности в работниках, но и о перспективной потребности. В частности, пояснила депутат, наниматель сможет заявлять перспективные вакансии в связи с реализацией новых проектов или в связи с выходом в перспективе действующих работников на пенсию. Кроме того, работодатели получат право заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения не только по трудовым, но и по гражданско-правовым договорам.
При этом всем работодателям важно иметь в виду, что для обеспечения актуальности и полноты республиканского банка вакансий вводятся новые требования для нанимателей.
Так, подача вакансий в Общереспубликанский банк вакансий станет возможна только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более 5 человек).
Кроме того, вводится запрет на размещение на коммерческих онлайн-ресурсах сведений о наличии вакансий, которые не заявлены в Общереспубликанский банк вакансий.
«Цель нормы – максимально наполнить информацией именно Общереспубликанский банк вакансий, который создавался в стране как централизованный государственный ресурс обо всех вакансиях для удобного и оперативного поиска работы для граждан», – подчеркнула И. Костевич.
Это означает, что с 1 января 2025 г. вакансия должна быть в первую очередь или одновременно заявлена в Общереспубликанский банк вакансий. При этом нанимателю не запрещается размещать сведения о вакансиях на коммерческих онлайн-ресурсах при условии, что такие сведения уже включены в Общереспубликанский банк вакансий.
Больше прав и обязанностей для нанимателей появится на рынке труда
Рынок труда: разворот в сторону работников