Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проекты
21.06.2020 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новому закону – гендерная экспертиза

Фото: freepik

Доступ женщин к предпринимательству упростится. К такому выводу пришли эксперты Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси после проведения гендерной экспертизы проекта закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Принятие закона будет иметь позитивные последствия, поскольку произойдет заметное сокращение денежных и временных затрат, связанных с регистрацией и ликвидацией бизнеса, кроме того, облегчится доступ к данным в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). При этом в числе основных бенефициаров, как ожидается, будут женщины, для которых деньги и время – как правило, более дефицитный ресурс, чем для мужчин, отметили эксперты IFC.

 

Быстрее и дешевле

Совместив гендерную экспертизу проекта с оценкой его регулирующего воздействия на бизнес, эксперты корпорации отметили несколько положительных новаций, а также оценили эффект их внедрения в виде экономии времени и средств. Так, сокращение срока постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, ФСЗН, регистрации в «Белгосстрахе» с последующей публикацией регистрирующим органом информации на веб-портале ЕГР может сэкономить учредителям бизнеса до трех рабочих дней.

Выбор в момент государственной регистрации упрощенной системы налогообложения, единого налога для ИП и иных физлиц, либо единого налога для производителей сельхозпродукции сэкономит еще половину рабочего дня, избавив предпринимателей от дополнительной административной процедуры по выбору режима налогообложения.

В 2-3 дня и примерно 250 рублей оценивается экономия времени и средств от возможности провести государственную регистрацию юрлица на основании типового устава.

Упразднение требования о представлении в регистрирующий орган устава в электронном виде, а также документа об уплате государственной пошлины посредством ЕРИП также уменьшит затраты времени.

Сокращение сроков для отдельных действий и процедур, совершаемых госорганами, почти на один месяц ускорит ликвидацию субъектов хозяйствования. Данная норма будет способствовать созданию нового бизнеса, так как нахождение коммерческой организации в процессе ликвидации является препятствием для собственника имущества (участника), а также руководителя коммерческой организации в создании нового юрлица либо регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению экспертов IFC, положительным новшеством станет наделение регистрирующего органа правом ликвидировать бездействующие субъекты хозяйствования без принятия формального решения. Участники и собственники имущества, а также индивидуальные предприниматели будут освобождены от дополнительных процедур, связанных с ликвидацией бизнеса. В том числе прямым бенефициаром нововведения могут стать женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет и решившие начать новый бизнес по окончании этого отпуска. При этом может быть сэкономлено не менее четырех месяцев, связанных с прекращением индивидуальной предпринимательской деятельности, и шести месяцев, необходимых для ликвидации юрлица. Также сократятся финансовые расходы, связанные с процессом ликвидации бизнеса.

 

Экспертиза в тренде

В корпорации отмечают, что, несмотря на отсутствие общепринятой методологии, гендерная экспертиза законодательства стала распространенной практикой не только в ЕС, но и в СНГ. Например, такая экспертиза предусмотрена действующей в Российской Федерации Концепцией законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, а также модельным законом государств-участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».

Ожидается, что в нашей стране систематическая гендерная экспертиза законодательства начнется в 2021-2025 годах. Это предполагает Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, разработанная Минэкономики. Кроме того, в рамках Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы Национальный центр законодательства и правовых исследований впервые изучил нормативно-правовую базу на предмет дискриминационных по отношению к женщинам норм. Экспертиза показала, что белорусское законодательство в основном является гендерно нейтральным.

 

Равенство формальное и реальное

Эксперты обращают внимание на то, что в Беларуси при формально равных правах возможности мужчин и женщин в бизнесе и в целом в достижении материального благополучия существенно отличаются. Так, официальная статистика фиксирует растущий дисбаланс в доходах по гендерному признаку. Отношение номинальной начисленной средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин в Республике Беларусь составило: в 2016 году 78,5%, в 2017 году – 74,6%, а в 2018-м – уже 72,7%. При этом общее число квалифицированных женщин с высшим образованием, занятых в экономике, на конец 2018 года превысило число занятых мужчин (38,3% против 27,4% соответственно).

У женщин больше неоплачиваемого времени, связанного с ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми, при том, что на эти цели они затрачивают в два раза больше времени, чем мужчины. Одновременно у женщин меньше свободного времени (в среднем на 51 минуту в день). Таким образом, ограничения в доступе к ресурсам и дисбаланс в доходах и свободном времени сделали женщин более чувствительными к денежным и временным затратам, связанным с началом предпринимательской деятельности и ведением бизнеса.

«Правовое регулирование предпринимательской деятельности может считаться гендерно нейтральным, но при этом часто не учитывается, что конечный эффект воздействия регулирования тем не менее будет отличаться для мужчин и женщин. Проведение гендерной экспертизы законопроектов как части оценки регулирующего воздействия позволяет принять во внимание более широкий социально-экономический контекст и подобрать наиболее эффективные меры регулирования для расширения предпринимательской активности женщин», – отмечает глава Представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина.

При формально одинаковых для всех лиц размерах платежей, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией бизнеса, а также с получением доступа к сведениям ЕГР, относительная стоимость этих расходов для женщин (исходя из процентного соотношения средней заработной платы) будет выше, чем для мужчин. Аналогично и в части времени, которое требуется для осуществления административных и иных процедур, – для женщины оно имеет совсем иную ценность, чем для мужчины.

«С учетом сложившихся социально-экономических аспектов, условием позитивной оценки гендерного воздействия видится не просто сохранение формального гендерного равенства, но, прежде всего, улучшение и расширение прав и возможностей женщин в предпринимательской сфере, участие в которой начинается с государственной регистрации и заканчивается ликвидацией субъекта хозяйствования», – поясняет координатор Программы консультативной помощи IFC по улучшению деловой среды в Республике Беларусь Дмитрий Пятаченко.

 

Задел на будущее

Оценка проекта закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» проведена как пилотная. Цель – наглядно показать основные подходы и преимущества гендерного анализа нормативных правовых актов.

В IFC призывают критически оценивать результаты экспертизы, невзирая на преимущественно позитивные оценки упомянутого проекта закона. Создание благоприятной правовой среды для женщин, как и совершенствование делового климата в целом, – непрерывный процесс. В этом деле Беларусь конкурирует с другими странами, которые также не стоят на месте.

Экспертиза содержит ряд предложений по доработке проекта закона, в частности, рекомендовано включить беременность и роды в состав оснований для приостановки предпринимательской деятельности, по аналогии с отпусками для наемных работников. Также предложено откорректировать ряд норм, связанных со взиманием платы за предоставление базовых сведений из реестра, использованием электронной почты, составом открытых сведений о юрлицах и индивидуальных предпринимателях.

Чтобы белорусские женщины активнее шли в бизнес, эксперты IFC рекомендуют создавать для них дополнительные механизмы правовой защиты, в том числе минимизировать различного рода административные затраты и риски. Следует продолжить оптимизацию административных процедур. Важно облегчить процедуры на старте различных видов деятельности, при лицензировании, сертификации и прочих разрешительных действиях. При этом выдаваемые документы и разного рода справки должны иметь максимальный срок действия. Перевод административных процедур в электронный вид и возможность реализации их на онлайн-ресурсах также поможет значительно сократить время и стоимость их прохождения.

 

Справка «ЭГ»:

Согласно плану подготовки законопроектов на 2020 год, проект закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» должен поступить в парламент в сентябре этого года.

В настоящий момент вопросы, связанные с открытием и закрытием бизнеса, регулируются декретом от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений