Норму Декрета № 7 «творчески» расширили
Законопроект, разработанный в соответствии с п. 6 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), внесен 15.03.2019 Совмином в Палату представителей.
Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» введена административная ответственность в виде штрафа от 10 до 200 базовых величин за непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления.
Разработанный Совмином законопроект предлагает включить в главу 23 КоАП «Административные правонарушения против порядка управления» норму Декрета № 7, однако не в оригинальном виде, а в переработанном.
КоАП дополняется новой ст. 23.88 с примечанием. В примечании, во-первых, расшифровывается, что следует считать «надлежащей организацией деятельности юридического лица» – выполнение руководителем этого лица возложенных на него законодательством обязанностей и (или) его должностных обязанностей. По логике разработчиков проекта, «непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица», вероятно, означает невыполнение названных в проекте обязанностей.
Во-вторых, в примечании дается весьма расширительное толкование термина «руководитель юридического лица».
Под руководителем юридического лица понимается физическое лицо:
– занимающее должность руководителя или заместителя руководителя юридического лица, а равно иную должность, предусматривающую осуществление организационно-распорядительных (руководящих, организующих, направляющих, координирующих и контролирующих) функций в отношении юридического лица, его структурных подразделений, работников и направлений деятельности;
– занимающее должность руководителя управляющей организации, иное уполномоченное лицо этой организации, а равно индивидуальный предприниматель – управляющий в случае, если полномочия по управлению юридическим лицом в соответствии с договором переданы управляющей организации или индивидуальному предпринимателю – управляющему;
– председатель ликвидационной комиссии, ликвидатор, управляющий по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Ввиду того, что полномочия первого руководителя как единоличного исполнительного органа юридического лица прописываются в уставе юрлица, то там же целесообразно прописывать уровни делегирования и объем делегированных полномочий на периоды присутствия и отсутствия. Учредителям, собственникам не все равно, как распорядится своими управленческими правомочиями наемный топ-менеджер.
Исходя из этого норму Декрета следовало бы откорректировать не так широко, как это сделано в проекте. Необходимо было указать, что субъектом административной ответственности является руководитель юридического лица и (или) другое лицо, которому в соответствии с уставом, приказом, доверенностью частично делегированы полномочия руководителя юридического лица.
Однако разработчики проекта изменили не только букву, но и смысл нормы Декрета № 7. Ведь любой работник, должность которого предусмотрена в квалификационном справочнике должностей в разделе «Руководители», может быть субъектом административной ответственности по предлагаемой ст. 23.88 КоАП. И все они при определенных обстоятельствах подпадают под действие предлагаемой статьи (напомним диапазон размера штрафа – от 10 до 200 БВ)!
Стоит ли при таких подходах удивляться тому, что проблема дефицита управленцев в Беларуси приобрела хронический характер?
В итоге, когда нормы проекта закона вступят в силу, государственные контрольно-надзорные органы будут «сканировать» всю управленческую деятельность в коммерческом и некоммерческом юридическом лице как государственного, так и частного сектора. Но самая незавидная участь у судьи общего суда, который будет рассматривать протоколы этих многочисленных органов на любого руководящего работника и выносить решение. Для этого судье нужно обладать широким спектром познаний в области различных отраслей права. Помимо всего прочего увеличится нагрузка на судей, рассматривающих административные дела.
Толкование термина «руководитель юридического лица» (абз. 2 примечания к предлагаемой ст. 23.88 КоАП) почти совпадает с понятием «должностное лицо» из ст. 1.3 КоАП, где дается разъяснение отдельных терминов. Напомним, что ст. 7.3 КоАП относит к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
Тем самым привлечение к административной ответственности по ст. 23.88 КоАП любого руководящего работника будет всегда сопровождаться наличием отягчающего обстоятельства.
Данный состав административного правонарушения является неформальным, т.е. требуется зафиксировать не только «непринятие мер», но и причинение вреда, вероятно, как имущественного, так и морального. Причем непонятно, как контрольно-надзорные органы будут определять поставленное на первое место в статье «причинение вреда государственным или общественным интересам». Существует большая вероятность, что это весьма аморфное оценочное понятие создаст коррупционные риски, особенно когда не удается доказать причинение других видов вреда.
Приведу пример. Предприятие поставляет на внутренний рынок продукцию и имеет хроническую дебиторскую задолженность, а на экспорт продукция поставляется по более низкой цене, но на основе предоплаты. Можно ли в этой ситуации «фиксировать» вред «государственным интересам» или это допустимая бизнес-стратегия?
Напомним, что ст. 5.4 КоАП не считает административным правонарушением причинение вреда при обоснованном риске, в т.ч. экономическом (деловом) риске. Это значит, что при составлении протокола контрольно-надзорным органом в отношении руководящего работника эти органы должны будут доказать отсутствие делового риска, а это уже задача посложнее, чем просто констатация нарушения и вреда.
Проект направлен в парламент без публичного обсуждения и без прогноза предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта. Если бы норма переносилась в КоАП в неизменном виде, то это было бы допустимым. На самом же деле ее расширительное толкование в проекте привело к существенной содержательной корректировке нормы Декрета № 7.