$

2.5565 руб.

3.1137 руб.

Р (100)

3.4123 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Юридическим лицам

НК-2021: изменения при налогообложении организаций

04.01.2021
НК-2021: изменения при налогообложении организаций
Фото: freepik

С 1 января вступили в силу основные положения Закона от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса» (далее – Закон).

Закон опубликован на Национальном правовом интернет-портале 01.01.2021.

Основные положения ст. 1 Закона вступили в силу с 01.01.2021, за исключением:

– п. 157 (порядок уплаты консульского сбора – ст. 280 НК); абз. 33–38 п. 160 (льготы по госпошлине – ст. 285 НК); абз. 4–5 п. 161 (ставки госпошлины – ст. 286 НК); абз. 3–5 п. 207 (ставки консульского сбора – приложение 12 к НК); п. 212 (ставки госпошлины – приложение 18 к НК)с 03.01.2021;

– абз. 8–10 п. 96 (внереализационные доходы – ст. 174 НК); абз. 6–8 п. 97 (внереализационные расходы – ст. 175 НК); абз. 2 п. 159 (объекты обложения госпошлиной – ст. 284 НК); абз. 4–5 п. 210 (ставки госпошлины – приложение 15 к НК) с 15.01.2021;

– абз. 2 п. 164 (особенности возврата, зачета госпошлины – ст. 292 НК)с 01.03.2021;

– абз. 3 п. 190 (условия применения единого сельхозналога – ст. 347 НК)с 01.01.2022.

Иные положения Закона вступили в силу с 02.01.2021 (после официального опубликования).

 

Комментарий МНС по внесенным в НК изменениям по видам налогов, размещен на сайте МНС 31.12.2020г.

НДС

Положения НК приведенные в соответствие с нормами иных актов:

– с п. 12 Указа от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503) в части безвозмездной передачи имущества (подпункты 2.7.3, 2.7.10 п. 2 ст. 31 НК);

– с Жилищным кодексом (ЖК) в отношении безвозмездной передачи арендного жилья в собственность граждан. Согласно ЖК такая передача может осуществляться только по решению Президента, в связи с чем скорректирована норма (подп. 2.7.7 п. 2 ст. 31 НК);

– с Указом № 503 скорректирован процент численности инвалидов с 50% до 30% (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК);

– с Декретом от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», устанавливающим льготу по «ввозному» НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части (подп. 1.19 п. 1 ст. 119 НК);

– с Указом от 05.08.2019 № 296 «О беспошлинной торговле на бортах воздушных судов» – нормы, устанавливающие ставку НДС 0% и порядок ее подтверждения при реализации товаров владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации на бортах воздушных судов в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, перенесены в НК (122 НК);

– с Указом от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» (далее – Указ № 546) – нормы о порядке определения налоговой базы НДС при реализации транспортных средств, приобретенных без НДС у физических лиц, в т.ч. являющихся ИП, на территории РБ, перенесены в НК (ст. 120 НК).

Исходя из правоприменительной практики Указа № 546 ст. 120 НК дополнена нормой, определяющей налоговую базу НДС при реализации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, приобретенных у физических лиц, – разница между контрактной стоимостью с учетом НДС и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства.

Изменения, внесенные исходя из правоприменительной практики:

– дополнен термин «передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности» (ст. 31 НК);

– уточнен состав работ, услуг, признаваемых как осуществление строительной деятельности для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РБ, – добавлены монтаж объектов и иные работы (услуги), относящиеся к строительной деятельности (п. 2 ст. 114 НК);

– регламентирован порядок постановки на учет иностранных организаций, осуществляющих строительную деятельность и не состоящих на учете в налоговых органах РБ при превышении 180-дневного периода непрерывной деятельности на территории РБ;

– право на применение льготы при использовании труда инвалидов дополнено новым условием – соблюдение установленного процента численности инвалидов (30%) в среднем за соответствующий истекший период (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК);

 – закреплен порядок определения момента фактической реализации в целях исчисления НДС по завершению этапа работ (услуг), а не по факту завершения всего комплекса работ (услуг) (п. 6 ст. 121 НК);

– актуализирована терминология и закреплен порядок применения ставки НДС 0% на работы моторвагонного подвижного состава БЖД (абз. 4 подп. 1.7 п. 1 ст. 122; п. 4 ст. 126 НК);

– предоставлено право применять ставку 20% при ввозе товаров, облагаемых по ставке 10% (ранее возможно было только по оборотам по реализации таких товаров);

– закреплена норма об обложении НДС пеней, штрафов, процентов по коммерческим займам по товарам, реализованным в розничной торговле, по фактической ставке налога (п. 5 ст. 128 НК);

– закреплен срок для проставления отметок при выборе отчетным периодом квартала (ст. 127 НК);

– скорректирован порядок определения отчетного периода для осуществления налоговых вычетов по покупкам, приобретенным у белорусских поставщиков (п. 6 ст. 132 НК);

– закреплена обязанность уменьшения налоговых вычетов на суммы НДС, ранее принятые к вычету в полном объеме в связи с ликвидацией, в случае отмены процедуры ликвидации (подп. 27.3 п. 27 ст. 133 НК).

Изменения в порядок налогового администрирования:

– определен срок выставления ЭСЧФ – 15 число в отношении объектов, не признаваемых объектом налогообложения НДС и подлежащих возмещению; при передаче налоговых вычетов в пределах одного юридического лица (ст. 131 НК);

– уточнены реквизиты, заполняемые экспедиторами и перевозчиками при реализации экспортируемых транспортных услуг в ЭСЧФ (ст. 13 НК);

– упразднено право невыставления ЭСЧФ в адрес неплательщиков НДС (ст. 131 НК);

– предоставлена возможность выписки итогового ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам – нерезидентам (например, медицинских и иных услуг, товаров в розничной торговле и пр.);

– определен порядок создания ЭСЧФ по анализируемым сделкам в случае, когда обязанность создания ЭСЧФ не установлена общими положениями ст. 131 НК (например, место реализации работ (услуг) – не территория РБ);

– дополнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций, для целей подтверждения обоснованности применения ставки 0% при экспорте сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК);

– закреплен единообразный подход к представлению иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории РБ через несколько постоянных представительств, налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль и по НДС в один налоговый орган (п. 6 ст. 136 НК);

– закреплена процедура выдачи налоговыми органами справки белорусским перевозчикам, подтверждающей их регистрацию в РБ для получения в странах Европы возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории (п. 7 ст. 136 НК);

– с учетом правоприменительной практики ст. 137 НК изложена в новой редакции;

– внесены изменения в порядок возврата НДС по системе Tax Free (ст. 144 НК): возврат иностранным гражданам при оплате покупки банковскими картами посредством инфокиосков; исключена необходимость составления чека на возврат НДС в двух экземплярах; упрощено налоговое администрирование – сведения о факте пересечения товара через границу налоговые органы будут получать от ГТК.

Изменения в порядок налогообложения:

– отсутствуют налоговые обязательства по НДС при передаче заказчиком, застройщиком, дольщиком государственным эксплуатационным организациям товаров (работ, услуг) при реконструкции, ремонте существующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе государственных эксплуатационных организаций, также закреплен порядок осуществления налоговых вычетов (ст. 31 НК; п.п. 6 и 15 ст. 133 НК);

– установлены преференции в отношении безвозмездной передачи работ (услуг) государственным органам и (или) государственным организациям при условии, что переданные работы (услуги) являются безвозмездной (спонсорской) помощью в соответствии с законодательством (подп. 2.7.11 п. 2 ст. 31 НК);

– исключено возникновение объекта налогообложения НДС в РБ в отношении оборотов по реализации услуг, место реализации которых определяется «по покупателю», возникающих в связи с хозяйственными операциями между иностранными организациями за пределами РБ (подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК);

– исключены из объектов налогообложения обороты по реализации арестованного имущества должника в рамках исполнительного производства (ст. 115 НК);

– исключены льготы по НДС при проведении предварительной экспертизы квалификационной научной работы (диссертации) (подп. 1.27.3 п. 1 ст. 118 НК); реализации вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок застройщиком, заказчиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);

– скорректированы нормы, регламентирующие порядок приобретения за счет бюджетных средств на территории РБ у иностранных организаций работ и имущественных прав республиканскими органами государственного управления (подп. 1.10.3 п. 1 ст. 118 НК);

– на бессрочный период установлена ставка 0% при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории РБ авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц;

– по отдельным позициям продовольственных товаров, товаров для детей при их ввозе и реализации на территории РБ ставка увеличена до 20% (ранее 10%);

– при ввозе и реализации на территории РБ лекарственных средств, медицинских изделий установлена ставка 10% (ранее применялось освобождение);

– уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки 0% (ст. 126 НК);

– снято ограничение на вычет сумм «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, безвозмездно переданным бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 24.9 п. 24 ст. 133 НК); связанным с получением доходов от деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов.

С полным текстом комментария МНС в части порядка исчисления НДС можно ознакомиться здесь.

 

Налог на прибыль

Затраты, учитываемые при налогообложении:

– введен новый критерий для признания расходов экономически необоснованными – имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем);

– отменено ограничение по включению в состав затрат расходов на покупку иностранной валюты в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом Нацбанка на момент покупки в зависимости от целей, на которые приобретается иностранная валюта;

– в состав затрат включаются расходы на оплату труда, включающие любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме, вознаграждения по итогам работы за год, выплаты, носящие характер вознаграждений по итогам работы за год, премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства;

– из Указа № 503 перенесены положения в отношении расходов на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации (ст. 171 НК). 

Инвестиционный вычет:

изменен порядок применения: предоставлено право применять в течение двух лет (ранее единовременно);

– расширен перечень объектов ОС, по которым возможно применение (ОС, приобретаемые в лизинг, предусматривающий выкуп объекта; жилыми помещениями, относящимися к арендному жилью; встроенно-пристроенными нежилыми помещениями в жилых домах);

– изменен порядок восстановления при передаче в аренду жилых помещений, относящихся к арендному жилью; в случае возврата объекта лизинга лизингодателю либо выкупа предмета сублизинга.

Внереализационные доходы и расходы:

– в состав доходов и расходов не включаются суммы курсовых разниц, возникающих в связи с получением доходов и осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству;

– установлено право выбора порядка налогового учета курсовых разниц: ежеквартально (ст.ст. 174 и 175 НК) или в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года (положения перенесены из Указа от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах») (п. 14 ст. 167 НК);

– в составе доходов не учитывается стоимость товаров, полученных для ремонта (замены) в рамках гарантийных обязательств;

– резервы по сомнительным долгам могут формироваться и по дебиторской задолженности, возникшей по операциям по сдаче имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование.

Налогообложение операций с ценными бумагами:

– в состав доходов подлежат включению денежные средства, поступившие от эмитента или обязанного лица в счет погашения процента (дисконта) в период владения долговым финансовым инструментом, учитываемым по справедливой стоимости (за исключением банков).

Льготы:

введены новые:

  • прибыль (в размере не более 10% валовой прибыли, определенной за налоговый период, в котором передается прибыль), переданная благотворительному фонду «Прикосновение к жизни» (п. 1 ст. 181 НК);
  • прибыль от предоставления во владение и пользование арендного жилья, специальных жилых помещений в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в т.ч. в зданиях пожарных депо (п. 14 ст. 181 НК);
  • прибыль инвестиционных фондов, зарегистрированных в РБ, от осуществления инвестиционных операций; дивиденды, получаемые инвесторами – юридическими лицами от участия в таких фондах (п. 15 ст. 181 НК) – льгота ограничена сроком до 01.01.2025;

отменены:

  • прибыль от реализации инновационных товаров (п. 7 ст. 181 НК), высокотехнологичных товаров (п. 8 ст. 181 НК), имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности (п. 10 ст. 181 НК).

Ставки:

– снижены с 10% до 5% для прибыли от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров (п. 3 ст. 184 НК);

– увеличены до 30% для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории РБ, микрофинансовых организаций, включенных в реестр, от микрофинансовой деятельности.

С полным текстом комментария МНС в части исчисления налога на прибыль можно ознакомиться здесь.

 

Налог на прибыль иностранных организаций

Усовершенствованы положения о подтверждении зарубежных затрат (п.п. 10, 11 ст. 180 НК):

– зарубежные затраты можно подтверждать заключениями зарубежных налоговых консультантов или иностранных аудиторских организаций (аудиторов);

– расширен состав реквизитов таких заключений;

– заключения могут представляться в налоговый орган РБ на бумажном носителе или в электронном виде.

Иностранным организациям, осуществляющими деятельность через несколько постоянных представительств, предусмотрена возможность представления налоговых деклараций (расчетов) в один налоговый орган (п. 8 ст. 186 НК), о чем необходимо проинформировать налоговые органы не позднее 20.04.2021 (в этот же налоговый орган должна представляться налоговая декларация по НДС – п. 6 ст. 136 НК).

Представительства иностранных организаций, открытых на основании решения МИД или исполкома, т.е. без возникновения постоянного представительства, не обязаны представлять налоговые декларации по итогам отчетных кварталов. Декларации представляются по итогам года или при прекращении деятельности (п. 6 ст. 186 НК).

С полным текстом комментария МНС в части исчисления налога на прибыль иностранными организациями можно ознакомиться здесь.

 

Трансфертное ценообразование

Порядок контроля за трансфертным ценообразованием регулируется положениями гл. 11 НК.

В результате внесенных изменений:

– сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов;

– упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен;

– уточнено, что сведения об анализируемых сделках в ЭСЧФ вносят только плательщики налога на прибыль;

– предоставлена возможность использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства (при определении организаций с сопоставимой деятельностью);

– предоставлено право использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств – членов ЕАЭС, а при их отсутствии – иных иностранных организаций;

– предоставлено право по разовым сделкам определять рыночную цену по результатам независимой оценки. Разовая сделка – сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде;

– увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены;

– изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. Диапазоны определяются исходя из квартилей.

С полным текстом комментария МНС в части контроля за трансфертным ценообразованием можно ознакомиться здесь.

 

Земельный налог

Налоговая база на 01.01.2021 определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

– для жилой многоквартирной зоны – в бел. руб. на дату оценки такой зоны;

– для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в бел. руб. на дату оценки зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2018 и 2019 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 годы;

– для общественно-деловой и производственной зон – в бел. руб. на дату оценки зон, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 годы.

Для земельных участков, в качестве налоговой базы по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 5,5%) по сравнению с пороговыми значениями, установленными п. 9 Указа № 503 на 2020 год.

Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для земельных участков:

– общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости менее 8608 бел. руб. за гектар;

– общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости менее 5738 бел. руб. за гектар;

– иной общественно-деловой зоны при кадастровой стоимости менее 31 298 бел. руб. за гектар;

– производственной зоны при кадастровой стоимости менее 15 648 бел. руб. за гектар;

– рекреационной зоны при кадастровой стоимости менее 17 213 бел. руб. за гектар;

– жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости менее 45 905 бел. руб. за гектар;

– жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости менее 22 953 бел. руб. за гектар.

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (5,5%) и установлены Законом ставки налога на участки, по которым в качестве налоговой базы применяется площадь земельных участков:

– для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – 172,13 бел. руб. за гектар;

– для жилой многоквартирной зоны – 11,49 бел. руб. за гектар;

– для жилой усадебной зоны – 22,96 бел. руб. за гектар.

Проиндексированы ставки налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки по районам РБ (приложения 3 и 4 к НК соответственно).

На сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), по которым отсутствует кадастровая оценка, организациям предоставлена возможность до получения сведений о кадастровой оценке применять балл кадастровой оценки сельскохозяйственных земель в значении, соответствующем среднему баллу кадастровой оценки земель по району, в административных границах которого расположены такие земли (приложение 3 к НК) (п. 4 ст. 241 НК).

Льготы

Отменены следующие льготы:

– освобождение опытных полей, используемых для научной деятельности (подп. 1.2 п. 1 ст. 239 НК);

– освобождение земельных участков, предоставляемых для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, а также земельных участков, занятых объектами придорожного сервиса (подп. 1.23 п. 1 ст. 239 НК);

– уменьшение подлежащей уплате суммы земельного налога на сумму налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 239 НК).

Исключено ограничение по периоду использования льготы – освобождение от налога земельных участков научных организаций и научно-технологических парков, а также земельных участков (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам (подпункты 1.22 и 1.31 п. 1 ст. 239 НК).

Предусмотрена новая льгота в отношении земельных участков, предоставленных дачным кооперативам, садоводческим товариществам, а также иным некоммерческим организациям для целей, связанных с коллективным садоводством и (или) огородничеством, в части площадей земельных участков, находящихся в фактическом пользовании льготной категории граждан. Указанная льгота распространяется и на отношения, возникшие до 01.01.2021.

Объекты налогообложения 

Установлен новый объект – земельные участки, ранее предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством.

Не признаются объектом:

– земельные участки, на которых расположены переданные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в соответствии с законодательством;

– земельные участки общего пользования, свободные земельные участки дачных кооперативов, садоводческих товариществ, иных некоммерческих организаций, созданных для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества и осуществляющих свою деятельность на основе членства граждан (положения распространяются и на отношения, возникшие до 01.01.2021).

Ставки и коэффициенты

Организациям предоставлено право (а не обязанность) самостоятельно решать вопрос о применении понижающих коэффициентов (0,2–0,8).

Определен порядок неприменения (применения) решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, являющихся основаниями для нераспространения указанных решений (п. 21 ст. 243 НК).

Определен период исчисления налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и (или) аренду и своевременно не возвращенные (п. 6 ст. 243 НК): с 1 числа месяца, следующего за месяцем, с которого такие земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца включительно, в котором указанное нарушение устранено.

Установлен порядок определения суммы налога, подлежащей включению в стоимость объектов незавершенного строительства (п. 4 ст. 245 НК).

Введена временная норма на период с 01.01.2021 по 01.01.2023: земельный налог (арендная плата) за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров, в т.ч. автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, исчисляется и уплачивается по ставке земельного налога 1,5% (до 2021 года ставки земельного налога 0,7% и 0,55% соответственно) (в части арендной платы – в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015).

С полным текстом комментария МНС в части исчисления земельного налога можно ознакомиться здесь.

 

Налог на недвижимость

Объекты налогообложения

Не признаются объектом переданные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в соответствии с законодательством (ст. 227 НК).

Льготы

Приведен в соответствие с Указом № 503 критерий численности инвалидов – не менее 30% от списочной численности работников в среднем за период, дающий право на применение льготы общественным объединениям инвалидов и их обособленным подразделениям (подп. 1.5 п. 1 ст. 228 НК).

Предоставление льгот организациям в отношении объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, по перечню таких ценностей, утвержденному правительством, осуществляется согласно НК. При этом исключено требование о необходимости выполнения их собственниками (владельцами) законодательства о культуре (подп. 1.9 п. 1 ст. 228 НК).

Бессрочно продлено действие льготы для научных организаций и научно-технологических парков по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, в т.ч. переданным в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Ставки и коэффициенты

Предусмотрено право (а не обязанность) применять пониженные ставки (0,2% – 0,8%) по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям.

Уточнено, что такие капитальные строения (здания, сооружения), их части должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

Установлено, что не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на организации, которым решением Президента изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, а также на организации, признанные экономически несостоятельными (банкротами) (п. 3 ст. 230 НК).

С полным текстом комментария МНС в части исчисления налога на недвижимость можно ознакомиться здесь.

 

Экологический налог

Предусмотрена корректировка, устанавливающая, что на территории организации, осуществляющей деятельность по использованию отходов, единовременно может находиться без налогообложения экологическим налогом за хранение отходов производства объем отходов, соответствующий 1/4 годовой мощности (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации (подп. 2.4 п. 2 ст. 247 НК).

К ставкам экологического налога применяется коэффициент 0,9 плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия (подп. 2.2 п. 2 ст. 249 НК).

Суммы экологического налога за захоронение отходов производства, исчисленные в двойном размере в связи с их неперечислением собственниками отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производства в срок, не включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Приложение 7 к НК дополнено ставкой экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух неустановленного класса опасности в размере 158,45 руб. за 1 тонну веществ, аналогично ставке налога по веществам четвертого класса опасности.

Ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов проиндексированы на величину прогнозируемого параметра инфляции.

Специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей установлена в размере 5,59 руб. за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в пересчете на оксид калия).

С полным текстом комментария МНС в части исчисления экологического налога можно ознакомиться здесь.

 

Транспортный налог

Транспортный налог введен вместо государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Порядок исчисления и уплаты установлен гл. 28-1 НК.

Плательщиками признаются:

– организации;

– физические лица;

– лизингополучатели в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг).

Объекты налогообложения

Транспортные средства, зарегистрированные за организациями в ГАИ.

Не признаются объектами налогообложения транспортные средства (ст. 3072 НК):

– выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц;

– используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

– выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

– категории M1 или M1G*, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

– предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами.

Льготы

От налога освобождаются транспортные средства (ст. 307-3 НК):

– в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;

– снятые с учета до 01.07.2021.

Налоговая база

Определяется как количество транспортных средств.

Ставки налога

Годовые ставки устанавливаются в бел. руб. в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Ставки приведены в приложении 27 к НК.

Порядок исчисления

Налоговым периодом признается календарный год.

Исчисление производится исходя из наличия транспортных средств у организации в течение календарного года.

НК предусмотрен порядок расчета налога в случаях, когда организацией-плательщиком осуществлялось владение транспортным средством не весь календарный год.

При регистрации транспортного средства за плательщиком в течение налогового периода налог исчисляется с месяца, следующего за месяцем, в котором произведена соответствующая государственная регистрация.

При снятии с учета транспортного средства в течение налогового периода налог прекращает исчисляться с месяца, следующего за месяцем, в котором имело место данное обстоятельство.

Исчисление налога для транспортных средств, в отношении которых действует разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена соответствующая государственная пошлина, начинается только с месяца, следующего за месяцем истечения срока действия такого разрешения.

Порядок уплаты и представления декларации

В течение налогового периода предусмотрена уплата авансовых платежей (в I–III кварталах). Авансовые платежи исчисляются в размере одной четвертой суммы налога, исчисленного исходя из количества облагаемых налогом транспортных средств на 1 число каждого из кварталов (т.е. движение транспортных средств внутри одного квартала для определения суммы авансового платежа не учитывается).

Налоговая декларация (расчет) представляется только по итогам налогового периода – не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По сроку не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, производится доплата транспортного налога (в сумме разницы между суммой исчисленного транспортного сбора и суммой уплаченных авансовых платежей). Если сумма уплаченных авансовых платежей превысит годовую сумму транспортного налога, излишне уплаченная сумма подлежит зачету либо возврату в общеустановленном порядке.

Суммы транспортного сбора учитываются организациями в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).

С полным текстом комментария МНС в части исчисления транспортного налога можно ознакомиться здесь.

 

Особые режимы налогообложения

Агроэкотуризм

Конкретизированы термины «сельскохозяйственная организация» и «сельскохозяйственная продукция» в целях применения организациями сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма увеличена до двух базовых величин.

С полным текстом комментария МНС в части исчисления сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. можно ознакомиться здесь.

 

Единый сельхозналог

Расширен перечень возмещаемых арендодателю (ссудодателю) расходов, суммы которых не учитываются при определении валовой выручки в целях расчета единого сельхозналога на услуги стационарной электросвязи и доступа к сети Интернет.

Предусмотрено невключение во внереализационные доходы для целей исчисления налога сумм погашения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо невозможной (нереальной) для взыскания, если убытки от списания такой задолженности не учитывались при расчете налога на прибыль.

Конкретизированы суммы НДС, не учитываемые при определении валовой выручки в целях расчета налога.

Процентная доля, являющаяся критерием для применения единого сельхозналога, рассчитывается с точностью два знака после запятой.

С полным текстом комментария МНС в части исчисления единого сельхозналога можно ознакомиться здесь.

 

ЕНВД

Исключена глава, регламентирующая порядок исчисления и уплаты ЕНВД.

Организации, являвшиеся в 2020 году плательщиками ЕНВД, в 2021 году применяют общий порядок налогообложения либо УСН при соблюдении критериев валовой выручки и численности работников и отсутствии иных ограничений перехода на применение УСН.

С полным текстом комментария МНС в части исчисления ЕНВД можно ознакомиться здесь.

 

***

Ознакомиться с полным текстом всех комментариев можно также на сайте МНС.

Автор публикации: Материал подготовила Ирина КЛЕЗОВИЧ

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***