Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9444
EUR:
3.4399
RUB:
3.6725
BTC:
94,131.00 $
Золото:
412.07
Серебро:
7.03
Платина:
201.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Незаконно списанную дебиторку могут взыскать с директора: есть прецеденты

Фото: freepik.com

В зоне риска преимущественно находятся руководители предприятий госсектора и должностные лица, отвечающие за внешнеэкономическую деятельность. Инициатором взыскания обычно выступает прокуратура.

Дождались ликвидации контрагента и списали долг

Об одном из последних случаев рассказала пресс-служба прокуратуры Брестской области.

Одно из ОАО региона поставляло продукцию иностранному контрагенту без предоплаты. Несмотря на просрочку в оплате предыдущей партии, отгрузки продолжались некоторое время и дальше, а активных действий по взысканию долга ОАО не предпринимало. Впоследствии иностранная фирма – покупатель была ликвидирована, а ее долг белорусский поставщик списал как безнадежный.

Хотя размер списанного долга был не так уж и велик (порядка 3 тыс. руб.), на ситуацию обратила внимание Пинская межрайонная прокуратура. К руководителю ОАО, на тот момент уже бывшему, у нее возникли следующие претензии:

  • решение о безавансовой поставке была вправе принимать дирекция общества, но экс-руководитель принял его единолично;

  • в дальнейшем директор, вопреки нарушению договорных обязательств контрагентом, не остановил поставки в его адрес без предоплаты;

  • этими действиями бывший топ-менеджер причинил предприятию ущерб в размере списанной внешней дебиторской задолженности.

  • Прокурор подал иск в суд. В ходе разбирательства стороны смогли договориться, и экс-руководитель обязался возместить ущерб в полном объеме не по решению суда, а в рамках мирового соглашения.

Случай не единичный

Это отнюдь не единственный прецедент. Органы прокуратуры и раньше взыскивали списанную просроченную внешнюю дебиторскую задолженность с руководителей предприятий. Также в зону риска попадают сотрудники, отвечающие за ВЭД.

Например, специалисту по ВЭД предприятия в Барановичском районе поставили в вину то, что он некачественно провел преддоговорную работу и не учел плохое финансовое состояние иностранного покупателя, а замдиректору – что он не придал этому значения и позволил заключить договор на невыгодных условиях. В последующем образовавшийся внешний долг пытались взыскать принудительно, но за 8 лет исполнительное производство не дало результата, и задолженность списали.

Итог: сумму ущерба в размере списанной дебиторки взыскали через суд с руководителей и работников предприятия, в т.ч. бывших.

Похожие обстоятельства превратили в ответчиков по иску о взыскании ущерба и группу должностных лиц аграрного предприятия в Столинском районе.

Крупная сумма дебиторки – повод для уголовного дела

Недостаточно активная работа с внешней дебиторкой может стать основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. А при образовании крупных долгов возникает повод и для уголовных дел.

Так, в декабре 2025 г. межрайонный прокурор возбудил уголовное дело в отношении экс-директора одного из хозобществ Пинского района. Подозреваемому вменяется, что он на протяжении 2 лет заключал дополнительные соглашения о продлении сроков оплаты отгруженных зарубежным покупателям товаров. В результате у предприятия накопилась просроченная внешняя дебиторская задолженность более 1,5 млн руб.

Если дело дойдет до суда, то по ч. 3 ст. 424 УК (злоупотребление служебными полномочиями) бывшему директору грозит от 3 до 10 лет лишения свободы с возможной дополнительной санкцией в виде штрафа.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by