Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №58(2752) от 06.08.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.0919
EUR:
3.374
RUB:
3.6137
Золото:
237.97
Серебро:
2.69
Платина:
91.06
Палладий:
84.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нерабочие НПА требуют серьезной ревизии

Фото: minjust.gov.by

Июльская критика законодательства, которая прозвучала из уст главы государства, вылилась в кампанию по массовому сбору и подготовке предложений в нормативные правовые акты. Главное, чтобы ее результатом стал рост экономической активности, а не только юридические манипуляции.

Большая беда в огромном законодательстве

Нормативные правовые акты, принимаемые в Беларуси, становятся частью законодательства после их регистрации и публикации в Нацио­нальном реестре правовых актов.

Фактически это единая система учета нормативных правовых актов, ведением которого занимается Национальный центр правовой информации. Важно, что в реестре сведения о принятых НПА сохраняются даже после утраты НПА их юридической силы.

Количество и структура документов, включенных в реестр, дает наглядное представление об особенностях белорусского законодательства.

Согласно данным, которые в апреле 2024 г. были представлены в парламенте, каждый год в Беларуси регистрируется порядка 11 тыс. правовых актов. Соответственно, каждый день законодательство пополняется примерно 40 документами. Общее количество включенных в Национальный реестр правовых актов уже превышает 270 тыс. документов. Цифры весьма впечатляющие.

Белорусское законодательство, в частности, включает свыше 4000 законов.

Каждый год парламент в среднем принимает около 90 законов, почти половина из них касается вопросов ратификации международных договоров, около 40% – предполагают внесение изменений в действующие законы и лишь 10% от общего количества принимаемых в стране законов – правовые акты, которые впервые регулируют общественные отношения.

Помимо законов белорусское законодательство включает массу госрешений, которые принимаются на разных уровнях. Из упомянутых 270 тыс. документов более 50% приходится на решения местных органов управления. Еще порядка 37% от общего количества актов законодательства – подзаконные акты правительства, республиканских органов госуправления.

Во время июльской встречи с судь­ями Конституционного суда глава государства заявил, что принятые нормативные правовые акты не всегда работают на практике. По его словам, «это большая наша беда» и ситуацию необходимо исправлять.

После этого Национальный центр законодательства и правовой информации объявил о сборе предложений (граждан и организаций) по проблемным вопросам законодательства, которые связаны «с избыточностью регулирования и коллизионностью постановлений Правительства и ведомственных актов».

Физические и юрлица до 1 октября 2024 г. могут сообщить о выявленных примерах нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции, Законам, Указам, а также противоречащих друг другу, либо устаревших, или содержащих избыточные требования. Направить соответствующие предложения можно либо в специальной теме на Правовом форуме Беларуси, либо по почте (в т.ч. электронной) в Национальный центр законодательства и правовой информации.

Практика не по букве закона

Граждане уже начали вносить свои предложения касательно корректировки законодательства. Показательно, что многие инициативы, опубликованные на форуме, касаются условий работы бизнеса.

Авторов предложений, в частности, беспокоят нормы в части организации госзакупок и избыточность регулирования в данной сфере, отсутствие четких норм в налоговом законодательстве, запрет индивидуальным предпринимателям оказывать юридические услуги с 2026 г., а также пробелы в законодательстве, касающиеся организаций строительства, торговли и других отраслей.

Дискуссии в парламенте, наблюдения делового сообщества, а также отсутствие ожидаемого эффекта от принятия нормативных правовых актов также указывают на то, что в законодательство необходимо вносить изменения.

Например, на расширенном заседании постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству весной этого года поднимался вопрос о том, что законодательные меры воздействия (предусмотренные ст. 137 Жилищного кодекса) в отношении недобросовестных собственников квартир, которые не оплачивают услуги ЖКХ, фактически не работают. Руководство Минжилкомхоза подтвердило, что это так.

Другой пример, когда законодательство сильно расходится с правоприменительной практикой, касается регистрации индивидуальных предпринимателей в Минске. Порядок регистрации всех субъектов хозяйствования определен в соответствующем Положении, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1. Однако на практике регистрация ИП в столице «по техническим причинам» уже несколько лет (с 2021 г.) не осуществляется.

Также вызывают вопросы нормативные правовые акты, давно принятые, но фактически так и не заработавшие. Например, Закон от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах» действует уже в течение 7 лет, однако в 2022 г. Минфин констатировал, что в стране не зарегистрировано ни одного инвестфонда. К настоящему времени информации о том, что это все-таки случилось, не появилось. Поэтому созданное законодательство, которое фактически оказалось не востребованным, вызывает вопросы.

Возможно, сейчас в связи с ревизией законодательства имеет смысл также проанализировать исполнение Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»

Документ, в частности, содержит норму о необходимости «обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности» и в т.ч. предполагает «переход к рыночным механизмам ценообразования», что несколько не стыкуется с постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен», которое ввело регулирование цен на подавляющее большинство товаров, входящих в потребительскую корзину.

Бизнес-союзы также обращают внимание, что законодательство Беларуси предполагает наличие оценки последствий принимаемых госрешений. В 2019 г. вышло даже постановление Совмина от 25.01.2019 № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов», которое предполагает, что разработчики проектов госрешений должны проводить оценку «регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности».

Однако по наблюдениям бизнес-союзов, проекты НПА лишь в считанных случаях содержали полную оценку регулирующего воздействия, которая согласно законодательству должна проводиться во всех случаях, если предлагаемые новации оказывают существенное влияние на работу субъектов хозяйствования. Так что сближение законодательства и правоприменительной практики – это весьма актуальная задача для Беларуси, решать которую и необходимо, и предстоит.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений