$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Нефтяные надежды: как сохранить спрос и увеличить цены

03.10.2017
Нефтяные надежды: как сохранить спрос и увеличить цены
Фото: REUTERS / Ernest Scheyder/File Photo

Подорожание нефти в последние месяцы вселило в участников нефтяного рынка надежду на скорое его восстановление. Трейдеры начали продавать запасы, накопленные в 2015–2016 гг. Однако ситуация остается непростой, что заставляет искать конкурентные стратегии. Этим и занимались участники конференции «Рынок нефтепродуктов и газа: производство, трейдинг, розница», организованной ПО «Белоруснефть» в Минске 28 сентября.

Открывая конференцию, стар­ший редактор Platts Ник Коулмэн назвал долгосрочные и краткосрочные причины вос­становления цен на нефть. Это прежде всего изменение соотношения уровней добычи и спроса. Так, за последние 3 месяца Международное энергетическое агентство трижды пересматривало свои оценки спроса на нефть. В текущем году ожидаемое потребление – 1,6 млн. баррелей в сутки (барр./сут.). Это стало возможным благодаря ускорению роста мировой экономики, в т.ч. в ЕС и США. Сказываются и результаты соглашения о сокращении добычи нефти стран ОПЕК и ряда других стран-­экспортеров. Сокращение по­ставок отчасти компенсируется ростом добычи нефти в США и Канаде, но на поддержание мировых цен работают политические риски и увеличение потребления в странах Азии. Глобальный спрос сильно зависит от Китая, где за 8 месяцев т.г. внутренняя добыча сократилась на 5%, а импорт вырос на 12%. В ближайшее время Китай планирует запустить фью­черсы на сырую нефть в юанях. Ожидается, что это серьезно повлияет на цены, которые могут повыситься до 70 USD/барр. с началом реализации юаневых контрактов.

Еще один фактор – рост экономической активности в Европе, что должно способствовать увеличению спроса на нефть в ЦВЕ. Он, по оценкам венгерской Мol, уже во II квартале т.г. вырос на 6% к аналогичному периоду прошлого года, а на дизтопливо – на 8%. Австрийская нефтяная компания OMV оценивает темпы роста спроса на дизельное топливо в ЦВЕ в 3–4% ежегодно. С другой стороны, неудачи стран Западной Африки и Южной Америки в построении новых перерабатывающих мощностей означают хорошую ситуацию для переработчиков в Европе и США.

НА европейском рынке нефтепродуктов маржа нефтепереработки выросла по сравнению с 2016 г., полагает вице-президент по нефти и нефтепродуктам стран СНГ и Балтии Argus Media Виктор Парно. В сентябре она достигла 17 USD/барр. Спрос на автомобильный бензин в США и Западной Африке вырос, в Европе он вытесняет дизтопливо, увеличивается его экспорт в страны Западной Африки, преимущественно в Нигерию. Все это позволило объемам торгов бензином на биржевом рынке АРА (Амстердам – Роттердам – ­Антверпен) достичь рекордных 125 тыс. барр./сут. в июне против 60 тыс. в мае.

Сохраняется избыток предложения на глобальном рынке дизтоплива, что связано с падением продаж автомобилей с дизельными двигателями в Западной Европе из-за политики местных правительств. При этом импорт в Европу из США и России дизтоплива продолжает расти, а из стран Персидского залива – сокращается на фоне роста спроса со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Индии.

Главные перемены на то­пливном рынке ожидаются к 2020 г., когда будут ужесточены требования к бункерному топливу. Это приведет к значительному падению спроса на мазут (на 150 млн. т) и росту спроса на средние дистилляты.

Поэтому нефтяные компании России планируют построить и модернизировать в ближайшие 5 лет 30 установок глубокой переработки нефти, в т.ч. 15 установок гидрокрекинга (28,8 млн. т вакуумного газойля), 9 – замедленного коксования гудрона (12,6 млн. т), 3 – каталитического крекинга (3,3 млн. т), 2 – гидроконверсии тяжелых неф­тяных остатков (4,7 млн. т). Все это, по оценке эксперта  «Том­сон Рейтер» Максима Назарова, увеличит суммарные мощ­ности российской нефтепереработки на 50 млн. т при нынешних 292 млн. т в год (без учета мини-НПЗ). Новые установки позволят производить дополнительно 24 млн. т дизельной фракции и около 10 млн. т бензина, что существенно увеличит экспортный потенциал российских НПЗ. Это может от­рицательно сказаться на эффективности продаж белорусских нефтепродуктов, полагает и.о. генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная ком­пания» Сергей Гриб.

БНК  экспортирует порядка 1 млн. т нефтепродуктов в месяц, т.е. 12 млн. т в год. В настоящее время доля белорусского трейдера в мировом экс­порте составляет 0,3%, а в Европе – 3%. Ключевые рынки – соседние. «Мы видим, что в ближайшей перспективе на до­ступных рынках существенно увеличится предложение свет­лых не­фтепродуктов. Уже сейчас экс­порт дизтоплива из РФ составляет около 38 млн. т в год, из РБ – 4 млн. т, – объяснил руководитель БНК. – Сейчас на европейских рынках наблюдается дефицит дизтоплива, но в перспективе ситуация изменится».

Что будет после того, как белорусские НПЗ завершат про­граммы технической модернизации? Сохранять ли топливную специализацию для обоих заводов или же один переориентировать на потребности нефтехимии? Руководитель БНК считает, что, скорее всего, после 2020 г. надо пойти по пути разделения специализации – «Нафтан» будет успешен на рынках в сотрудничестве с «Полимиром».

Через балтийские порты БНК продает сейчас в основном тем­ные нефтепродукты. Свет­лые реализуются в близлежащие страны. Высок интерес к белорусским нефтепродуктам в Украине, есть надежда нарастить экспорт в Чехию, Польшу, Словакию и страны Балтии, где доля белорусского дизтоплива на рынке к 2020 г. достигнет 30% (1,1 млн. т в год). Планируется довести поставки в Германию и Францию до 1,9 млн. т (морским транспортом), а в целом в страны дальнего зарубежья – до 2,9 млн. т, в т.ч. в страны Центральной и Восточной Европы – до 2,4 млн. т.

Поставки белорусских неф­тепродуктов через российские порты пока нецелесообразны, полагает С. Гриб: до Риги – 400 км, до Усть-Луги – 800. Предлагаемые тарифы РЖД наших экспортеров не устраивают.

Хотя белорусский рынок нефтепродуктов по своей природе олигополистический, на нем пока самый низкий уровень цен в Европе, полагает заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников. По его оценке, внутреннее потребление растет по всем видам нефтепродуктов. Если в прошлом году оно увеличилось на 5–6%, то в этом году ожидается рост в 12–13%. Структура потребления в рознице почти не меняется: 52% – дизтопливо, 3% – сжиженный газ, ос­тальное – бензин. В целом в рес­публике потребляется 4,3 млн. т светлых нефтепродуктов, из которых 65% реализует «Белоруснефть». Мелкий опт и розница дают реализацию по 100 тыс. т дизтоплива в месяц и по 80 тыс. т бензинов.

Если цены на бензин у нас ниже, чем в РФ, то на дизтопливо они сравнялись. По мнению С. Каморникова, это неправильно: не может бензин в Беларуси стоить дешевле, чем в России. Если мировые цены на нефть укрепятся на уровне 55–59 USD за барр., то цены должны вырасти хотя бы на 5%.

ЦЕЛЬ модернизации – готовность к эффективной работе в условиях меняющейся конъюнктуры,  считает заместитель генерального директора Мозырского НПЗ Владимир Сизов. А основная задача – наращивать долю ликвидных нефтепродуктов, гибко реагируя на запросы рынка. План переработки в 2017 г. – 9,7 млн. т, сырье практически все будет получено трубопроводным транспортом, соотношение собственного ресурса и давальческого – 85% на 15%. Такая пропорция объясняется снижением маржи переработки, уменьшением стоимости корзины нефтепродуктов, проведением налогового маневра в РФ, который отражается на эффективности процессинга.

Заместитель гендиректора ОАО «Нафтан» Сергей Хомич рассказал, что после ввода в действие комплекса замедленного коксования (2019 г.) завод принимает к реализации стратегию развития нефтехимического производства. В ее рамках «Нафтан» будет вести строительство этилен-пропиленовой установки ЭП-200. Ее эксплуатация позволит увеличить выход продуктов пиролиза с 40 до 50%, нарастить реализацию полиэтилена на 48,6% (на 109,5 млн. USD), отказаться от импорта до 18 тыс. т в год пропилена (на 11–12 млн. USD в год), снизить затраты электроэнергии на тонну продуктов в 7 раз, до 130 кВт·ч (экономия составит до 31,9 млн. USD в год). Замена морально устаревшего оборудования повысит уровень промышленной и экологической безопасности производства. Основным целевым продуктом нефтехимического производства будут полиэтилен и акриловые волокна.

Таким образом, за программами технического развития белорусских НПЗ наконец замаячила реальная стратегия.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА