Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
ФСЗН
17.09.2021 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №71 (2468) от 17.09.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Типичные нарушения законодательства о социальном страховании

Фото: freepik

Соблюдение законодательства о государственном социальном страховании контролируют Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд) и его территориальные органы. Проверяющие обобщили результаты контрольных мероприятий и мониторингов в 1-ом полугодии 2021 г. и определили перечень типичных нарушений.

Фонд проводит проверки по четырем основным вопросам.

1. Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование (ППС) и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме. Большинство типичных нарушений в этой области связаны с неправильным определением объекта для начисления взносов.

Например, плательщики излишне начисляют взносы на суммы:

– выплат, превышающие 5-кратную величину средней зарплаты работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (нарушена ст. 2 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138-XIII));

– пособий, выплачиваемых из средств государственного соцстрахования (нарушен п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень));

– выходного пособия, которое назначается согласно ст. 48 ТК (нарушен п. 2 Перечня);

– матпомощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (в т.ч. на матпомощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска, предусмотренную положением о порядке оказания материальной помощи) (нарушен п. 7 Перечня), и т.д.

Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности по платежам.

Практика показала, что часто плательщики не начисляют взносы, например, на суммы единовременных премий, вознаграждений по итогам работы за год; на суммы матпомощи к календарным и профессиональным праздникам, в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением и др., нарушая ст. 2 Закона № 138-XIII.

Случается, что сумма страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы (нарушен п. 5 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом от 16.01.2009 № 40).

Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты взносов.

 

2. Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному соцстрахованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Часто нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей, связаны с отступлением от норм ст. 1 Закона от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З). Это случаи, когда пособие в связи с рождением ребенка или пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается на ребенка, не зарегистрированного по месту жительства (месту пребывания) в РБ на день обращения за назначением пособия; назначаются и выплачиваются два вида пособий, предусмотренных ст.ст. 14 и 15 Закона № 7-З (на детей в возрасте от 3 до 18 лет и на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей), и др.

Ошибки при назначении пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, вызваны нарушением ст.ст. 10, 11 Закона № 7-З. Например, пособие назначено и выплачено в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату выплаты; при рождении двойни назначено и выплачено дважды и т.д.

Ошибки при выплате пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – следствие нарушения ст. 13 Закона № 7-З. Плательщик неправ, если пособие выплачено за полный месяц, а следовало выплатить по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно; работнице, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору, выплачивалось в полном размере, а следовало – в размере 50% от полного размера пособия и т.д.

Ошибки при выплате пособия семь­ям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет возникают вследствие нарушения ст. 14 Закона № 7-З. Проверки показали, что иногда пособие назначается семье, в которой воспитываются дети только в возрасте до 3 лет, или семье, в которой не воспитывается ребенок до 3 лет; назначено не с даты рождения младшего ребенка, а с даты предоставления работнице социального отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и т.д.

 

3. Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т.ч. для целей ППС.

На контроле выполнение требований:

– Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утв. постановлением правления ФСЗН от 19.06.2014 № 7 (далее – Инструкция № 7);

– Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совмина от 08.07.1997 № 837.

При представлении формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» встречаются случаи, когда не подана форма на застрахованное лицо после изменения фамилии при вступлении в брак (нарушен п. 6 Инструкции № 7).

При заполнении сведений о приеме и увольнении по форме ПУ-2 обнаружены следующие ошибки: по принятым на работу и уволенным с работы по внутреннему совместительству, не представлены сведения в разделе 3 формы ПУ-2; не представлены сведения о переводе на другую должность; несоответствие данных в форме ПУ-2 данным приказов (распоряжений) о приеме на работу и (или) увольнении с работы (нарушен п. 10 Инструкции № 7).

Типичные нарушения при представлении формы ПУ-3 следующие: отраженные суммы зарплаты и иных выплат не соответствуют суммам, указанным в бухгалтерских документах; по застрахованным лицам, работавшим в течение отчетного периода (года) по трудовому договору и гражданско-правовому договору, форма ПУ-3 не заполнена отдельно по каждому виду договора, а заполнена одна форма; заполнена одна форма ПУ-3 по застрахованному лицу, выполнявшему работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год) (нарушен п. 18 Инструкции № 7), и др.

Часто по форме ПУ-6 ошибочно отражались выплаты, на которые не начисляются взносы на ППС; не отражались суммы взносов на ППС, начисленные работникам в связи с их занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда (нарушен п. 28 Инструкции № 7).

 

4. Правильность заполнения и своевременности представления отчетности.

Все ошибки, выявленные в отчетах формы 4-фонд, связаны с нарушением норм Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Указания утверждаются ежегодно приказами (как это было в 2017 г.) и постановлениями Минтруда и соцзащиты. На 2021 год форма 4-фонд и указания по ее заполнению утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.11.2020 № 104. В отчете Фонда проанализированы нарушения законодательства, действовавшего в 2018–2020 гг.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by