Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
ВЭД
22.11.2019 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №87 (2288) от 22.11.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Наращивать экспорт – несовременная стратегия

Евгений Надоршин

Чужие рынки постепенно закрываются. Рассчитывать, что там можно «выплыть» торговлей своими товарами, приходится все меньше. Спасти небольшую страну может только переход на производство штучных и эксклюзивных продуктов. Так считает Евгений Надоршин, экономист, в прошлом советник министра экономического развития РФ. Он поделился своими прогнозами о будущем постсоветских экономик.

Следует смотреть реальности прямо в глаза. Зависимость от экспорта – ущербная стратегия по нынешним временам. Так не может расти современная экономика. Причина проста: очень большое количество государств изменили политику, теперь они сосредоточены на защите своих рынков.

Не важно, какой экономикой страна обладает – с большими амбициями или маленькой «посреднической». Сегодня в мире ни у кого существенно не растет экспорт. Темпы роста мировой торговли отрицательные.

Подавляющая часть стран занята чем угодно, только не выстраиванием совместных экономических отношений. И эти процессы категорически препятствуют развитию мировой интеграции. И если страна хочет расти за счет экспорта, потеснить кого-то на его же рынке, это будет крайне сложно. Сегодня нужно приложить гигантские усилия, чтобы «засунуть» товар даже на дружест­венный рынок.

 

Потребительские настроения упали – экспорт встал

Что касается России – главного торгового партнера Беларуси, здесь в экономике наблюдается вялый ежегодный рост – на уровне 1%. И он обеспечивался в основном за счет потребителей-домохозяйств. Остальные секторы не вносят значимого вклада. А сегодня настроения потребителей не очень радужные, и это в целом ведет к замедлению спроса.

Из-за того что не растет мировая экономика, испытывают проблемы сырьевые государства. Во всем мире спрос на сырье падает. Поэтому не растет российский экспорт.

Кроме того, продолжается вывод средств. Россия – чистый экспортер капитала на протяжении более десяти лет. Бизнес не видит потенциала развития.

Аналогичные процессы происходят во всех странах СНГ – это лишь вопрос масштаба.

Проблема сложная и требует больших усилий, чем придумывание различных ухищрений для увеличения экспорта дешевого товара.

В то же время рост экономики соседей в ЕС не особо отличается от ситуации в РФ – 1,4%. Экономика Германии вообще на грани рецессии.

Среди партнеров Беларуси нет быстрорастущих экономик. Поэтому в подавляющем большинстве случаев можно ожидать достаточно жесткую конкуренцию. И какая у вас ставка по экспортному кредиту, не будет играть никакой роли. Почему?

Конкуренция сегодня происходит на уровне госрегулирования. «Покупай национальное!» – лозунг практически всех стран. Про свободную торговлю все говорят до тех пор, пока это не касается их рынков.

 

Дешево – сердито

К сожалению, страны СНГ не преуспели в создании высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Все, что мы можем предложить и чем мы конкурентоспособны, – дешевизна наших товаров. Это результат дешевого труда и низких цен на сырье. Нам не удалось сделать высокие технологии, качест­венный сервис.

Почему когда мы говорим о росте экспорта, большинство стран СНГ упирается в торговлю товарами?

Ведь мало какая страна продвинулась в этом за последние годы. Китай – единственный, кто держал в приоритете экспорт товаров, но закончил эту стратегию 10 лет назад. И все это время пытается переключиться на развитие сектора услуг и еще ищет варианты роста за счет внутреннего спроса.

 

Почему IT – не панацея

Насколько ставка на IT-услуги правильная и стоит ли ориентироваться на это? Ни одна из успешных экономик мира никогда не сделает ставку только на одну отрасль. Если целая экономика зависит от такого сектора, то это очень опасно.

 

Что упущено, но еще можно нагнать

Говоря о развитии флагманов нашей промышленности – МТЗ, МАЗа и БелАЗа, нельзя не признать, что Беларусь здесь имеет неплохие позиции. Но продвигать продукцию нужно по-другому: учитывая современные тренды машиностроения. Ни одна машина уже не выходит без софта у производителей. Этот момент был всеми упущен и «вывалился» из цепочки специализации. Невозможно продвинуть нашу продукцию на мировые рынки просто потому, что там такая не очень нужна.

Что может увеличить поставки на рынки

Если говорить о БелАЗе, то это могут быть составные модульные самосвалы, полностью готовые для автопилотирования. Такие уже тестируются в мире.

Будущее карьеров – именно автоматизированные беспилотные самосвалы, которые могут состыковываться как поезда.

Софта здесь будет много, стоимость его составит до 80% цены всей машины.

И нужно иметь в виду, что сейчас ни одна единица не продается без пакета услуг.

То же самое нужно и МАЗу для увеличения поставок на внешние рынки. Скоро автоперевозки будут конкурировать с железнодорожными, причем по себестоимости –за счет автопилота и автопоездов.

Да и по-другому будет выглядеть конкурентный ландшафт. Речь уже не идет о тех маршрутах, которые сейчас пытаются разработать. Нам неплохо бы построить меридиан – прямой путь в Казахстан, чтобы составить конкуренцию логистическим схемам, которые сложатся через 2–3 года.

 

Конвейер не спасет

Производства, которые действуют на территории СНГ, зачастую смешно выглядят по сравнению с современными заводами.

Глобальные производственные цепочки для нас закрыты – в силу культурных особенностей и потому, что мы не смогли выйти на мировые рынки. А страны СНГ так и остались партнерами не только по торговле.

Поэтому опираться на конвейерное производство смысла нет. «Выплыть» может штучный, индивидуальный продукт. Небольшие производства работают под запросы конкретных потребителей.

Это будет гораздо маржинальнее, чем массовое производство, и это именно то, что мы можем себе позволить. Ведь есть навыки.

Что будет востребовано? Точная продукция – приборы, датчики, схемы, которые могут производиться небольшими сериями, под спецзаказ для оборонной промышленности, безопасности, а там и под гражданские нужды.

Нужно проводить гибкую политику. Но мы все еще не готовы. Все страны СНГ близко связаны, и по уровню развития мы уже уходим в третий эшелон. До сих пор мы не можем наращивать продажи в странах, где есть языковой барьер и культурные отличия.

Сейчас время перемен, и многие возможности открыты. Чем раньше мы начнем, тем мягче будет процесс. Так что нельзя рассматривать продукт машиностроения как товар, а наращивание экспорта – как стратегию.

Так не работают истории успеха. Если вы хотите наращивать экспорт, нужно что-то другое. И это не вопрос господдержки, а вопрос смены управленческих подходов – для того, чтобы правильно найти свою нишу.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by