Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности налогообложения туристических услуг

Туристическая деятельность является коммерческим видом деятельности, основной целью которой является получение прибыли. В связи с этим при осуществлении туристической деятельности производится уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством РБ. При этом для некоторых видов туруслуг предусмотрены особенности, а также право на льготы. В ряде случаев для их получения необходим сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства. Согласно п. 4 Положения № 15201 сертификат услуг собственного производства может выдаваться на одно или несколько их наименований. В случае если сертификат выдается на несколько наименований услуг, они указываются в приложении к нему.

 

НДС

В соотвествии со ст. 112 НК2 организации, осуществляющие туристическую деятельность, по общему правилу признаются плательщиками НДС.

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК).

Согласно ст. 118 НК от налогообложения НДС освобождены обороты по реализации на территории РБ услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах РБ, а также следующих туруслуг по организации (подп. 1.32 п. 1 ст. 118 НК):

1) на территории РБ экскурсионного обслуживания:

  • услуг по подготовке, организации и проведению экскурсий;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по организации и обеспечению питанием экскурсантов;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по организации перевозок экскурсантов различными видами транспорта;

2) путешествий туристов в пределах РБ:

  • услуг турагентов и туроператоров по организации комплексного туристического обслуживания;
  • услуг турагентов и туроператоров, оказываемых в составе тура, по организации размещения, питания туристов;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по организации перевозок туристов различными видами транспорта;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по организации спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных, культурно-зрелищных мероприятий в соответствии с программой туристического путешествия;
  • услуг, оказываемых в составе тура, туристических информационных;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по бронированию и (или) продаже мест в транспортных средствах, ресторанах, местах временного проживания, прокату автомобилей;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по оформлению выездных документов на маршруты туристического путешествия по зарубежным странам (услуги визовой поддержки, услуги по доставке документов в консульские учреждения, услуги по медицинскому страхованию туристов);
  • услуг, оказываемых в составе тура, по организации встреч туристов в аэропорту, включая бронирование VIP-зала, услуги сопровождающего лица;
  • услуг, оказываемых в составе тура, по организации охоты и рыбалки.

Местом реализации услуг в сфере туризма для целей НДС признается территория страны, на которой фактически оказываются такие услуги. Так, если туроператор реализует тур с местом отдыха на территории РБ, то местом его реализации признается Беларусь и по таким туруслугам возникает объект налогообложения НДС. По турам с местом отдыха за пределами РБ объекта налогообложения НДС не возникает, поскольку Беларусь не признается в данном случае местом реализации (подп. 1.1 п. 1 ст. 115, абз. 2 подп. 1.3 п. 1 ст. 117 НК).

Моментом фактической реализации туристических услуг является последний день тура (п. 13 ст. 121 НК).

Наряду с указанным, согласно подп. 5.3 п. 5 Указа № 2203 резиденты специального туристско-­рекреационного парка «Августовский канал» (далее – резиденты парка) освобождаются от НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на территории РБ. Но указанные льготы не распространяются на реализацию туров, в соответствии с которыми путь следования туриста (экскурсанта) проходит полностью либо частично за пределами территории РБ (за исключением путешествий, связанных с въездным туризмом), а также услуг, связанных с формированием, организацией или реализацией таких туров (путешествий), включая рекламные, консультационные, информационные и транспортные услуги.

Однако перечисленные льготы не распространяются на реализацию туров, в соответствии с которыми путь следования туриста (экскурсанта) проходит полностью либо частично за пределами территории РБ (за исключением путешествий, связанных с въездным туризмом), а также услуг, связанных с формированием, организацией или реализацией таких туров (путешествий), включая рекламные, консультационные, информационные и транспортные услуги (п. 6 Указа № 220).

Льготы, названные выше, применяются при условии, что дата реализации товаров (работ, услуг) приходится на период действия сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства, выданного в установленном порядке, что и устанавливается в ходе аудита.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по свободным отпускным ценам или тарифам плательщик в цене (тарифе) товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 130 НК). В ЭСЧФ и ПУД соответствующие сумма и ставка НДС выделяются отдельной строкой.

Плательщик, если иное не установлено п. 3 ст. 131 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо в случаях, установленных ст. 131 НК, направить на Портал ЭСЧФ (п. 4 ст. 131 НК). ЭСЧФ является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы (п. 1 ст. 131 НК).

Согласно п. 5 ст. 131 НК ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии со ст. 121 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится:

– день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иной срок не установлен данной статьей;

– момент фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих положения п. 1 ст. 140 НК.

В случае если по истечении этого срока:

– не наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, ЭСЧФ выставляется не позднее трех рабочих дней с даты наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– отсутствуют подтверждающие наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав сведения или оформленные в установленном порядке первичные учетные документы, ЭСЧФ выставляется не позднее трех рабочих дней соответственно с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Налог на прибыль

Объектом налогообложения налогом на прибыль у туристических организаций при общем порядке налогообложения признается валовая прибыль, равная сумме прибыли от реализации услуг и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (ч. 1 п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 167 НК).

Прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации на возмездной основе, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки (НДС), и затратами, учитываемыми при налогообложении (ч. 1 п. 1 ст. 168 НК).

По договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, выручка от реализации на возмездной основе услуг принимается в белорусских рублях по курсу Нацбанка, установленному на дату признания ее в бухгалтерском учете, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате исполнения обязательств по оплате или совпадает с этой датой, – в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях.

Под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях по обязательствам по договору, выраженным в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в инвалюте.

Датой отражения выручки от оказания услуг признается дата ее признания в бухгалтерском учете (п. 8 ст. 168 НК).

Датой совершения хозяйственной операции при оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, является (подп. 1.1.1 п. 1 постановления № 554):

  • последний календарный день каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги – если срок действия договора превышает 1 месяц;
  • последний календарный день месяца начала оказания услуги и (или) день завершения оказания услуги – если срок действия договора не превышает 1 месяца.

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством (ч. 1 п. 1 ст. 169 НК).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты.

Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (ч. 1 п. 3 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе оказания услуг, имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, ОС, НМА, трудовых ресурсов и иных расходов, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Согласно подп. 5.1 п. 5 Указа № 220 резиденты парка освобождаются от налога на прибыль в течение 5 календарных лет, начиная с первого календарного года (включительно), в котором возникла валовая прибыль, в части прибыли, полученной ими от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. При этом к такому первому календарному году не относится календарный год, в котором организация не являлась резидентом парка.

По истечении указанного периода прибыль резидентов парка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, облагается по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством, но не более чем по ставке 12%.

Льготы, указанные выше, применяются при условии, что дата реализации товаров (работ, услуг) приходится на период действия сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства, выданного в установленном порядке, что и устанавливается в ходе аудита.

Обратите внимание! Туристические организации-резиденты могут оказывать услуги международного туризма. В связи с этим могут возникать курсовые разницы.

При налогообложении прибыли курсовые разницы, признанные в бухгалтерском учете доходами, учитываются в составе (подп. 3.20 п. 3 ст. 174, подп. 3.26 п. 3 ст. 175 НК), внереализационных доходов, а курсовые разницы, признанные в бухгалтерском учете расходами, – в составе внереализационных расходов.

Для отражения указанных внереализационных доходов и расходов при исчислении налога на прибыль у организации есть несколько вариантов (с учетом действия Указа № 159), закрепленных в учетной политике:

– на дату признания их в бухгалтерском учете (п. 14 ст. 167, ч. 2 п. 2 ст. 174, ч. 2 п. 2 ст. 175 НК);

– в конце года (в IV квартале) (п. 14 ст. 167 НК);

– на дату, определяемую руководителем организации, но не позднее 31.12.2022 (п. 1 Указа № 159).

 

Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации (ст. 225 НК).

На основании п. 1 ст. 227 НК объектами налогообложения налогом на недвижимость у плательщиков-организаций, за исключением объектов, перечисленных в п. 2 ст. 226 НК, признаются:

  • капстроения (здания, сооружения), их части, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении организаций;
  • капстроения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории РБ и взятые в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, организациями у белорусских организаций, в случае, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организаций-лизингодателей;
  • капстроения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории РБ и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физлиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами РБ);
  • капстроения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории РБ и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство;
  • состоящие на учете (на бухгалтерском учете или на учете в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – КУДиР)) капстроения (здания, сооружения), их части, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат госрегистрации, до госрегистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • капстроения (здания, сооружения), их части, находящиеся в госсобственности, полученные в безвозмездное пользование акционерными обществами, созданными в процессе преобразования арендных, коллективных (народных), государственных, государственных унитарных предприятий.

Согласно подп. 5.2 п. 5 Указа № 220 освобождаются резиденты парка от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка, независимо от направления их использования, в т.ч. при сдаче их в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

В силу п. 1 ст. 229 НК налоговая база налога на недвижимость у плательщиков-организаций определяется исходя из наличия на 1 января календарного года:

– капстроений (зданий, сооружений), их частей, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы (учитываемых в КУДиР в соответствии с подп. 3.8 п. 3 ст. 333 НК по правилам, установленным в отношении находящихся на балансе основных средств, доходных вложений в материальные активы) по остаточной стоимости;

  • иных капстроений (зданий, сооружений), их частей по их стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в КУДиР).

Суммы налога на недвижимость включаются плательщиками-организациями, за исключением бюджетных организаций, в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, кроме сумм налога на недвижимость, возмещаемых ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента (ст. 234 НК).

 

Земельный налог

Плательщиками земельного налога признаются организации (ст. 236 НК).

Согласно п. 1 ст. 238 НК объектами налого­обложения земельным налогом признаются расположенные на территории РБ земельные участки и доли в праве на них (далее – земельные участки):

  • принадлежащие организациям на праве частной собственности, постоянного или временного пользования;
  • иные земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование;
  • предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые.

В соответствии с подп. 1.18 п. 1 ст. 239 НК освобождаются от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки, занятые принадлежащими им объектами туризма.

Согласно подп. 4.2 п. 4 Указа № 3714 местным Советам депутатов предоставлено право в установленном порядке принимать решения о снижении ставок земельного налога на земельные участки, предоставляемые для строительства и (или) реконструкции объектов туристической индустрии, расположенных:

  • на территории создаваемых в установленном порядке туристических зон согласно схемам их развития, разрабатываемым облисполкомами и Мингорисполкомом и утверждаемым Совмином;
  • вдоль автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры М-1/Е-30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), М-8 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), М-5 Минск – Гомель, М-7 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), Р-1 Минск – Дзержинск, согласно схемам развития дорожного сервиса на магистральных дорогах Республики Беларусь, утверждаемым в установленном порядке;
  • на территории государственных природоохранных учреждений «Национальный парк «Беловежская пуща», «Национальный парк «Браславские озера», «Национальный парк «Нарочанский», «Национальный парк «Припятский», «Березинский государственный биосферный заповедник», а также белорусской части Августовского канала, городов Несвижа, Полоцка, Турова.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст. 240 НК (п. 1 ст. 240 НК).

Применение ставок земельного налога регулируется ст. 241 НК, а их размеры приведены в приложении 6 к НК.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год (ст. 242 НК).

Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 245 НК (п. 1 ст. 245 НК).

 

УСН

На основании п. 1 ст. 324 НК плательщиками налога при УСН признаются перешедшие в порядке, установленном ст. 327 НК, на применение налога при УСН либо начавшие его применение в порядке и на условиях, установленных п.п. 3, 4 ст. 327 НК:

  • организации, являющиеся юрлицами (далее – организации);
  • ИП.

Не вправе применять УСН организации и ИП, являющиеся резидентами свободных (особых) экономических зон,  парка «Августовский канал» (подп. 2.1.4 п. 2 ст. 324 НК).

Объектом налогообложения налогом при УСН признается валовая выручка (ст. 325 НК).

Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (ст. 328 НК).

 С учетом особенностей деятельности туристических организаций в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включаются:

– реализация турагентами сторонних туров, осуществляемых по посредническим (агентским) договорам. Налогом у посредника облагается сумма вознаграждения и допвыгода на основании первичного учетного документа (далее – ПУД) об оказанных посреднических услугах (подп. 5.1 п. 5 ст. 328 НК, подп. 1.1.2 п. 1 постановления № 55);

– реализация туристических услуг туроператором – стоимость туристических услуг, в т.ч. оказанных третьими лицами (ст. 325, п. 1, подп. 5.5 п. 5 ст. 328 НК).

Выручка организаций от реализации товаров (работ, услуг) по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте (кроме договоров, указанных в подп. 7.3 п. 7 ст. 328 НК), определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка, установленному на дату отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 7.2 п. 7 ст. 328 НК).

Выручка организаций от реализации товаров (работ, услуг) по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, определяется в белорусских рублях (подп. 7.3 п. 7 ст. 328 НК):

  • путем пересчета подлежащей уплате суммы в иностранной валюте по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, – в случае, когда дата определения величины обязательства предшествует дате (совпадает с датой) отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • путем пересчета суммы в иной иностранной валюте по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, – в иных случаях.

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Согласно абз. 9 п. 2 ст. 10 НК особый режим налогообложения применяется для плательщиков сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее – сбор).

Плательщиками сбора признаются осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном Президентом (ст. 373 НК):

  • физлица;
  •  сельхозорганизации. При этом под сельхоз­организациями понимаются юрлица, основным видом деятельности которых являются производство (выращивание) и (или) переработка сельхозпродукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки.

Уплата сбора заменяет уплату налога на прибыль, НДС, единого налога для производителей сельхозпродукции и налога при УСН в части доходов (прибыли, выручки), полученных сельхозорганизацией от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, но не освобождает сельхозорганизацию от обязанностей налогового агента, установленных НК и иными актами налогового законодательства (ст. 374 НК).

При этом сельхозорганизация ведет раздельный учет выручки, полученной от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, и выручки, полученной от реализации произведенной и переработанной сельхозпродукции, выручки (доходов) от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством.

При осуществлении видов деятельности (получении доходов), не относящихся к оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сельхозорганизация уплачивает по этим видам деятельности (доходам) налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК и иными актами налогового законодательства. Расходы (затраты), понесенные в связи с осуществлением деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, не учитываются в качестве таковых либо в качестве сумм, участвующих при определении налоговой базы, при исчислении налогов, сборов (пошлин).

Объектом обложения сбором признается осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п. 1 ст. 375 НК).

Ставка сбора устанавливается в размере двух базовых величин в календарный год. Размер базовой величины определяется на дату уплаты сбора (п. 2 ст. 375 НК).

Налоговым периодом сбора признается календарный год (ст. 376 НК).

Уплата сбора производится:

  • за полный последующий календарный год – не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года;
  • в иных случаях – до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст. 377 НК).

1Положение о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утв. постановлением Совмина от 20.10.2010 № 1520 (далее – Положение № 1520).

2Налоговый кодекс (далее – НК).

3Указ от 26.05.2011 № 220 «О создании специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» (далее – Указ № 220).

4Постановление Минфина от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» (далее  – постановление № 55).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений