Налоги vs бизнес: когда принципы станут реальностью
Cтимулировать развитие предпринимательства в стране надо за счет уменьшения налоговой нагрузки и реализации основных принципов эффективноcти налоговой системы, считает директор центра поддержки предпринимательства Леонид ШУР.
Например, отказаться от применения повышающих коэффициентов 2,5 к ставке земельного налога необходимо, поскольку это значительно увеличивает налоговое бремя для бизнеса в условиях относительно низкого платежеспособного спроса. В ответ чиновники заявляют, что для уменьшения налогов потребуется сокращение расходной части бюджета, что недопустимо. Но пора понять, что рост ставок налогов вовсе не способствует лучшему наполнению бюджета. В теории и практике налогообложения давно доказано, какие последствия могут иметь изменения, направленные на увеличение налоговой нагрузки. К примеру, кривая Лаффера наглядно демонстрирует, что рост ставки налога первоначально действительно увеличивает бюджетные доходы, но, достигнув определенного уровня, приводит к их существенному сокращению.
Не будем касаться чрезмерного, по мнению делового сообщества, роста государственных расходов. Но именно он заставляет власти изыскивать разные способы собрать с предпринимателей побольше денег. При этом декларировавшаяся дебюрократизация так и не произошла, запрет на налоговые нововведения хотя бы на 2 года существует лишь на словах, а нормативно-правовые акты, направленные на изменение условий ведения предпринимательской деятельности, которые, кстати, обещали принять еще в мае, не появились до сих пор.
Вместо реальных мер, необходимых для улучшения бизнес-климата, появляются косметические. Например, планируется ввести институт налоговых консультантов, еще более обременяющий фискальную процедуру. Нам говорят о прогрессивности электронных сервисов для уплаты налогов, но они влекут для предпринимателей дополнительные расходы на налоговое администрирование в условиях и так достаточно сложной экономической ситуации.
Надо все-таки разобраться со штрафами и доходами от реализации конфискованного имущества, которые играют необоснованно большую роль как источники доходов бюджетов разных уровней. Такое положение демотивирует создание и развитие бизнеса в Беларуси. Об этом наглядно свидетельствует статистика регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования последних лет. Наказания должны быть адекватны размерам нанесенного государству ущерба.
Некоторые платежи формально не считаются налогами, но являются таковыми по сути. Скажем, рекламная кампания о необходимости платить налоги тоже ведется за счет налогоплательщиков. Что дают рекламные щиты на улицах с разъяснением, что такое налоги и куда они идут? Кстати, порой смысл многих слоганов очень неоднозначен. Например: «налоги – основа процветания нашей страны» или «налоги – это наше искусство, здравоохранение, образование» и т.д. То есть налоги – это наше все? Между тем коммерциализация многих социальных отраслей, того же образования и здравоохранения, уже практически зашкаливает.
Еще один вопрос: разъяснения по налоговым платежам в издаваемом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» журнале. Получается, что через подписку на него мы платим за разъяснения о том, как выполнять свои налоговые обязательства.
Еще со времен Адама Смита известны основные принципы создания эффективной налоговой системы: простота, равенство, нейтральность и справедливость. Эти классические постулаты легко трансформируются в рекомендации и кейсы, предлагаемые бизнес-сообществом.
Для простоты налоговой системы целесообразно отменить понятие «экономически обоснованные затраты». Равенство поможет увеличить приток налогов в местные бюджеты и уменьшить в республиканский, который частично перераспределяется сверху. Нейтральность означает одинаковые стандарты для всех категорий налогоплательщиков. А по поводу справедливости не могу не привести забавный случай. Программист получил хорошее вознаграждение и заплатил с него подоходный налог. Затем решил оказать помощь другу, который был вынужден декларировать такой доход и уплатить с него подоходный налог, а поскольку он был еще и безработным, заплатил сбор на финансирование государственных расходов. Легко подсчитать, сколько раз была обложена налогом одна и та же сумма.
Функции налогов можно «разложить» по матрице ШУРА – методике, позволяющей упаковать сложную информацию в легкую форму квадрата и сделать правильные выводы.
Контролируюшая – соответствие законодательству |
Фискальная – обеспечение государства |
Регулирующая – решение определенных задач |
Стимулирующая – не льготы, а невысокая налоговая нагрузка |
Соглашусь с председателем Белорусского союза предпринимателей Александром Калининым (см. «ЭГ» № 51, с. 1), что основная функция налогов вовсе не фискальная, хотя именно на нее сейчас делается упор в отечественной налоговой политике, а давать возможности для самореализации людям.