Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
14.07.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

У налогов две педали: тормоз и стимул. — Бизнес предлагает чаще выбирать вторую

У налогов две педали: тормоз и стимул -- Бизнес предлагает чаще выбирать вторуюОб изменениях, которые необходимо внести в белорусскую систему налогообложения, чтобы не препятствовать развитию бизнеса и росту инвестиций, «ЭГ» рассказал председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН.

– Александр Федотович, как вы оцениваете налоговую систему Беларуси и каковы сегодня наиболее актуальные проблемы, которые надо срочно решать?

– На заседании Совета по развитию предпринимательства мы сформулировали 5 ос­новных проблем в сфере налогообложения для отечественного бизнеса. За последние 3 года наша налоговая система оказывает явно негативное воздействие на инвестиционную активность и прак­тически привела к едва ли не уничтожению благоприятного инвестиционного климата. И причины этого не внешние, как у нас порой любят ссылаться, а именно внутреннего характера, поскольку сегодня правительство проводит налоговую политику, которая носит чисто фискальный характер. Да, это основная фун­кция налогов. Но не надо забывать, что есть еще одна, тоже важная – стимулирующая. Фискальный под­ход с упором на пополнение государственного бюджета за счет ресурсных платежей, который ак­тивно практикуется в последнее время, крайне отрицательно влияет на раз­витие бизнеса. Прежде всего это касается ресурсных платежей.

Вы не раз говорили о корректировке порядка взимания налога на недвижимость…

Да, сегодня одна из главных проблем собственников связана с предоставлением местным органам власти права увеличивать ставку налога на недвижимость в 2,5 раза. В прошлом году Минфин предложил использовать мак­симальный коэффициент, и мест­ные органы власти активно этим правом воспользовались. При этом все негативные последствия такого решения для бизнеса игнорировались. Но надо же понимать, что для иностранных инвесторов уровень налогообложения инвестиций 2,5% практически запретительный, поскольку ставка по кредитам в Евросоюзе составляет 2,5–3%. А для белорусских предпринимателей, которые и так находятся в непростых финансовых условиях, значительное повышение ставок налога на недвижимость существенно увеличило налоговую нагрузку. Это привело к массовому занижению стоимости активов. Такая налоговая политика практически уничтожает основы для развития фондового рынка в стране, о необходимости которого много говорится. Получается, что реальные решения в сфере налогообложения часто, наоборот, отодвигают достижение заявляемых целей.

Мы ранее неоднократно говорили о необходимости реализации модели, которую усло­вно можно назвать «народный капитализм». Надо создать источники сбережений населения в виде акций, активно осуществлять прямое финансирование через акционерный капитал. Такой источник сбережений населения при их массовом характере и надежности, наряду с другими мерами, позволит заложить серьезные основы для стабильности нашей национальной валюты. Но при этом ну­жно изменить налогообложение, чтобы оно не влияло на реализацию недвижимости.

– Налоговые органы сейчас работают над переходом к кадастровой оценке недвижимости. Как повлияет такая оценка, как база налогообложения, на субъекты пред­принимательства?

Обложение по кадастровой стоимости на 30–40% увеличит налоговую нагрузку. Поэтому без пересмотра ставок налога это делать нельзя. Весьма существенные затраты, которые потребует переход на кадастровую оценку и ее постоянный пересмотр, не об­суждались с бизнес-сооб­ществом. А ведь инвестор должен быть уверен в стабильности налоговой нагрузки. Стоимость недвижимости в Минске за короткий период изменилась с 2000 USD за ква­д­ратный метр до 1200 USD. А желание госорганов внедрить кадастровую оце­нку, а не ис­пользовать, например, как мы пред­лагали, опыт Чехии или ФРГ, где инвестиционный климат значительно более благоприятный и, самое главное, стабильный, усиливает фис­кальную функцию налогов.

– Но на будущий год коэффициент 2,5 планируется не применять...

Это не решит проблему. Инвестиции делаются не на один год, и прибыль, возможно, инвестор получит только через 5 лет, вложив сегодня, скажем, 2 млн. USD, а платить налог на недвижимость надо ежегодно, т.е. каждый год в течение этих 5 лет отдавать 2,5% от вложенного капитала. Посчитайте, это совсем немаленькие суммы. Получается, что в Беларуси стоимость ин­вестиций значительно выше, чем в других странах. Следовательно, возникает вопрос: зачем тогда иностранному ин­вестору к нам приходить?

Для нормального бизнеса и инвестиционной активности нужна стабильность налоговых правил. Иначе может получиться, что на будущий год отменят повышающие коэф­фициенты, а через год снова могут ввести. Поэтому надо полностью отказаться от норм в Налоговом кодексе, предоставляющих право местным органам власти увеличивать ставки ресурсных платежей.

Еще один ресурсный платеж – земельный налог. Здесь нужны те же изменения?

Земельный налог за по­следние 8 лет вырос в 67 раз, поскольку был привязан к курсу доллара. Особенно боль­но это ударило по строительному сектору. Но какое отношение рыночная стоимость земли имеет к промышленному строительству? Наличие собственной базы и соб­ственного земельного участка стало серьезным обременением.

– Введение повышающих коэффициентов объясняют необходимостью наполнения местных бюджетов...

Одним повышением ресурсных платежей не решить бюджетные проблемы. Мы пред­лагаем бюджетно-налоговый маневр. Суть его в том, что надо внести изменения в Бюджетный кодекс и перераспределить НДС в пользу мест­ных бюджетов. При этом по­требуется отмена значительной части льгот по НДС и пересмотр акцизной политики. Это поможет восстановить обо­ротные средства предприятий. Ведь, в конце концов, что важнее: дешевая водка или рабочие места? В любом случае необходима широкая дис­куссия по этому предложению.

Многие бизнесмены выражают недовольство введением единого метода при­знания выручки для целей налогообложения – «по отгрузке»…

Да, это еще одна более чем злободневная проблема. Биз­нес-сообщество неоднократно предлагало изменить метод учета выручки для малого и среднего бизнеса и разрешить использовать метод «по оплате». Скажем, недавно 16 круп­ным госпредприятиям списали долги, и теперь у них некоторое время не будет такой острой проблемы с оборотными средствами. Но что делать малому и среднему бизнесу, если деньги за отгруженные товары и выполненные работы не поступают месяцами, а налоги с такой «выручки» надо платить сразу?

Устойчивые темпы роста нельзя обеспечить, если част­ные предприятия, не получив фактически доход или не получив его в полном объеме, должны заплатить налоги. Представители Минфина и МНС объясняют необходимость использования метода «по отгрузке» внедрением МСФО. Но этот тезис не выдерживает критики. Во-пер­вых, такие стандарты не регулируют налоговые вопросы. Во-­вторых, МСФО в зарубежной практике больше применимы к компаниям, включенным в листинг, чьи акции обращаются на фондовом рынке. У малого и среднего бизнеса могут быть свои, упрощенные правила. У нас же в очередной раз доминирует чисто фискальный подход. К тому же в этом вопросе почему-то дана по­блажка для алкогольной от­расли: там раз­решено определять выручку для целей налогообложения «по оплате», и никакие МСФО тут помехой не стали.

– Надо ли что-то изменить в упрощенной системе налогообложения?

Здесь самая большая проблема – низкие критерии выручки для ее применения. Бизнес-сообщество предлагает повысить критерий для применения УСН без НДС до уровня российского, который с 1.01.2018 г. составит 150 млн. RUB годовой выручки.

– А что можно сделать, чтобы стимулировать эк­спорт? Здесь ведь есть свои проблемы, связанные с кос­венными налогами…

Надо пересмотреть Протокол, который регулирует уплату НДС в торговых отношениях со странами ЕАЭС. Давно пора отказаться от ответственности белорусского субъекта хозяйствования за уплату НДС контрагентом в РФ. Создание в России товаропроводящих сетей обходится дорого, причем получается, что порядка 15% цены товара – это расходы на сбыт. Надо понимать, что ситуация на внешнем рын­ке существенно изменилась. Россияне уже активно замещают наши товары своими, а заморочки с подтверждением уплаты НДС контрагентом существенно ограничивают экс­портный потенциал белорусского малого бизнеса, рост которого надо стимулировать.

Необходимо также разрешить субъектам хозяйствования и индивидуальным пред­принимателям ввозить малые партии товаров, сырья и ком­плектующих при наличии только платежных документов при покупке за наличный расчет без оформления товарно-­тран­спортных накладных. Это по­зволило бы значительно активизировать экспортный потенциал малого биз­неса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений