У налогов две педали: тормоз и стимул. — Бизнес предлагает чаще выбирать вторую
Об изменениях, которые необходимо внести в белорусскую систему налогообложения, чтобы не препятствовать развитию бизнеса и росту инвестиций, «ЭГ» рассказал председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН.
– Александр Федотович, как вы оцениваете налоговую систему Беларуси и каковы сегодня наиболее актуальные проблемы, которые надо срочно решать?
– На заседании Совета по развитию предпринимательства мы сформулировали 5 основных проблем в сфере налогообложения для отечественного бизнеса. За последние 3 года наша налоговая система оказывает явно негативное воздействие на инвестиционную активность и практически привела к едва ли не уничтожению благоприятного инвестиционного климата. И причины этого не внешние, как у нас порой любят ссылаться, а именно внутреннего характера, поскольку сегодня правительство проводит налоговую политику, которая носит чисто фискальный характер. Да, это основная функция налогов. Но не надо забывать, что есть еще одна, тоже важная – стимулирующая. Фискальный подход с упором на пополнение государственного бюджета за счет ресурсных платежей, который активно практикуется в последнее время, крайне отрицательно влияет на развитие бизнеса. Прежде всего это касается ресурсных платежей.
– Вы не раз говорили о корректировке порядка взимания налога на недвижимость…
– Да, сегодня одна из главных проблем собственников связана с предоставлением местным органам власти права увеличивать ставку налога на недвижимость в 2,5 раза. В прошлом году Минфин предложил использовать максимальный коэффициент, и местные органы власти активно этим правом воспользовались. При этом все негативные последствия такого решения для бизнеса игнорировались. Но надо же понимать, что для иностранных инвесторов уровень налогообложения инвестиций 2,5% практически запретительный, поскольку ставка по кредитам в Евросоюзе составляет 2,5–3%. А для белорусских предпринимателей, которые и так находятся в непростых финансовых условиях, значительное повышение ставок налога на недвижимость существенно увеличило налоговую нагрузку. Это привело к массовому занижению стоимости активов. Такая налоговая политика практически уничтожает основы для развития фондового рынка в стране, о необходимости которого много говорится. Получается, что реальные решения в сфере налогообложения часто, наоборот, отодвигают достижение заявляемых целей.
Мы ранее неоднократно говорили о необходимости реализации модели, которую условно можно назвать «народный капитализм». Надо создать источники сбережений населения в виде акций, активно осуществлять прямое финансирование через акционерный капитал. Такой источник сбережений населения при их массовом характере и надежности, наряду с другими мерами, позволит заложить серьезные основы для стабильности нашей национальной валюты. Но при этом нужно изменить налогообложение, чтобы оно не влияло на реализацию недвижимости.
– Налоговые органы сейчас работают над переходом к кадастровой оценке недвижимости. Как повлияет такая оценка, как база налогообложения, на субъекты предпринимательства?
– Обложение по кадастровой стоимости на 30–40% увеличит налоговую нагрузку. Поэтому без пересмотра ставок налога это делать нельзя. Весьма существенные затраты, которые потребует переход на кадастровую оценку и ее постоянный пересмотр, не обсуждались с бизнес-сообществом. А ведь инвестор должен быть уверен в стабильности налоговой нагрузки. Стоимость недвижимости в Минске за короткий период изменилась с 2000 USD за квадратный метр до 1200 USD. А желание госорганов внедрить кадастровую оценку, а не использовать, например, как мы предлагали, опыт Чехии или ФРГ, где инвестиционный климат значительно более благоприятный и, самое главное, стабильный, усиливает фискальную функцию налогов.
– Но на будущий год коэффициент 2,5 планируется не применять...
– Это не решит проблему. Инвестиции делаются не на один год, и прибыль, возможно, инвестор получит только через 5 лет, вложив сегодня, скажем, 2 млн. USD, а платить налог на недвижимость надо ежегодно, т.е. каждый год в течение этих 5 лет отдавать 2,5% от вложенного капитала. Посчитайте, это совсем немаленькие суммы. Получается, что в Беларуси стоимость инвестиций значительно выше, чем в других странах. Следовательно, возникает вопрос: зачем тогда иностранному инвестору к нам приходить?
Для нормального бизнеса и инвестиционной активности нужна стабильность налоговых правил. Иначе может получиться, что на будущий год отменят повышающие коэффициенты, а через год снова могут ввести. Поэтому надо полностью отказаться от норм в Налоговом кодексе, предоставляющих право местным органам власти увеличивать ставки ресурсных платежей.
– Еще один ресурсный платеж – земельный налог. Здесь нужны те же изменения?
– Земельный налог за последние 8 лет вырос в 6–7 раз, поскольку был привязан к курсу доллара. Особенно больно это ударило по строительному сектору. Но какое отношение рыночная стоимость земли имеет к промышленному строительству? Наличие собственной базы и собственного земельного участка стало серьезным обременением.
– Введение повышающих коэффициентов объясняют необходимостью наполнения местных бюджетов...
– Одним повышением ресурсных платежей не решить бюджетные проблемы. Мы предлагаем бюджетно-налоговый маневр. Суть его в том, что надо внести изменения в Бюджетный кодекс и перераспределить НДС в пользу местных бюджетов. При этом потребуется отмена значительной части льгот по НДС и пересмотр акцизной политики. Это поможет восстановить оборотные средства предприятий. Ведь, в конце концов, что важнее: дешевая водка или рабочие места? В любом случае необходима широкая дискуссия по этому предложению.
– Многие бизнесмены выражают недовольство введением единого метода признания выручки для целей налогообложения – «по отгрузке»…
– Да, это еще одна более чем злободневная проблема. Бизнес-сообщество неоднократно предлагало изменить метод учета выручки для малого и среднего бизнеса и разрешить использовать метод «по оплате». Скажем, недавно 16 крупным госпредприятиям списали долги, и теперь у них некоторое время не будет такой острой проблемы с оборотными средствами. Но что делать малому и среднему бизнесу, если деньги за отгруженные товары и выполненные работы не поступают месяцами, а налоги с такой «выручки» надо платить сразу?
Устойчивые темпы роста нельзя обеспечить, если частные предприятия, не получив фактически доход или не получив его в полном объеме, должны заплатить налоги. Представители Минфина и МНС объясняют необходимость использования метода «по отгрузке» внедрением МСФО. Но этот тезис не выдерживает критики. Во-первых, такие стандарты не регулируют налоговые вопросы. Во-вторых, МСФО в зарубежной практике больше применимы к компаниям, включенным в листинг, чьи акции обращаются на фондовом рынке. У малого и среднего бизнеса могут быть свои, упрощенные правила. У нас же в очередной раз доминирует чисто фискальный подход. К тому же в этом вопросе почему-то дана поблажка для алкогольной отрасли: там разрешено определять выручку для целей налогообложения «по оплате», и никакие МСФО тут помехой не стали.
– Надо ли что-то изменить в упрощенной системе налогообложения?
– Здесь самая большая проблема – низкие критерии выручки для ее применения. Бизнес-сообщество предлагает повысить критерий для применения УСН без НДС до уровня российского, который с 1.01.2018 г. составит 150 млн. RUB годовой выручки.
– А что можно сделать, чтобы стимулировать экспорт? Здесь ведь есть свои проблемы, связанные с косвенными налогами…
– Надо пересмотреть Протокол, который регулирует уплату НДС в торговых отношениях со странами ЕАЭС. Давно пора отказаться от ответственности белорусского субъекта хозяйствования за уплату НДС контрагентом в РФ. Создание в России товаропроводящих сетей обходится дорого, причем получается, что порядка 15% цены товара – это расходы на сбыт. Надо понимать, что ситуация на внешнем рынке существенно изменилась. Россияне уже активно замещают наши товары своими, а заморочки с подтверждением уплаты НДС контрагентом существенно ограничивают экспортный потенциал белорусского малого бизнеса, рост которого надо стимулировать.
Необходимо также разрешить субъектам хозяйствования и индивидуальным предпринимателям ввозить малые партии товаров, сырья и комплектующих при наличии только платежных документов при покупке за наличный расчет без оформления товарно-транспортных накладных. Это позволило бы значительно активизировать экспортный потенциал малого бизнеса.