$

2.0017 руб.

2.3547 руб.

Р (100)

3.3789 руб.

Ставка рефинансирования

11.00%

Инфляция

1.20%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.81 руб.

Тарифная ставка первого разряда

33.00 руб.

Транспорт

Налоги для автотранспортников: нужны время и логика

19.05.2017

Ряд мер по совершенствованию налогообложения транспортных организаций предложили представители Ассоциация «БАМАП» на заседании Совета по развитию предпринимательства.

Предложения транспортников носят исключительно конкретный и при­кладной характер. Одно из них – сместить на 5–10 дней срок выставления (направления) электронного счета-­фактуры (ЭСЧФ) по транспортно-­экспедиционным услугам.

Напомним, ЭСЧФ, согласно ст. 1061 НК, выставляется не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), определяемого в соответствии со ст. 100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Организациям, занимающимся меж­дународными перевозками, из-за удаленности клиентов трудно уложиться в 2-недельный срок для возврата документов, подтверждающих оказание услуг. Получить их до 10-го числа месяца порой нереально. Для сравнения, в Казахстане ЭСЧФ выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее 15 календарных дней после даты совершения оборота по реализации, а при реализации некоторых видов услуг, в т.ч. системных, коммунальных, транспортных и транспортно-экспедиционных, – по итогам календарного месяца не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого выписывается ЭСЧФ.

При экспорте транспортных и экспедиционных услуг применяется нулевая ставка НДС. Поэтому плательщикам надо выставлять ЭСЧФ только на Портал, что не затрагивает интересы ни бюджета, ни контрагентов. Поэтому смещение сроков не принесет ничего, кроме удобства для транспортников.

Сократить их документооборот мож­но было бы, отменив требование о предоставлении плательщиком в налоговый орган реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов для подтверждения нулевой ставки НДС, а экспедитором – реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров этих документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг. Дело в том, что международные автоперевозчики при оформлении ЭСЧФ и так отправляют на Портал почти все сведения, отражаемые в реестре. Отличие лишь в том, что перевозчики указывают в реестре информацию о маршруте следования, а экспедиторы – о датах и номерах заявок (форма которых законодательно не установлена), которые в ЭСЧФ не требуются. Но в случае налоговой проверки предприятие всегда может представить эту информацию, которая имеется в договорах и CMR-накладных.

Дублирование информации, направляемой в налоговые органы, вынуждает плательщиков заниматься свер­кой 3-х видов документов: ЭСЧФ, налоговой декларации и реестра. Времени на это уходит немало: к примеру, ежемесячная налоговая декларация тран­с­портной компании с парком из 90 автомобилей транспортных средств, занимает 30 листов, а реестр – еще 20.

ЕСТЬ у транспортников претензии к налоговому периоду для исчисления, срока представления налоговых дек­лараций и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство. Сегодня налоговые агенты обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы (п.п. 1, 5 ст. 150 НК). Но на практике периодичность и сроки платежей в договорах кредита (займа) могут быть разными (например, раз в месяц, квартал, а то и в год), бывают отсрочки, рассрочка, изменение процентных ставок и т.п. Получается, что расчеты, производимые ежемесячно налоговыми агентами, являются при­близительными и не всегда соответствуют фактическим платежам. Потом приходится делать корректировки, представлять уточненные декларации. Поэтому БАМАП предлагает предоставить плательщикам налога на доходы право выбора отчетного периода: календарный месяц или квартал.

Заодно предлагается упростить налоговую декларацию: не требовать разбивку по каждой сумме и дате начисления дохода, а ограничиться суммой оборота по конкретному виду дохода для каждого нерезидента.

СЕРЬЕЗНОЙ проблемой для членов БАМАП является существующий порядок взимания сбора за проезд автотранспортных средств. Казалось бы, он не должен заботить наши компании. Но согласно п. 3 ст. 221 НК к автотранспортным средствам ино­стран­ных государств приравниваются автотранспорт с временными (тран­зитными) регистрационными знаками, выданными в иностранном государстве, за исключением машин, приобретенных граж­данами РБ в собственность и ввозимых в Беларусь своим ходом.

Основным конкурентным преимуществом для перевозчиков и способом повышения эффективности является регулярное обновление автопарка и его высокие экологические характеристики. Поэтому нашим транспортникам приходится приобретать новые машины импортного производства, в т.ч. у нерезидентов. Часто договоры купли-продажи заключаются на условиях поставки FCA. Право соб­ственности на машины переходят к белорусскому покупателю за рубежом, и они следуют с завода-изготовителя в Беларусь своим ходом на транзитных регистрационных знаках, выданных в иностранном государстве. Регистрация и постановка автотранспорта на учет в Беларуси возможна только после их прибытия по местонахождению покупателя.

Получается, что собственные тран­спортные средства белорусских пред­приятий при пересечении границы РБ по формальному признаку считаются… иностранными – со всеми вытекающими налоговыми последствиями. Кстати, штрафные санкции тут зашкаливают. В соответствии с п. 3 ст. 225 НК при нахождении автотранспортного средства иностранного государства за пределами расчетного сег­мента, а также в случаях, установленных п. 5 ст. 221 НК, сбор взимается в 20-кратном размере. А в случае неуплаты сбора согласно ст. 13.6 КоАП штраф может составить 20% от неуплаченной суммы, но не менее 10 БВ. Поэтому в БАМАП предлагают изменить формулировку п. 3 ст. 221 НК, чтобы избавить наши компании от лишних расходов.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА