Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
04.12.2009 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налог на прибыль: есть что менять

Мы уже рассказывали о новшествах по некоторым налогам, содержащихся в проекте Особенной части Налогового кодекса РБ, которую планируется ввести в действие с 1.01.2010 г. Сегодня своим мнением о главе 14 «Налог ...

Мы уже рассказывали о новшествах по некоторым налогам, содержащихся в проекте Особенной части Налогового кодекса РБ, которую планируется ввести в действие с 1.01.2010 г. Сегодня своим мнением о главе 14 «Налог на прибыль» делится финансовый директор ИООО Ernst & Young Наталья НИКАНДРОВА.

Период и ставки

Проектом предусмотрено, что плательщики, у которых сумма выручки и внереализационных доходов, исчисленных нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3 815 млн. Br, смогут представлять декларации и уплачивать налог на прибыль ежеквартально. При этом потребуется лишь проинформировать о принятом решении налоговые органы по месту постановки на учет письменно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем их госрегистрации, в случае принятия решения о ежеквартальной уплате со дня регистрации. Можно также проставить соответствующую отметку в декларации по налогу на прибыль, подаваемой не позднее 20-го числа первого месяца квартала, с которого плательщик намерен платить налог на прибыль ежеквартально. Если у предприятия, ежеквартально подающего отчетность, сумма выручки нарастающим итогом с начала года превысит установленный предел, то, начиная с месяца, в котором произошло такое превышение, и до конца текущего года, придется представлять декларацию ежемесячно.

Отметим, что в Украине и РФ декларация по налогу на прибыль подается ежеквартально вне зависимости от объема выручки, однако в целях равномерного поступления налогов в бюджет в РФ применяются авансовые платежи.

В проекте основная ставка налога остается пока без изменений. А вот ставка налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РБ через постоянное представительство, по дивидендам и приравненным к ним доходам, полученным в РБ, снижена с 15 до 12%.

Затраты

В отличие от ст. 3 действующего Закона «О налогах на доходы и прибыль», в проекте не предусмотрен перечень затрат, учитываемых при налогообложении. Оговорены только особенности их признания, а также перечислены затраты, не учитываемые при определении облагаемой налогом прибыли. При этом более не ограничиваются расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные, информационные и прочие услуги. Нормы остаются лишь на расходы на представительские цели. Это большой шаг вперед, однако хотелось бы, чтобы и попавшие в перечень исключений расходы (командировочные, на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие) также учитывались для налога на прибыль в полном объеме в соответствии с мировой практикой.

Отметим, что в перечне затрат, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, значатся затраты по оплате услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, оказываемых иными организациями и (или) ИП, в тех случаях, когда выполнение аналогичных функций предусмотрено должностными обязанностями работников организации. Однако данная норма, с нашей точки зрения, не имеет смысла. Ведь аутсорсинг, т. е. передача определенных или производственных функций на обслуживание специализированной компании, непосредственно связан с хозяйственной деятельностью предприятия, но и зачастую гораздо выгоднее, чем использование своих трудовых ресурсов. Предусмотреть все нюансы в должностных инструкциях работников и договорах с обслуживающими компаниями невозможно. Зато не всегда целесообразно нанимать в штат, например, бухгалтера, юриста или маркетолога для выполнения дополнительной работы, болезни или отпуска штатных сотрудников или если те не обладают необходимой квалификацией для выполнения каких-то операций. Ограничения, установленные проектом, могут привести лишь к многократному переписыванию должностных инструкций под каждую конкретную ситуацию, увольнению сотрудников как не соответствующих занимаемой должности, либо станут очередным поводом для штрафов.

По-прежнему прибыль от реализации приобретенных товаров определяется с учетом затрат, приходящихся на фактически реализованные товары. При этом распределению на фактически реализованные товары и их остаток на конец отчетного месяца подлежат транспортные расходы (если они не включаются в цену приобретения товара) и проценты по кредитам, займам. Следовало бы конкретизировать, о каких транспортных расходах идет речь. Если о связанных с приобретением товара (если такие расходы не включаются в его цену), то распределение логично. Но если речь идет о транспортных расходах, связанных с доставкой товара покупателям, то они по своему экономическому смыслу в полном объеме относятся на фактически реализованные товары и не должны распределяться. Между тем на практике контролирующие органы так не считают. Поэтому надо бы уточнить эту норму, записав, что «…распределению на сумму затрат, приходящихся на фактически реализованные товары, и сумму затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца, подлежат транспортные расходы, связанные с приобретением товаров (если такие расходы не включаются в цену приобретения товара)».

А проценты по кредитам, займам следовало бы учитывать для налога на прибыль в полном объеме, относящемся к данному налоговому периоду (месяц, квартал), независимо от объема проданных товаров.

Как и ранее, отдельные виды затрат, учитываемые при налогообложении, могут отражаться путем создания в установленном порядке резервов предстоящих расходов, в т.ч. на ремонт основных средств. Однако данная норма, к сожалению, крайне редко применяется на практике. Ведь порядок создания резервов законодательно не определен. Между тем МСФО, в отличие от белорусских правил, в ряде случаев обязывают компании создавать некоторые виды резервов, а законодательство ряда стран уточняют порядок их учета при налогообложении. Поэтому в проекте следовало бы разъяснить порядок применения данной нормы, чтобы дать предприятиям возможность равномерно распределить затраты и налог на прибыль в течение года.

Проектом, как и действующим Законом, предусмотрено включение во внереализационные доходы и расходы сумм неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров. Однако если в Законе конкретизируется, что такие доходы (расходы) учитываются при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу плательщика (перечислены с банковского счета), то в проекте такой нормы нет. Таким образом, можно предположить, что в случае принятия проекта момент признания таких расходов будет определяться в учетной политике налогоплательщика.

Льготы

В статье 140 проекта сохранены почти все ныне существующие льготы по налогу на прибыль, в т.ч. в части прибыли, направленной на финансирование капвложений. Однако теперь здесь появилась оговорка: льгота не применяется при отрицательном значении амортизационного фонда на 1-е число отчетного периода, в котором чистая прибыль направлена на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства или на погашение кредитов банков, использованных на эти цели, а также при наличии непокрытого убытка прошлых лет на 1-е число отчетного периода, в котором чистая прибыль направлена на указанные цели. Таким образом, воспользоваться данной льготой многие предприятия не смогут.

Сегодня льготами по налогу на прибыль имеют возможность пользоваться исключительно прибыльные предприятия. Казалось бы, логично, что у остальных нет такой возможности. Однако мировой опыт, и российский тоже, показывает, что, как для государства, так и для плательщиков, гораздо важнее не столько льготирование, сколько правильно выстроенная структура уменьшения налогооблагаемой базы, в т.ч. перенос убытков прошлых лет на будущие периоды (см. «ЭГ» № 82, с.11-16 Информбанка). Если бы эта норма была внедрена в Беларуси, то субъекты хозяйствования получили бы эффективный механизм компенсации убытков, полученных в периоды общего кризиса или становления отдельной компании. Это улучшило бы финансовое положение многих налогоплательщиков и сохранило бы их для страны на будущее.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений