Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
29.10.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАКАЗАНИЕ С АЛЬТЕРНАТИВОЙ©

В белорусском уголовном законодательстве могут появиться институты досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) и уголовно-правовой компенсации. Планируется также декриминализировать отдельные преступления в экономической сфере и ввести альтернативные лишению свободы виды ответственности.

В белорусском уголовном законодательстве могут появиться институты досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) и уголовно-правовой компенсации. Планируется также декриминализировать отдельные преступления в экономической сфере и ввести альтернативные лишению свободы виды ответственности.

Одной из главных целей проекта закона «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» является раскрепощение деловой инициативы с учетом объективно существующего предпринимательского риска. Всего подлежат корректировке более 100 статей этих кодексов.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ дополнить УК ст. 691, согласно которой при заключении досудебного соглашения (с участием адвоката) подозреваемый или обвиняемый добровольно может пойти на оказание помощи органам предварительного следствия, способствующей установлению истины по делу, розыску похищенного имущества, изобличению соучастников, возмещению причиненного вреда и др. Взамен ему могут снизить максимально возможный срок наказания или применить другое, более мягкое. При необходимости предусматриваются различные меры по защите обвиняемого.

Для реализации этих мер в систему общих судов включается предварительное судебное заседание по уголовным делам, в ходе которого будет решаться вопрос о назначении судебного разбирательства в отношении обвиняемого, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, — в зависимости от выполнения взятых им обязательств. На этой стадии также могут быть решены вопросы о возвращении дела прокурору и прекращении производства по делу.

Механизм уголовно-правовой компенсации позволит лицам, совершившим нетяжкие преступления, добровольно загладить вину перед обществом, уплатив определенную сумму и избежав тем самым уголовной ответственности или получив условный срок либо иное наказание, не связанное с лишением свободы (ст. 88 УК). На это может рассчитывать тот, кто впервые совершил преступление, содействовал его раскрытию, возвратил доход, полученный преступным путем, а также внес на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, компенсацию в размере половины причиненного ущерба, но не менее 30 базовых величин (БВ). Параллельно остается предусмотренное ст. 881 УК освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба и уплатой дохода, полученного преступным путем, осуществляемого по решению Президента.

Ст. 39 УК будет именоваться «Деяние, связанное с риском». Сегодня риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам. Теперь экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным и в том случае, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом. Таким образом, прибыль послужит оправданием.

С целью декриминализации УК планируется исключить из кодекса статьи 220 «Недобросовестная охрана имущества», 259 «Фальсификация средств измерений», 261 «Незаконные действия в отношении почтовых марок, иных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов», 262 «Подделка проездных документов», 383 «Самоуправство». Таким образом, за преступления, не представляющие, по мнению законодателей, большой общественной опасности, будут привлекать к дисциплинарной или административной ответственности, по примеру России и Казахстана.

Могут быть уменьшены нижние пределы сроков наказаний за некоторые преступления против собственности, в т.ч. в ч. 3 ст. 212 «Хищение с использованием компьютерной техники», ч. 2 ст. 214 «Угон транспортного средства или маломерного водного судна» и др.

ОЖИДАЕТСЯ изменение порядка условно-досрочного освобождения, а также планируется ограничить максимальные сроки ареста — не более 3 месяцев для взрослых и 2 месяцев для несовершеннолетних (при этом исключается возможность условно-досрочного освобождения от данного наказания и замены его неотбытой части более мягким). За занятие запрещенной либо осуществляемой без регистрации или без лицензии предпринимательской деятельностью, сопряженной с получением дохода в крупном размере (ст. 233 УК), будет отменен нижний предел наказания.

Для расширения применения средств материального воздействия во многие статьи УК в качестве основного или дополнительного наказания вводятся штрафные санкции. Например, за преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы (ст. 50 УК) устанавливаются штрафы от 300 до 5000 БВ. Одновременно сохраняются штрафы в размере от 30 до 1000 БВ, которые распространяются на все преступления. Кроме того, осужденных можно будет приговаривать к выполнению общественно полезных работ, а также применять общественные работы в качестве альтернативы другим видам наказания.

Расширится применение залога как меры пресечения по корыстным, экономическим и коррупционным преступлениям при отсутствии полного возмещения ущерба (ст. 124 УПК). В качестве залога могут выступать деньги и любое иное имущество, принадлежащее залогодателю, а его вид и размер (не менее 100 БВ) определяются органом, ведущим уголовный процесс, с учетом тяжести преступления и причиненного имущественного вреда, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя. Внесенные средства обращаются в доход государства в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, а также могут быть направлены по приговору суда на возмещение ущерба.

Специально для организаторов регистрации лжепредпринимательских структур на подставных лиц УК планируется дополнить ст. 2341, предусматривающей ответственность за проведение без законных полномочий безналичных платежей, которые используются для взаиморасчетов по бестоварным сделкам, обналичивания денежных средств, а также в целях введения в заблуждение добросовестных налогоплательщиков. Это должно помочь пресекать деятельность подпольных офисов, в которых неуполномоченные лица проводят незаконные платежи, используя ключи доступа к банковским счетам лжеструктур.

Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества может повлечь до двух лет лишения свободы (изменения в ст. 186 УК). Заведомо ложные доносы и показания (ст.ст. 400 и 401 УК) также будут караться лишением свободы, что связано со значительным увеличением в последние годы оправданий в судах только из-за изменения потерпевшими и свидетелями в суде показаний.

Корректировка ст. 126 УПК позволит не заключать под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении менее тяжкого преступления против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконного экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, «отмывания» материальных ценностей, приобретенных преступным путем), если личность этого человека установлена, он не скрывается и имеет постоянное место жительства в Беларуси.

Проектом устанавливается уголовная ответственность за создание и деятельность «финансовых пирамид» (ст. 233 УК), а также предлагаются другие поправки, обусловленные правоприменительной практикой.

КАК ОБЪЯСНИЛА председатель постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Людмила Михалькова, подготовка этого законопроекта предусмотрена Указом Президента от 23.12.2010 № 672 «Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения». В постоянную комиссию уже поступают поправки и предложения от депутатов, работающих в других комиссиях. Возможно, что в первом чтении проект закона будет рассмотрен в этом году.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений