Надстройка на старом фундаменте. Земельное законодательство либерализируют, не меняя основ
Госкомитет по имуществу подготовил проект указа «О совершенствовании земельных отношений». Документ призван упростить предоставление земельных участков бизнесу. Однако это не значит, что в Беларуси станет просто получить участок в частную собственность для ведения предпринимательской деятельности.
В обосновании к проекту отмечается, что он разработан в целях комплексного совершенствования законодательства об охране и использовании земель, в т.ч. условий предоставления участков субъектам хозяйствования всех форм собственности, отношений собственности на земельные участки, правил разрешения земельных споров местными органами власти.
Предусмотрен «поэтапный (эволюционный) переход предоставления земельных участков юридическим лицам на двух видах права – праве собственности и праве аренды».
Фактически к минимуму при этом планируют свести выделение участков на праве постоянного или временного пользования: вносимые изменения в Указ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» предусматривают после вступления в силу нового Указа такую возможность только в исключительных случаях по решению Президента.
Сохранится действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к другим организациям, если к ним переходят права на расположенные там капитальные строения.
При переходе же права на здание или сооружение к индивидуальному предпринимателю или гражданину как физлицу в отношении такого земельного участка будет принято решение о прекращении права постоянного или временного пользования и предоставлении его на праве аренды.
Основное упрощение – предоставление находящихся в госсобственности земельных участков в аренду будет происходить без составления отдельного договора аренды, а через письменное соглашение. В местный исполком нужно будет подать соответствующее заявление. Фактически договор будет считаться заключенным с момента государственной регистрации права аренды земельного участка.
Случаи, в которых не взимается плата за право заключения договора аренды, определяются в проекте исходя из целевого назначения участков, вне зависимости от субъектов земельных отношений, как это происходит сейчас. Освободить от уплаты предлагается при выделении участков, например, для ведения сельского хозяйства, строительства и обслуживания мест погребения и культовых строений, недвижимости в СЭЗ, автозаправочных станций и в других случаях.
Устанавливается перечень случаев, когда участки будут выделять без проведения аукциона.
Упрощаются и правила исчисления и взимания платежей за участки, находящиеся в госсобственности и предоставленные в аренду. Размер ежегодной арендной платы предлагается привязать к ставке земельного налога.
Маневр на тесной площадке
Массовая аренда, вероятно, рассматривается в качестве промежуточного этапа для последующего перехода к собственности. Но об этом в проекте и обосновании к нему практически ничего не говорится. Лишь констатация: «принимая во внимание законодательные ограничения предоставления земельных участков в частную собственность, в подавляющем большинстве земельные участки будут предоставляться на праве аренды».
Конституцией и Кодексом о земле определены земли и земельные участки, не подлежащие предоставлению в частную собственность в принципе. И площадь таких территорий составляет на сегодня около 95% от всей площади государства.
Чтобы активизировать выкуп земли физическими и юридическими лицами на оставшихся 5% с небольшим, проект предлагает предоставить собственникам осуществлять куплю-продажу, мену, дарение незастроенных земельных участков либо с расположенными на них незавершенными незаконсервированными капстроениями с сохранением их целевого назначения. Исключение – случаи, когда предоставление таких участков осуществлялось на льготных основаниях.
При этом для недопущения затягивания сроков строительства предусматривается сохранение при совершении сделки для нового землепользователя условий отвода земельного участка, предусмотренных в решении местного исполнительного комитета о его предоставлении, и срока строительства объекта.
Также обещано неприменение повышающих коэффициентов к земельному налогу, устанавливаемых местными Советами депутатов, на все участки, находящиеся в частной собственности, и усовершенствование правил предоставления рассрочки при покупке земли.
Одновременно проект указа закрепляет порядок рассмотрения земельных споров. Они должны урегулироваться на территории соответствующего района, за исключением споров, разрешение которых будет относиться к компетенции суда.
В судебном порядке будут рассматриваться споры, связанные с правом частной собственности на участки, их наследованием, возмещением убытков, устранением препятствий пользования ими, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения в общей собственности.