Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Начнут с обувной отрасли

В правительстве готовится решение о поддержке легкой промышленности...
В правительстве готовится решение о поддержке легкой промышленности

Какой поддержки со стороны государства ожидают на местах, выясняли корреспонденты "Экономической газеты"

Правительство прорабатывает возможность экономического стимулирования производителей товаров народного потребления (ТНП). На одном из недавних заседаний Совмина первый вице-премьер Владимир Семашко предложил, в частности, "уполовинить" НДС для этой категории производителей. Тогда же вице-премьер сообщил, что решение о поддержке производителей ТНП уже готовится. Пока оно коснется одной отрасли и будет носить экспериментальный характер. Отрасль эта, назвал тогда В.Семашко, обувная.
 
Генеральный директор СООО "БЕЛВЕСТ" (г. Витебск) Юрий СУМАНЕЕВ:

"Не только цена определяет конкурентоспособность"

- Концерн "Беллегпром" выступил с инициативой предоставить отрасли льготы по уплате налогов и таможенных платежей на ввозимые сырье и материалы, потому что обувь в значительной мере производится из импортных материалов. Надеемся, реализация проекта позволит не просто получить дополнительную прибыль, а развить и модернизировать производство. Не секрет, что многие наши предприятия имеют физический износ основных фондов, близкий к критическому. Про моральный износ и говорить нечего.

Планируется провести обширный мониторинг ввоза обуви в Беларусь с целью не запретов и ограничений, а для оценки государством емкости рынка. Пока данные по продажам обуви в республике очень приблизительные. Есть также мысль ввести дополнительную маркировку обуви, которая бы показала покупателям истинный состав ее материалов. Сегодня словесные заверения оптовых и розничных продавцов о том, что обувь из натуральной кожи, часто не соответствуют действительности. Товар, что самое плохое, может быть сделан не только из искусственных материалов, но еще и некачественных. Такая обувь не выдерживает сроков носки и бывает даже опасна для здоровья.

- Будет ли маркировка обуви справедливой мерой по отношению к другим операторам обувного рынка? Вряд ли за рубежом специально для поставок в Беларусь начнут маркировать обувь или, по крайней мере, сделают это не все и не сразу.

- Вы, наверное, представляете иностранных производителей обуви, в частности юго-восточных, какими-то монстрами, которые составляют грандиозные планы экспансии на наш рынок. Такого нет. Производителей обуви из Китая, Индии, Вьетнама, Пакистана на нашем рынке представляют белорусские и российские предприниматели, фирмы, которые достаточно хорошо осведомлены обо всех нормативных актах, как действующих, так и планируемых к принятию. Если и будет принято решение по маркировке данных товаров, то оно будет реализовано не мгновенно. Предусматривается значительный подготовительный период по введению этих мер, оцениваются затраты. Сегодня ставится вопрос о том, чтобы контрольная марка для обуви имела символическую цену и окупала лишь затраты на ее изготовление.

- Что мешает отечественным производителям ТНП конкурировать с юго-восточными по ценовому фактору?

- В последнее время это уже притча во языцех, но так оно и есть: себестоимость обуви, производимой в Юго-Восточной Азии, имеет мизерное налоговое наполнение, а экспорт ее дотируется. Всеми возможными способами эта обувь поступает на наши рынки с минимальными пошлинами и платежами. В то время как, к примеру, "БЕЛВЕСТ" - крупное валообразующее предприятие, добросовестный налогоплательщик. И зарплата у нас одна из самых высоких по отрасли. Соответственно, у нас изначально разные экономические условия хозяйствования и составляющие себестоимости продукции.

- Снизить цену можно за счет использования более дешевых материалов.

- Материалы и комплектующие для производства обуви ищем буквально по всему миру. Купить не проблема, сложнее найти продукцию качественную и по минимальной цене.

- Юрий Геннадьевич, но ведь не только цена определяет конкурентоспособность товара.

- Да, как показывают наши маркетинговые исследования, для покупателя, выбирающего обувь, важен не столько ценовой фактор, сколько комфорт и внешняя привлекательность. Уже более 3 лет "БЕЛВЕСТ" сотрудничает с итальянскими дизайнерами, которые считаются лучшими специалистами в вопросах обувной моды. Это был непростой для нас шаг: разные страны, расстояние, достаточно затратное мероприятие... Но мы его сделали, чтобы вдохнуть свежую струю в  обувную коллекцию. Это было не только желание, но и необходимость. Наше предприятие имеет разветвленную монобрэндовую сеть фирменной торговли. Это вынуждает  представлять там максимально широкий модельный ряд обуви, чтобы удовлетворить разнообразные запросы всех групп покупателей. При этом мы не делали резких изменений в приоритетах предприятия- это по-прежнему качество и комфорт, - хотя могли бы сделать какую-то часть коллекции особо модной и дорогой. Мы знаем, что производим обувь для большинства, и она должна быть доступной по цене.

- Можно ли сформулировать обобщенную стратегию успеха для тех, кто работает в сегменте ТНП?

- Формулы успеха нет. Я это говорю не потому, что не хочу разглашать коммерческую тайну. Просто не существует стандартного подхода. Успех - результат ежедневного напряженного и кропотливого труда рабочих, управленцев, многое зависит и от органов управления. Значительная часть успеха - правильная постановка задачи. Необходимо четко знать, для кого и что ты производишь, и делать это лучше других. Это, возможно, красивая и обтекаемая фраза, но это так. Когда мы формировали стратегию предприятия, то вначале определили, кто наш главный потребитель, какая продукция ему нужна, когда она должна появиться в продаже.

- Как необходимо рекламировать ТНП?

- Все идут от собственного опыта. На "БЕЛВЕСТ" есть маркетинговое подразделение, которое изучает рынок, потребителя. На основании полученных данных строим и рекламную политику. Создаем телевизионные ролики, показываем их в сезонные периоды на центральных каналах белорусского телевидения и на региональных телеканалах России. Также проводим рекламные кампании на радио. Практикуем "подпитку" тех, кто занимается продажей обуви, дополнительными рекламно-информационными материалами (баннеры, печатная продукция и т.д.). Наибольшую эффективность, понятно, имеет прямая реклама - телевидение, радио и пресса. Точно назвать какие-то пропорции в их использовании, дать рекомендации сложно. Каждый делает свои подсчеты и выводы. Кому-то надо поработать над имиджевой рекламой, кому-то - прорекламировать определенный товар.

- "БЕЛВЕСТ" активен на внешних рынках. Можно ли рассматривать экспорт как своеобразное решение проблем продаж ТНП на внутреннем рынке?

- Я замечаю такую тенденцию: в мире легко получают кредиты, пользуются льготами и вообще успешны те предприятия, которые преимущественно работают на экспорт. Вышел на внешние рынки, значит, конкурентоспособен. Это своего рода закалка. Белорусский обувной рынок достаточно открытый. В Европе это не так. Сегодня и Китай, и Европа - в ВТО, но попасть китайскому товару в ЕС нелегко. Каждый старается защитить свой рынок. Считается, что на "домашнем" рынке производитель в более "теплых" условиях, а вот если работаешь на экспорт - значит, крепко стоишь на ногах.

Мы заняли там свою нишу. Предприятие постоянно присутствует на основных обувных выставках, где клиенты сравнивают и оценивают нашу продукцию в ценовом и качественном аспектах и делают выбор.

Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО

Справка "ЭГ". СООО "БЕЛВЕСТ" - одно из первых совместных предприятий, созданных в СССР, с 1988г. - советско-германское, с 2003г. - белорусско-российское. Предприятие специализируется на производстве мужской, женской и школьной обуви. Количество работающих - 1850 человек. В 2005г. объем отгруженной продукции - 67,901 млрд. руб. (рост в сравнимых условиях - 116,1%). Продукция экспортируется в Россию, Украину, Молдову, Латвию, Литву, Эстонию. Доля экспорта в натуральном выражении - 36,2%. Объем инвестиций за период 2003-2005гг. - 5,317 млрд. руб.
 
 
==================================================================
Генеральный директор СООО "Марко"Николай МАРТЫНОВ:

"И не нужно вводить никаких квот..."

Беларусь переживает нелегкие времена. О глобальном кризисе легкой промышленности говорить рано, пока в РБ есть успешные компании, устойчиво работающие в условиях жесткой конкуренции. В одной из них - витебской компании "Марко" - недавно побывала группа журналистов.

За 15 лет предприятие "Марко" выросло из небольшой фабрики до компании с многомиллионными оборотами. СООО "Марко" - это 1650 чел., выпускающих 1млн. 800 пар обуви в год. Все эти годы предприятие работало стабильно, а заработанное инвестировало в новые технологии, расширение производства и открытие дочерних предприятий. Это фабрика кожгалантереи "ВитМа", где работает 200чел. с ограниченными физическим возможностями, фабрика "Сан Марко", на которой 500 работающих шьют 550 тыс. пар обуви в год. И на этих площадях стало тесно: с прошлого года компания размещает заказы на витебской фабрике "Красный Октябрь", стала соучредительницей фабрики по производству колодок СООО "Викоп-Фагус". Последний проект, кстати, позволил не только избавиться от дорогостоящего импорта колодок, но и продавать их белорусским и российским фабрикам. Более того, "Викоп-Фагус" расширяется: расчетливый немецкий партнер закрывает колодочное производство в Чехии, где зарплата персонала уже подтягивается к европейскому уровню, и переносит его в Витебск.

Извечную проблему несвоевременных расчетов за проданную продукцию решает развитие фирменной торговли. СООО "Марко" открыло еще одно предприятие - ООО "Марко-Сервис", в структуру которого входят 24 фирменных магазина, расположенных в Беларуси, и 3 - московских. И это не последний инвестиционный проект в обувной отрасли.

Хорошо идут и "не обувные" проекты. Например, в 2005 году компания решила поработать в непривычном для себя секторе экономики - пивном: СООО "Марко" открыло пивзавод "Двинский бровар". Прошло чуть более полугода работы, а пиво "Николаевское" уже завоевало сердца любителей этого напитка.

Сегодня и СООО "Марко", и все дочерние компании работают эффективно, уверенно, ощущая поддержку учредителей и партнеров по бизнесу. Вот как прокомментировал суть их взаимоотношений генеральный директор компании "Марко" Николай Мартынов:

- Наша компания представляет собой холдинг. Хотя де-юре, по причине отсутствия законодательной базы, мы не имеем прав холдинга, де-факто: по структуре и характеру внутренних взаимоотношений объединение предприятий с СООО "Марко" в центре - настоящий холдинг. Между предприятиями налажено взаимовыгодное сотрудничество. Каждое из них может рассчитывать на финансовую и иную помощь.

Руководству и инвесторам СООО "Марко" близки проблемы города, где они работают и где находятся все их дочерние предприятия. Компания принимает участие в строительстве бизнес-центра площадью 24 тыс. м2. Рассчитывая на то, что это заведение станет визитной карточкой Витебска, руководство предприятия уверено, что и этот проект принесет не только патриотические, но и конкретные финансовые дивиденды. Таким образом, заняв нишу комфортной обуви (доля фабрик "Марко" и "Сан Марко" на рынке обуви РБ, по информации его гендиректора, составляет 12% ), предприятие стало крупным инвестором. Однако на белорусском рынке реализуется только 50% производимой обуви. Половина ее идет в Россию. "Наша обувь органично вписалась в потребности российского рынка. Мы знаем спрос и особенности белорусского и российского покупателей, у белорусов с россиянами едины физические параметры, ГОСТы, понятие комфорта, климатические условия", - подчеркнул Николай Мартынов.

Российский рынок поистине огромен. А так как сегодня все дороги, все денежные потоки ведут в Москву, компания "Марко" выступила заказчиком и гензастройщиком крупнейшего в Москве оптово-розничного предприятия площадью 9 тыс. м2. Рассчитывает построить его за год с небольшим, а окупить - за 5-7 лет. Оптово-розничный центр возводится не только под потребности "Марко", но и для других экспортеров из Витебской области. Появление собственного оптового звена позволит чувствовать себя увереннее на российском рынке. Когда появится реальный фундамент здания, будем предлагать сотрудничество конкретным предприятиям, легпрома РБ в том числе. Если у экспортеров найдутся деньги и желание поучаствовать в проекте- милости просим! Если не найдется желающих- тоже не беда: с "Марко" уже сегодня готовы сотрудничать голландцы, итальянцы, турки.

... Итак, сегодня почти вся производимая компанией и ее "дочкой" обувь реализуется в Беларуси и России и где-то около 1%- в странах Балтии. От других рынков фабрика "Марко" решила отказаться. Например, пробовали работать в Германии, поставив туда две партии обуви, однако отказались от амбициозных, но слишком дорогостоящих планов. Зачем бороться за новый рынок, если можно работать прибыльно в давно освоенных нишах? Так считает генеральный директор СООО "Марко". Кстати, Николай Васильевич знает, как реабилитировать нашу легкую промышленность. Вот что он ответил на вопрос о рецептах ее выживания.

- Мы не можем оторваться от старого социалистического подхода - отсюда и беды. На большинстве предприятий, и больших и маленьких, нет собственника. Нет хозяина, который взял бы управление в одни руки. Наемные руководители боятся проявлять собственную инициативу, боятся ошибок, помня о том, что инициатива наказуема, и ждут списания долгов, иной госпомощи. Если преодолеем советский подход в экономике и станем продавать предприятия, как некогда Германия (за 1 марку - Прим. авт.), а за долги спрашивать с виновных в них конкретных менеджеров, положение в легкой промышленности исправится. Сейчас же для инвестора проще построить фабрику или завод, как говорится, в чистом поле, чем выкупить обанкротившееся предприятие с многомиллионными долгами.

Нужно определить, какие и сколько предприятий способны работать на отечественном, российском или прибалтийском рынках. Как только государство откажется от поддержки всех убыточных предприятий в пользу перспективных, они выживут. И не нужно вводить никаких квот, контролировать рынок, искусственно нарезая его доли. Это не спасет производителя, только развратит его. Он должен знать, что нужно рынку, почему покупают продукцию конкурентов, а не его, чтобы работать лучше других.
Тамара МАРКИНА