МВФ признает успехи белорусской экономики и продолжает призывать к ее реформированию
Экономика Беларуси восстанавливается после 2 лет рецессии в результате более эффективных мер экономической политики, более благоприятных внешних условий и более активного внутреннего спроса, говорится в сообщении МВФ по итогам декабрьского раунда консультаций. Закрепить эти достижения и устранить угрозы могут последовательное проведение взвешенной макроэкономической и финансовой политики, а также реформы, прежде всего в госсекторе, считают специалисты фонда.
Рост экономики в III квартале т.г. на 1,7% аналитики фонда объясняют увеличением потребления домашних хозяйств в результате высокого роста зарплат и увеличения инвестиций. Дефицит счета текущих операций сократился, что отражает рост экспорта услуг, а также рецессию и корректировку реального обменного курса в 2015–2016 гг., заключенные в 2017 г. соглашения с Россией в областях энергетики и финансирования, а также успешное размещение еврооблигаций в середине года ослабили давление на стороне финансирования на ближайшее время. Общий уровень инфляции в октябре снизился до 5,3% в годовом исчислении. Этому способствовали более жесткий контроль за денежными агрегатами, импортированная дезинфляция, отрицательный разрыв между потенциальным и фактическим объемами производства и замедление роста регулируемых цен.
Официальные органы держат под контролем сальдо государственного бюджета в узком определении, полагает МВФ. Но квазифискальная деятельность продолжает давить на долг. Отражением этого процесса является дефицит общего сальдо бюджета в размере 3% ВВП, включающего сектор госуправления и другие забалансовые операции. По прогнозу фонда, государственный и гарантированный государством долг немного превысит 55% ВВП. Официальные органы также приняли важные меры для устранения рисков в финансовом секторе на основе рекомендаций Программы оценки финансового сектора (ФСАП) 2016 г. Постепенно и на пилотной основе идет реструктуризация крупных госпредприятий, что препятствует росту производительности и способствует сохранению довольно высоких факторов уязвимости.
Неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами предприятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг госсектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно на 2%, ожидают в МВФ. При этом инфляция достигнет 5% в среднесрочной перспективе с условием некоторого контроля за масштабами квазифискальной деятельности, но будет выше, чем в большинстве соседних стран. Когда закончится воздействие разовых факторов и экономика достигнет своего потенциала, дефицит счета текущих операций, по прогнозам, сократится до уровня менее 2,5%, полагают аналитики фонда.
МВФ приветствовали улучшение макроэкономической и финансовой политики за последние 2,5 года. В фонде признают, что эта политика смогла поддержать восстановление экономики наряду с улучшением внешних условий. Но в МВФ полагают, что факторы уязвимости остаются повышенными и что необходимы дальнейшие усилия, в т.ч. по устранению структурных недостатков. В этой связи важно продолжение активного взаимодействия между МВФ и официальными органами Беларуси. Поэтому фонд призывает их использовать момент восстановления экономики для проведения углубленных и ускоренных реформ в реальном секторе для повышения производительности, темпов роста и устойчивости экономики к потрясениям. Особенно важной для достижения этих целей в МВФ считают реформу сектора госпредприятий. Также в сообщении фонда подчеркивается необходимость реализации мер по совершенствованию рынка труда и товарного рынка для того, чтобы устранить препятствия для роста частного сектора. Необходимо также повысить эффективность систем социальной защиты для смягчения воздействия реформ на наиболее уязвимые социальные группы. При этом в МВФ в очередной раз напоминают, что повышение зарплаты должно соответствовать росту производительности.
Фонд рекомендует белорусским властям продолжить бюджетную консолидацию в среднесрочной перспективе для обеспечения устойчивости госдолга. Также МВФ призывает официальные органы в следующем году проводить более жесткий курс налогово-бюджетной политики, в т.ч. усилить контроль за забалансовой бюджетной деятельностью и сократить квазифискальные риски, связанные с сектором госпредприятий. Также рекомендуется принять более надежную и простую основу, облегчающую планирование, управление и проведение налогово-бюджетной политики, сохранить согласование денежно-кредитной политики с целями в отношении инфляции. Особо отмечается важность создания основ для будущего перехода к режиму таргетирования инфляции. Для оказания содействия этому процессу следует продолжить усилия по ограничению доминирующей роли бюджета и согласованию повышения зарплаты с ростом производительности, считают в МВФ. Также фонд призывает белорусские власти сохранять гибкий валютный курс и одновременно найти возможности для восстановления международных резервов, когда позволяют условия, в целях создания надежного защитного буфера от внешних потрясений.
В МВФ оценили достигнутый в Беларуси прогресс в укреплении стабильности и основы финансового сектора. Чтобы закрепить эти достижения, фонд призывает продолжить работу по отмене директивного кредитования, совершенствованию регулирования и надзора, а также улучшению состояния балансов банков.
Таблица: отдельные экономические показатели Беларуси, 2014–2018 годы
|
2014 |
2015 |
2016 |
Прогноз |
|
2017 |
2018 |
||||
Национальные счета |
|
|
|
|
|
Реальный ВВП, % |
1,7 |
-3,8 |
-2,6 |
1,7 |
1,8 |
Совокупный внутренний спрос, % |
0,0 |
-7,6 |
-6,1 |
0,3 |
2,3 |
Потребление, % |
2,9 |
-2,0 |
-2,9 |
0,8 |
2,0 |
Негосударственное, % |
4,3 |
-2,3 |
-3,9 |
0,9 |
2,6 |
Государственное, % |
-2,0 |
-0,6 |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
Инвестиции, % |
-5,0 |
-18,3 |
-13,2 |
-0,8 |
2,8 |
Чистый экспорт, % |
1,3 |
7,1 |
2,7 |
1,4 |
-0,3 |
Потребительские цены (средние), % |
18,1 |
13,5 |
11,8 |
6,4 |
7,0 |
Денежно-кредитные счета |
|
|
|
|
|
Рублевая денежная база, % |
12,8 |
7,4 |
-1,4 |
37,6 |
13,2 |
Широкая денежная масса, % |
23,6 |
36,8 |
3,8 |
10,7 |
10,6 |
В % ВВП |
|
|
|
|
|
Внешний долг и платежный баланс |
|
|
|
|
|
Сальдо счета текущих операций |
-6,6 |
-3,3 |
-3,5 |
-2,6 |
-3,3 |
Валовой внешний долг |
50,8 |
67,9 |
79,2 |
73,1 |
71,2 |
Чистая международная инвестиционная позиция |
-53,1 |
-72,8 |
-86,1 |
-79,0 |
-79,9 |
Сбережения и инвестиции |
|
|
|
|
|
Валовые внутренние инвестиции |
34,8 |
29,0 |
25,3 |
24,3 |
26,1 |
Национальные сбережения |
28,2 |
25,8 |
21,7 |
21,7 |
22,8 |
Финансы государственного сектора |
|
|
|
|
|
Сальдо сектора государственного управления (в т.ч. ФСЗН) |
0,8 |
1,1 |
-0,3 |
-0,6 |
-3,0 |
в т.ч. расходы, связанные с АЭС |
0,3 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
2,7 |
Первичное сальдо сектора гос. управления (без учета АЭС) |
2,1 |
3,9 |
2,8 |
2,7 |
2,2 |
Общее сальдо |
0,1 |
-2,2 |
-3,5 |
-3,0 |
-5,0 |
в т.ч.: забалансовые операции (оценка) |
-0,7 |
-3,3 |
-3,2 |
-2,5 |
-1,9 |
Валовой государственный и гарантированный государством долг |
38,8 |
53,0 |
53,9 |
55,3 |
58,1 |
в т.ч.: государственные гарантии |
12,1 |
14,0 |
11,3 |
10,4 |
10,7 |
Справочно |
|
|
|
|
|
Номинальный ВВП (млрд. USD) |
78,7 |
56,3 |
47,4 |
53,3 |
55,0 |
Номинальный ВВП (млрд. BYN) |
80,6 |
89,9 |
94,3 |
102,1 |
111,0 |
Официальные резервы (млрд. USD) |
5,1 |
4,2 |
4,9 |
6,8 |
6,0 |
в месяцах импорта товаров и услуг |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
2,3 |
2,0 |
в % краткосрочного долга |
39,5 |
36,4 |
46,4 |
68,0 |
60,4 |
Источник: imf.org