Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Итоги
22.12.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МВФ признает успехи белорусской экономики и продолжает призывать к ее реформированию

Экономика Беларуси восстанавливается после 2 лет рецессии в результате более эффективных мер экономической политики, более благоприятных внешних условий и более активного внутреннего спроса, говорится в сообщении МВФ по итогам декабрьского раунда консультаций. Закрепить эти достижения и устранить угрозы могут последовательное проведение взвешенной макро­экономической и финансовой политики, а также реформы, прежде всего в госсекторе, считают специалисты фонда.

Рост экономики в III квартале т.г. на 1,7% аналитики фонда объясняют увели­чением потребления домашних хозяйств в результате высокого роста зарплат и увеличения инвестиций. Дефицит счета текущих операций со­кратился, что отражает рост экс­порта услуг, а также рецессию и корректировку реального об­менного курса в 2015–2016 гг., заключенные в 2017 г. соглашения с Россией в областях энергетики и финансирования, а также успешное размещение еврооблигаций в середине года ослабили давление на стороне финансирования на ближайшее время. Общий уровень инфляции в октябре снизился до 5,3% в годовом исчислении. Этому способствовали более жесткий контроль за денежными агрегатами, импортированная дезинфляция, отрицательный разрыв между потенциальным и фактическим объемами производства и замедление роста регулируемых цен.

Официальные органы держат под контролем сальдо государственного бюджета в узком определении, полагает МВФ. Но квазифискальная деятельность продолжает давить на долг. Отражением этого процесса яв­ляется дефицит общего сальдо бюджета в размере 3% ВВП, включающего сектор госуправления и другие забалансовые операции. По прогнозу фон­да, государственный и гарантированный государством долг не­много превысит 55% ВВП. Официальные органы так­же приняли важные меры для устранения рисков в финансовом секторе на основе рекомендаций Программы оценки финансового сектора (ФСАП) 2016 г. Постепенно и на пилотной основе идет реструктуризация крупных госпредприятий, что препятствует росту производительности и способствует сохранению довольно высоких факторов уязвимости.

Неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами пред­приятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг госсектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно на 2%, ожидают в МВФ. При этом инфляция достигнет 5% в сре­д­несрочной перспективе с условием некоторого контроля за масштабами квазифискальной деятельности, но будет выше, чем в большинстве соседних стран. Когда закончится воздействие разовых факторов и экономика достигнет своего потенциала, дефицит счета текущих операций, по прогнозам, сократится до уровня менее 2,5%, полагают аналитики фонда.

МВФ приветствовали улучшение макроэкономической и финансовой политики за последние 2,5 года. В фонде признают, что эта политика смогла поддержать восстановление экономики наряду с улучшением внешних условий. Но в МВФ полагают, что факторы уязвимости остаются повышенными и что необходимы дальнейшие усилия, в т.ч. по устранению структурных недостатков. В этой связи важно продолжение активного взаимодействия между МВФ и официальными органами Беларуси. Поэтому фонд призывает их использовать момент восстано­вления экономики для проведения углубленных и ускоренных реформ в реальном секторе для повышения производительности, темпов роста и устойчивости экономики к потрясениям. Особенно важной для достижения этих целей в МВФ считают реформу сектора госпредприятий. Также в сообщении фонда под­черкивается необходимость реализации мер по совершенствованию рынка труда и товарного рынка для того, чтобы устранить препятствия для роста частного сектора. Необходимо также повысить эффективность систем социальной защиты для смягчения воздействия реформ на наиболее уязвимые социальные группы. При этом в МВФ в очередной раз напоминают, что повышение зарплаты должно соответствовать росту производительности.

Фонд рекомендует белорусским влас­тям продолжить бюд­жетную консолидацию в сред­несрочной перспективе для обеспечения устойчивости гос­долга. Также МВФ призывает официальные органы в следующем году проводить более жесткий курс налогово-бюджетной политики, в т.ч. усилить контроль за забалансовой бюд­жетной деятельностью и сократить квазифискальные риски, связанные с сектором госпредприятий. Также рекомендуется принять более надежную и простую основу, облегчающую планирование, управление и проведение налогово-бюджетной политики, сохранить согласование денежно-кредитной политики с целями в отношении инфляции. Особо отмечается важность создания основ для будущего перехода к режиму таргетирования инфляции. Для оказания содействия этому процессу следует продолжить усилия по ограничению доминирующей роли бюджета и согласованию повышения зарплаты с ростом производительности, счи­тают в МВФ. Также фонд призывает белорусские власти сохранять гибкий валютный курс и одно­временно найти возможности для восстановления международных резервов, когда позволяют условия, в целях создания надежного защитного буфера от внешних потрясений.

В МВФ оценили достигнутый в Беларуси прогресс в укреплении стабильности и основы финансового сектора. Чтобы за­крепить эти достижения, фонд призывает продолжить работу по отмене директивного кредитования, совершенствованию регулирования и надзора, а также улучшению состояния балансов банков.

Таблица: отдельные экономические показатели Беларуси, 2014–2018 годы

 

2014

2015

2016

Прогноз

2017

2018

Национальные счета

 

 

 

 

 

Реальный ВВП, %

1,7

-3,8

-2,6

1,7

1,8

Совокупный внутренний спрос, %

0,0

-7,6

-6,1

0,3

2,3

Потребление, %

2,9

-2,0

-2,9

0,8

2,0

Негосударственное, %

4,3

-2,3

-3,9

0,9

2,6

Государственное, %

-2,0

-0,6

0,5

0,1

0,1

Инвестиции, %

-5,0

-18,3

-13,2

-0,8

2,8

Чистый экспорт, %

1,3

7,1

2,7

1,4

-0,3

Потребительские цены (средние), %

18,1

13,5

11,8

6,4

7,0

Денежно-кредитные счета

 

 

 

 

 

Рублевая денежная база, %

12,8

7,4

-1,4

37,6

13,2

Широкая денежная масса, %

23,6

36,8

3,8

10,7

10,6

В % ВВП

 

 

 

 

 

Внешний долг и платежный баланс

 

 

 

 

 

Сальдо счета текущих операций

-6,6

-3,3

-3,5

-2,6

-3,3

Валовой внешний долг

50,8

67,9

79,2

73,1

71,2

Чистая международная инвестиционная позиция

-53,1

-72,8

-86,1

-79,0

-79,9

Сбережения и инвестиции

 

 

 

 

 

Валовые внутренние инвестиции

34,8

29,0

25,3

24,3

26,1

Национальные сбережения

28,2

25,8

21,7

21,7

22,8

Финансы государственного сектора

 

 

 

 

 

Сальдо сектора государственного управления (в т.ч. ФСЗН)

0,8

1,1

-0,3

-0,6

-3,0

в т.ч. расходы, связанные с АЭС

0,3

1,1

1,2

1,1

2,7

Первичное сальдо сектора гос. управления (без учета АЭС)

2,1

3,9

2,8

2,7

2,2

Общее сальдо

0,1

-2,2

-3,5

-3,0

-5,0

в т.ч.: забалансовые операции (оценка)

-0,7

-3,3

-3,2

-2,5

-1,9

Валовой государственный и гарантированный государством долг

38,8

53,0

53,9

55,3

58,1

в т.ч.: государственные гарантии

12,1

14,0

11,3

10,4

10,7

Справочно

 

 

 

 

 

Номинальный ВВП (млрд. USD)

78,7

56,3

47,4

53,3

55,0

Номинальный ВВП (млрд. BYN)

80,6

89,9

94,3

102,1

111,0

Официальные резервы (млрд. USD)

5,1

4,2

4,9

6,8

6,0

в месяцах импорта товаров и услуг

1,9

1,7

1,7

2,3

2,0

в % краткосрочного долга

39,5

36,4

46,4

68,0

60,4

Источник: imf.org

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by