Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
25.08.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Момент признания санкций

Организация-поставщик в 2016 г. по решению суда отразила в бухгалтерском учете штрафные санкции и пени, подлежащие уплате покупателем за нарушение условий оплаты поставленного товара. В учетной политике на 2016 год установлено, что моментом фактической реализации НДС по причитающимся к получению штрафным санкциям, пеням является дата отражения этих сумм в бухгалтерском учете. Соответственно, в 2016 г. был исчислен НДС по данным суммам.

В мае 2017 г. определением экономического суда утверждено мировое соглашение, согласно которому с покупателя снимаются все штрафные санкции и пени.

1. Имеет ли право организация с 1.01.2017 г. установить момент фактической реализации по НДС в отношении штрафных санкций, пеней как день их получения? Не будет ли это являться нарушением Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон)?

2. Если имеет право, то повлияет ли этот факт на корректировку НДС в сторону уменьшения при отражении договоренности об уменьшении штрафных санкций до нуля?

1. Да, имеет, и это не будет нарушением Закона.

Согласно п. 8 ст. 100 НК организация вправе самостоятельно в учетной политике определять момент фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с п. 18 ст. 98 НК:

– либо как день отражения этих сумм в бухгалтерском учете;

– либо как день их получения.

Поскольку составление отдельной учетной политики для отражения налоговых аспектов законодательством не предусмотрено, организация отражает эти аспекты в единой учетной политике, оформляемой в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете. Таким образом, если организация решает изменить момент фактической реализации, то следует внести изменения в учетную политику.

Исходя из п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80), изменение учетной политики – это замена одного способа ведения бухгалтерского учета другим.

Способы ведения бухгалтерского учета – это способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций, которые организация применяет при ведении бухучета и (или) составлении бухгалтерской отчетности (абз. 3 и 5 п. 2 НСБУ № 80).

Согласно п. 7 ст. 9 Закона учетная политика организации может быть изменена в случае:

 – изменения законодательства РБ;

 – изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;

 – принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Пункт 7 ст. 9 Закона регулирует вопросы изменения способов ведения бухгалтерского учета, а не налогообложения.

Таким образом, считаем, что изменение момента фактической реализации по НДС не является изменением способа ведения бухгалтерского учета, в связи с чем организация имеет право внести изменения в учетную политику по указанному налоговому аспекту.

Несмотря на то что положениями п. 8 ст. 100 НК не установлено прямого ограничения по действию вы­бранного метода, в отличие от иных пунктов ст. 100 НК, других статей главы 12 НК, указывающих на невозможность корректировки выбранного метода в течение налогового периода, считаем целесообразным устанавливать изменения по определению момента фактической реализации с начала налогового периода.

2. Нет, не повлияет.

При отражении положений мирового соглашения о снижении штрафных санкций и пени до нуля в бухгалтерском учете поставщика отражается уменьшение ранее отраженных обязательств по их уплате (ч. 10 п. 59, п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).

При этом корректировка налоговой базы в сторону уменьшения нормами главы 12 НК прямо не предусмотрена в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Поэтому независимо от изменения момента фактической реализации при отражении хозяйственных операций по уменьшению задолженности покупателя по штрафным санкция и пеням уменьшение налоговой базы по НДС у поставщика не производится.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений