Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
АПК
08.06.2018 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Молочный экспорт опять под ударом

Фото: РИА Новости / Николай Хижняк

Беларусь поставляет молочные продукты в 46 стран. Претензии по ее качеству поступают лишь от одного импортера – России, сообщила на состоявшемся в Минске семинаре «Современные подходы к обеспечению качества и безопасности молочной продукции» начальник отдела лабораторного контроля Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Руслана Лизун.

Основанием для ограничения Рос­сельхознадзором с 6 июня поставок в РФ ряда позиций белорусской «молочки» названо ее несоответствие требованиям безопасности. В числе видов, на которые якобы приходится наибольшее количество нарушений, указаны молоко и сливки пастеризованные, стерилизованные, ультрапастеризованные, сухие, концентрированные, консервированные, сгущенные, сыворотка молочная, ее концентрат.

На рынке ЕАЭС, включая российский, они являются объектом технического регулирования техрегламентом ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Этим документом установлены нормативные требования к молоку и продуктам его переработки, в частности, по 4 видам антибиотиков: левомицетину, тетрациклиновой группе, стрептомицину и пенициллину. Скажем, стрептомицина в 1 кг продукта должно быть менее 0,2 мг. Более строгая норма установлена в отношении содержания пенициллина – до 0,004 мг/кг.

Чтобы обнаружить столь мизерное количество опасных для здоровья потребителей веществ, требуются соответствующие методики. В нашей стране контроль регламентированных антибиотиков осуществляется на основе Указаний Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Мин­сельхозпрода от 19.12.2017 № 05/3674. На наличие тетрациклинов и пенициллина ежедневно проверяется каждая партия молочной продукции. Остальные два вида антибиотиков контролируются в ней с периодичностью, не превышающей 10 суток.

В случае обнаружения в молочном сырье антибиотиков осуществляется его возврат поставщику и проводится расследование причин и путей их попадания в пищевую продукцию. Кроме того, в течение месяца осуществляется усиленный мониторинг качества продукции таких поставщиков, в т.ч. на протяжении 3 дней подряд проверяется каждая партия молока. При этом нарушители ветеринарных требований, установленных для производителей молочной продукции, даже после устранения причин, связанных с ее безопасностью, остаются в «черном» списке неблагонадежных поставщиков, и наличие в их продукции антибиотиков должно проверяться ежемесячно.

Впрочем, Россельхознадзор не замечает эффективности этого контроля и продолжает твердить о низкой квалификации белорусских ветспециалистов. Более того, не обнаруживая в нашей продукции остатков «молочных» антибиотиков, он расширил претензии, обвиняя в наличии в ней «мясных» ветпрепаратов.

Как пояснила Р. Лизун, в качестве правового основания для этого используется п. 3 ст. 13 ТР ТС 021/2011, согласно которому непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию эстрогенных, гормональных веществ, антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных. Аргументы белорусской стороны о безосновательности применения данного требования к молочной отрасли, о том, что наши животноводы «не убивают» коров для получения молока, россиянами не принимаются.

Ветслужба Беларуси и руководители Минсельхозпрода утверждают, что национальная система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, в т.ч. молочной, в настоящее время функционирует исправно и позволяет потребителям, включая иностранных, не опасаться за свое здоровье. Поэтому новая инициатива Россельхознадзора об ограничении ввоза на российский рынок белорусского молока в емкостях, превышающих объем 2,5 л, была ими воспринята как недружественный шаг, предпринятый в «протекционистских» целях. В частности, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц, принимающий участие в проходящих на этой неделе мероприятиях «Бел­агро-2018», обратил внимание журналистов на «неаргументированные, необоснованные ничем действия», направленные на «выбивание с рынка» белорусских предприятий.

ТЕМ  ВРЕМЕНЕМ

Пока готовился этот материал, была распространена информация, что письмо с требованиями отменить решение Россельхознадзора в отношении белорусской «молочки» направил в российское правительство член Кол­легии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков. Как сообщает БелТА, в связи с указанием российского надзорного ведомства о введении с 6 июня т.г. ограничений на поставку в РФ отдельных видов молочной продукции, производимой на всей территории Беларуси, В. Корешков на заседании коллегии ЕЭК 5 июня поставил вопрос об их неправомерности. По его словам, введение ограничений имеет признаки нарушения п. 8 ст. 58 раздела XI Договора ЕАЭС, согласно которому государства-члены имеют право вводить временные ветеринарные (ветеринарно-­санитарные) меры только в случаях, представляющих угрозу и опасность для эпизоотического благополучия территорий стран Союза.

Позднее эта информация была подтверждена в пресс-службе ЕЭК, которая также сообщила, что принято решение продолжить обсуждение ситуации с участием представителей упол­номоченных органов государств-членов на следующем заседании Коллегии ЕЭК 13 июня т.г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений