Молочные реки в союзных берегах
Белорусская молочная отрасль не только играет важную роль в отечественной экономике, но и стала значительным фактором на российском рынке. Поэтому на VIII Съезде Национального союза производителей молока (Союзмолоко), прошедшем 7 февраля, наша страна неоднократно упоминалась: в качестве примера для подражания и как конкурент.
Выступая на съезде,член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский попытался представить видение общего молочного рынка ЕАЭС. Он отметил, что в 2016 году страны ЕАЭС произвели более 45,4 млн. тонн молока, из которых 70% приходятся на долю России. При этом РФ закрывает свои потребности на 82%, Армения и Казахстан – на 90%. Зато в Беларуси объем производства в 2,5 раза превышает внутренний спрос, что позволяет увеличивать поставки молока как в рамках ЕАЭС, так и в третьи страны.
По расчетам ЕЭК, эффект от импортозамещения составил по молоку около 1 млрд. USD, сообщил С. Сидорский. В текущем году в целом по союзу прогнозируется рост производства молока до 46,5 млн. тонн, увеличение взаимной торговли – до 5 млн. и сокращение импорта из третьих стран – до 3,2 млн. тонн. В ЕЭК надеются, что участники рынка будут работать согласованно. В комиссии сформирован реестр перспективных проектов для проведения совместных исследований в сфере АПК. Предлагается обеспечить координацию племенной работы для реализации единых программ и внедрения инновационных технологий в селекции. С. Сидорский предложил создать Евразийскую ассоциацию производителей молока, которая станет переговорной площадкой для выработки единой позиции бизнеса в целях отстаивания отраслевых интересов на евразийском пространстве. По его мнению, было бы полезным и эффективным решать все проблемы сообща, встречаясь на уровне министров сельского хозяйства «пятерки».
Однако у российских чиновников и производителей свои планы. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев признался, что «всегда с некоторой долей зависти следил за тем, какие государственные подходы реализуются в Беларуси». Однако он напомнил, что «Беларусь живет в другом ценообразовании. Они уже перевооружили свои фермы, они ближе к Европе». Поэтому наша страна для российского АПК «некий маяк, за которым мы будем стремиться в ближайшие 5–7 лет».
Но не стоит умиляться таким комплиментам. Вслед за ними российский министр призвал наращивать производство, чтобы обеспечить Россию на 100% своим молоком за упомянутые 5–7 лет. Для этого наши соседи планируют построить к 2020 году 800 молочных ферм, стимулировать модернизацию существующих. Таким образом, предложение С. Сидорского о формировании союзных балансов по производству молока в странах ЕАЭС и общей программы развития отрасли российские производители восприняли лишь частично.
«Другое ценообразование», принятое в Беларуси, несколько раздражает российский бизнес. Так, член Совета директоров ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» Андрей Яровой выразил обеспокоенность тем, что цены, по которым продает Беларусь сухое молоко, могут обвалить российские, и поинтересовался возможностью согласования цен. В ответ заместитель премьер-министра РБ Михаил Русый объяснил, что у нас действительно индикативные цены, мы изучаем показатели биржи. «Если есть переизбыток сухого молока, мы согласны регулировать показатели, – заявил М. Русый. – Должно быть постоянство. Индикативы – это постоянство». Он напомнил, что если в Беларуси закупочные цены на молоко на 40% ниже, чем в России, то стоимость материалов, например, дизельное топливо или электроэнергия, дороже. К тому же «беда наша в том, что инвесторы не хотят идти в производство молока. Бизнес не хочет строить фермы, потому что прибыль от них он будет получать только через 15 лет, – пожаловался М. Русый. – Конечно, завод построить гораздо легче. Кредитные ресурсы в Беларуси на строительство ферм выдаются под 3%, чтобы помочь сектору. Это тяжелый труд, но благородный. У нас много частных компаний, а не как вы думаете, что все государственное. В «Савушкином продукте» доля государственного участия всего 0,5%». В целом же, по словам М. Русого, в Беларуси работает 1300 молочных предприятий, растет уровень культуры производства. За последние годы произошли серьезные структурные изменения в отрасли, увеличились мощности товарных ферм. Больше половины хозяйств роботизированы. Заместитель премьер-министра призвал участников съезда «жить и работать вместе».
Заметим, что в 2016 г. достижения белорусской молочной отрасли были довольно скромными. За прошлый год численность крупного рогатого скота в сельхозорганизациях по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 45,2 тыс. голов (на 1,1%), в т.ч. коров – на 0,5 тыс. (на 0,03%).
Производство молока в хозяйствах всех категорий составило 7139,7, тыс. т, что на 1,3% больше, чем в 2015 г. Но эти темпы роста почти в 4 раза меньше, чем годом ранее. Средний удой молока от коровы в сельскохозяйственных организациях в 2016 году составил 4 854 кг, что на 89 кг (на 1,9%) больше, чем в 2015 году.
По данным Белстата, за 11 месяцев 2016 г. наша страна экспортировала 970,5 тыс. т молока и молочной продукции – на 1,2% больше, чем в аналогичном периоде 2015 г., на сумму более 1,63 млрд. USD. При этом поставки молока и сливок сократились на 10,5%, или на 48,3 млн. USD.
Тем временем на российском молочном рынке продолжается стагнация, что было прямо признано на съезде. Так, производство сырого молока в РФ сократилось за год на 0,2%, до 30,7 млн. т, поголовье коров снизилось на 1,9%, до 8,25 млн. голов. При этом потребление молочной продукции в РФ снизилось примерно на 1% – до 237–238 кг/чел./год при норме 325 кг. Так что, если благосостояние населения позволит, рынку есть куда расти. Но занимать его российские производители намерены сами.
В Доктрине продовольственной безопасности РФ ставится цель самообеспечения России молоком и молокопродуктами на уровне 90%, подчеркивается в материалах съезда. Пока этот показатель за 2016 год снизился с 79,4 до 78,9%, а по товарному молоку – с 72,1 до 71,7%. Поэтому в резолюции съезда особо отмечен рост импорта (за год – с 7,9 млн. т до 8–8,2 млн.), в т.ч. из Беларуси, что связано с сохранением низких цен на мировом молочном рынке в I полугодии 2016 г.
Чтобы выполнить заложенные в доктрине планы, россияне берут пример с Беларуси, благо, ресурсы для этого имеются. Объем господдержки молочной отрасли в РФ в прошлом году вырос на 44%, до 38,3 млрд. RUB. Это способствовало восстановлению инвестиционной активности и реализации новых проектов в области производства и переработки молока, модернизации и реконструкции производства. Теперь «Союзмолоко» добивается субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части капитальных затрат на создание и модернизацию перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства, введения «единой молочной субсидии» с сохранением объемов поддержки на долгосрочный период, а также реализации механизма закупочных и товарных интервенций для снижения скачков цен в сезон «большого молока». В 2017 г. российские аграрии будут получать кредиты под 5% годовых, что должно повысить их конкурентоспособность и укрепить позиции на местном рынке. Вероятно, белорусским экспортерам это сулит определенные трудности. Пока их смягчают санкции, ограничивающие поступление на российский рынок молочной продукции из ЕС и некоторых других стран. Но А. Ткачев напомнил на съезде, что санкции рано или поздно будут сняты и импорт продовольствия вернется в РФ – «государство не может постоянно сдерживать наплыв импорта». Однако сегодняшняя цена на молоко и издержки в России не выдержат конкуренции со стороны европейской продукции, предупредил министр.
По-видимому, такие перспективы и отпугивают инвесторов. Но не всех: на днях появилось сообщение о том, что бельгийская компания B.S.A. International S.A приобрела контрольный пакет акций СОАО «Ляховичский молочный завод». Покупатель – материнская компания одного из крупнейших мировых производителей молока – французской Groupe Lactalis S.A. (3-е место после Dairy Farmers of America (США) и новозеландской Fonterra) владеет такими брендами, как President, Galbani, Lactel, Bridel и, по данным IFCN, опережает по масштабам производства такие корпорации, как Nestlе (5-е место) и Danone (11-е место). Будем надеяться, что приход стратегического инвестора укрепит позиции Ляховичского завода и белорусской молочной отрасли в целом на российском и мировом рынках.