$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Миссия предупреждает: хотите расти – двигайтесь и меняйтесь

05.07.2016

МВФ требует от белорусских властей быстрых, фундаментальных и необратимых структурных реформ. Такие условия названы в опубликованном в пятницу заключительном заявлении по итогам очередного визита миссии фонда.

Фонд сочувственно констатирует, что в 2015–2016 гг. белорусским властям приходится поддерживать макроэкономическую и финансовую стабильность в сложных условиях, проводя жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику и осуществляя институциональные и структурные реформы. Но ситуация остается неустойчивой: ухудшились балансы предприятий, усилились факторы уязвимости, уменьшились резервы. Чтобы возобновить рост экономики и уровня жизни населения, фонд рекомендует ускорить и углубить реализацию реформ, в частности, госпредприятий и финансового сектора.

Суровые годы проходят...

По мнению специалистов МВФ, рецессия в Беларуси продолжится: в 2016 г. ВВП сократится на 3%, в 2017-м – на 0,5%. При этом намекается, что нечего пенять на мировой и соседские кризисы, когда своих проблем полно: отрицательное «влияние внешних шоков оказалось столь заметным для экономики, и без того ослабленной низкой конкурентоспособностью и другими внутренними структурными препятствиями».

Именно из-за этого приходится сейчас терпеть жесткую макроэкономическую политику. Возможность ее смягчения, предупреждает МВФ, зависит от скорости структурных реформ. Благодаря им в среднесрочной перспективе ВВП может вырасти на 2% – если не помешают бремя госдолга, высокая долларизация, скудость резервов, демографические и другие структурные проблемы. Будущее экономики страны также зависит от потенциальных внешних шоков, условных обязательств бюджета, степени противодействия политике реформ и уровня доверия.

... борьбы за реформы страны

Действия и планы правительства РБ знаменуют «важные шаги», признает МВФ, но считает необходимым проведение более быстрых и глубоких реформ. Их началом в фонде готовы считать либерализацию цен (наверно, не слыхали призывов «не допускать необоснованного роста»), повышение уровня возмещения затрат за счет жилищно-коммунальных тарифов и реформирование госпредприятий. Последним МВФ признает замену целевых показателей производства индикаторами эффективности, начало поэтапного сокращения директивного кредитования и обещание разделить функции собственника и регулятора. Теперь фонд рекомендует идти дальше:

– перевести все госпредприятия на международные стандарты бухгалтерского учета;

– сделать всеобъемлющий анализ фискальных рисков, связанных с сектором госпредприятий, и сформировать потенциал для мониторинга этих рисков на постоянной основе;

– провести углубленную инвентаризацию госпредприятий для определения тех, кто выполняет коммерческие функции, а не функции органов управления, и трансформацию первых в акционерные общества;

– укрепить корпоративное управление на госпредприятиях, создать механизмы их реструктуризации, в т.ч. и за счет выработки четких процедур банкротства и приватизации;

– сформулировать меры политики и четкие сроки достижения к 2018 г. полного возмещения затрат за счет тарифов ЖКУ;

– фактически внедрить целевые ориентиры эффективности;

– совершенствование деловой среды, в т.ч. за счет сокращения мелких налогов;

– принятие мер по присоединению к ВТО.

В докладе миссии МВФ прямо звучит требование о «фундаментальной переориентации экономики на рост за счет рыночных сил». Обещаниями и полумерами, которыми потчуют на переговорах минские чиновники, тут явно не отделаться. Речь идет о действиях, необратимо разворачивающих белорусскую экономическую модель в сторону того самого рынка, от которого власти открещиваются 20 лет. Перечисленные меры направлены на сокращения вмешательства государства в экономику, снижение доли госсектора, повышение его транспарентности перед обществом и международными организациями.

Лозунги правительственных про­грамм в заявлении миссии МВФ обретают совсем иной смысл. Скажем, улучшение корпоративного управления гос­предприятий, разделение функций собственника и регулятора в понимании специалистов фонда означает выведение этих компаний из-под опеки министерств, укрепление независимости и потенциала наблюдательных советов, а в конечном итоге – приватизацию. Если госпредприятиям придется перейти на МСФО (что запланировано у нас только для общественно-значимых предприятий, т.е. ОАО, да и то с неясными целями), то им не удастся более с благословения государства искажать свои финансовые результаты, в т.ч. манипулируя курсовыми разницами и амортизацией. Кстати, первые шаги МСФО уже не радуют бизнес. Например, если сейчас все клянут метод начисления, то дисконтирование сумм задолженности тоже мало кому понравится.

За ними другие приходят...

Вслед за установлением нового целевого показателя долга, увеличения пенсионного возраста и перехода на среднесрочное планирование бюджета МВФ ждет дальнейших реформ бюджетно-налоговой политики. В частности, на перспективу миссия рекомендует выделять бюджетные средства для адресной социальной защиты, на реформирование госпредприятий и финансового сектора, а также на случай реализации условных обязательств, связанных с квазифискальной деятельностью. Необходимое фискальное пространство предлагается отчасти формировать за счет средств, высвобождаемых в результате реформ (в т.ч. в результате сокращения субсидирования ЖКХ и директивного кредитования). Но дефицит бюджета и долг вырастут из-за дополнительного давления на казну, в частности, в связи с реализацией условных обязательств. Поэтому для сокращения долга до целевых уровней в среднесрочной перспективе потребуется постепенная фискальная консолидация в размере около 0,4% ВВП в год начиная с 2017 г.

Миссия также рекомендует укрепление бюджетных основ за счет включения в лимит долга государственных гарантий, дополнительного внедрения четкого правила корректировки расходов бюджета для достижения целевых показателей по долгу, а также усиления прозрачности и определения рисков в бюджетном процессе, в т.ч. и за счет перевода в бюджет квазифискальных элементов, таких как субсидирование директивного кредитования.

Хотя белорусские власти добились определенных успехов в финансовой сфере с помощью таргетирования агрегированных монетарных показателей и перехода к более гибкому обменному курсу. МВФ рекомендуется предпринять ряд дополнительных шагов для укрепления внутренней и внешней стабильности.

Несмотря на существенную корректировку обменного курса и счета текущих операций (СТО), по оценкам персонала, дефицит СТО все еще несколько выше, чем допускают среднесрочные фундаментальные параметры. Учитывая уязвимость балансов и необходимость восстановить резервы, фонд советует закрывать разрывы в конкурентоспособности за счет структурных реформ и свертывания квазифискальной деятельности (что мож­но понимать как рекомендацию избавить бизнес и население от инфляционно-девальвационных потерь, на которых зарабатывает бюджет, а заодно – от навязываемых государством услуг и мелких, но обременительных явных и скрытых поборов).

Понижение Нацбанком коридора процентной ставки пред­ставляется соответствующим как изменению оценки стоимости премии за риск (с учетом укрепления кредита доверия регулятора), так и складывающейся ситуации с инфляцией в условиях ограниченности кредитов. Теперь МВФ советует сделать паузу, чтобы оценить влияние этих мер на инфляционное давление и финансовый сектор, включая влияние на поведение вкладчиков, и обеспечить дальнейший прогресс в решении проблем уязвимости реального и финансового секторов.

Для дальнейшего укрепления кредита доверия Нацбанка и содействия переходу к инфляционному таргетированию фонд считает необходимым усилить его операционный потенциал и финансовую независимость, продолжить работу по укреплению институциональной базы и совершенствованию процесса банковского надзора. Фонд одобряет такие меры, как проведение независимой оценки качества активов 9 крупнейших банков, создание Совета по финансовой стабильности для мониторинга макрофинансовых взаимосвязей и рисков, координации ответных мер экономической политики. Проведена полномасштабная оценка основ и развития финансового сектора в контексте Программы оценки финансового сектора (ФСАП).

... Они будут тоже трудны

Фонд настоятельно рекомендует белорусским властям  реализовать основные рекомендации ФСАП для укрепления финансовой стабильности и усиления рыночно ориентированного посредничества. Это связано с выявленными рисками кредитования и валютной ликвидности, недочетами в институциональных основах. Так, отмечается низкий уровень кредитования частного сектора, ухудшение качества активов и рентабельности банков, рост проблемных долгов и необслуживаемых кредитов.

В ближайшее время МВФ советует белорусским властям всерьез заняться укреплением финансовой устойчивости бан­ков, принять стратегию по решению проблемы необслуживаемых кредитов, реструктуризации предприятий и поэтапной ликвидации директивного кредитования. При этом за Банком развития рекомендовано сохранить ограниченные, четко определенные функции при концентрации операций на тех областях, которым уделяется недостаточно внимания со стороны коммерческих банков, таких как кредитование малого бизнеса на более длительные сроки. Это несколько отличается от планов властей РБ сделать Банк развития антикризисным менеджером, вытаскивающим из банк­ротства «модернизированные» предприятия.

Кроме того, миссия рекомендует предпринять шаги по формированию макропруденциальной политики, способной обеспечить поддержку экономической политики в условиях дедолларизации, и создать эффективную систему финансовой безопасности.

Итак, дипломатично отметив «значительный прогресс по ряду важных направлений», МВФ требует от белорусских властей гораздо более серьезных действий, особенно в сфере коммунальных тарифов и реформирования госпредприятий. Рекомендуемые фондом меры ведут к отказу от редистрибутивной модели экономики и ручного управления. Так что переговоры о предоставлении нового кредита откладываются на II полугодие.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН