Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минюст определился с использованием печати

Постановлением Минюста от 26.07.2018 № 154, вступившим в силу с 3 августа 2018 г., внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4). Она приведена в соответствие с подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», согласно которому субъекты хозяйствования вправе не использовать печати.

Теперь аналогичная норма включена в п. 18 Инструкции № 4: печать может не про­ставляться организациями, которым законодательными актами РБ (Декрет № 7 как раз таковым и является) дано право не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

При этом, как и ранее, в новой редакции п. 62 Инструкции № 4 установлено, что печати бывают трех видов: печать организации, которая может быть гербовой и про­стой, печать структурного под­разделения организации и печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т.п.).

Гербовые печати могут применять только те организации, которым право ис­пользования печатей с изо­бражением Государственного герба Беларуси предоставлено законодательными актами.

Как и прежде, при проставлении печати ее оттиск дол­жен захватывать часть наименования должности лица, подписавшего (утвердившего) документ.

В то же время из п. 62 Ин­струкции № 4 исключена нор­ма, согласно которой проставление печати является обязательным на подлинниках документов и их копиях, в т.ч. факсимильных, которые требуют особого удостоверения подлинности:

– удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан;

– удостоверяющих права и обязанности юридических лиц;

– санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей.

Отменена и обязанность ор­ганизации проставлять печать на личных и служебных справках. Напомним, что по­следние и раньше заверялись печатью не всегда, а при необходимости.

В то же время субъектам хозяйствования, которые отказались от использования печати, придется теперь оформ­лять отметку о заверении копии на любых размноженных экземплярах документов (в т.ч. на копиях документов в электронном виде, выполненных на бумажном носителе), предназначенных для рассылки или внут­реннего пользования и не вос­производящих факсимильную подпись подлинника, по действующим правилам делопроизводства.

Это означает, что на копии документа под реквизитом «Подпись» надо будет написать слово «Верно», под ним указать наименование долж­ности лица, заверившего копию документа, а рядом с ним – проставить его соб­ственноручную подпись и указать расшифровку подписи. Еще ниже указывается дата заверения копии.

Пример

Верно

Инспектор отдела кадров             Подпись                И.И. Иванов

07.08.2018

Естественно, отметку о заверении копии при пересылке копий документов и выписок из документов в другие организации или выдаче их на руки уже не нужно удостоверять печатью – достаточно самой отметки о заверении копии.

Из Инструкции № 4 исключены и нормы, в соответствии с которыми порядок использования и ответственность за хранение печатей закреплялись в локальных нормативных правовых актах организации, разрабатываемых в соответствии с законодательст­вом Беларуси, а перечень документов, на которых проставляется печать, определялся самой организацией на основании законодательства.

Комментарий «ЭГ».

С учетом сказанного про заверение копий, возможно, многие организации отменят свое скоропалительное решение отказаться от использования печати – уж слишком хлопотно заверять каждую копию указанным выше способом. Нам представляется, что проставить на них печать будет намного проще.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений