Минюст определился с использованием печати
Постановлением Минюста от 26.07.2018 № 154, вступившим в силу с 3 августа 2018 г., внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4). Она приведена в соответствие с подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», согласно которому субъекты хозяйствования вправе не использовать печати.
Теперь аналогичная норма включена в п. 18 Инструкции № 4: печать может не проставляться организациями, которым законодательными актами РБ (Декрет № 7 как раз таковым и является) дано право не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
При этом, как и ранее, в новой редакции п. 62 Инструкции № 4 установлено, что печати бывают трех видов: печать организации, которая может быть гербовой и простой, печать структурного подразделения организации и печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т.п.).
Гербовые печати могут применять только те организации, которым право использования печатей с изображением Государственного герба Беларуси предоставлено законодательными актами.
Как и прежде, при проставлении печати ее оттиск должен захватывать часть наименования должности лица, подписавшего (утвердившего) документ.
В то же время из п. 62 Инструкции № 4 исключена норма, согласно которой проставление печати является обязательным на подлинниках документов и их копиях, в т.ч. факсимильных, которые требуют особого удостоверения подлинности:
– удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан;
– удостоверяющих права и обязанности юридических лиц;
– санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей.
Отменена и обязанность организации проставлять печать на личных и служебных справках. Напомним, что последние и раньше заверялись печатью не всегда, а при необходимости.
В то же время субъектам хозяйствования, которые отказались от использования печати, придется теперь оформлять отметку о заверении копии на любых размноженных экземплярах документов (в т.ч. на копиях документов в электронном виде, выполненных на бумажном носителе), предназначенных для рассылки или внутреннего пользования и не воспроизводящих факсимильную подпись подлинника, по действующим правилам делопроизводства.
Это означает, что на копии документа под реквизитом «Подпись» надо будет написать слово «Верно», под ним указать наименование должности лица, заверившего копию документа, а рядом с ним – проставить его собственноручную подпись и указать расшифровку подписи. Еще ниже указывается дата заверения копии.
Пример
Верно
Инспектор отдела кадров Подпись И.И. Иванов
07.08.2018
Естественно, отметку о заверении копии при пересылке копий документов и выписок из документов в другие организации или выдаче их на руки уже не нужно удостоверять печатью – достаточно самой отметки о заверении копии.
Из Инструкции № 4 исключены и нормы, в соответствии с которыми порядок использования и ответственность за хранение печатей закреплялись в локальных нормативных правовых актах организации, разрабатываемых в соответствии с законодательством Беларуси, а перечень документов, на которых проставляется печать, определялся самой организацией на основании законодательства.
Комментарий «ЭГ».
С учетом сказанного про заверение копий, возможно, многие организации отменят свое скоропалительное решение отказаться от использования печати – уж слишком хлопотно заверять каждую копию указанным выше способом. Нам представляется, что проставить на них печать будет намного проще.