Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Минск Кристалл» об экспортных планах: «российский рынок – один из самых емких и сложных»

Холдинг «Минск Кристалл» по итогам 2021 г. вернулся к росту экспорта алкогольной продукции после снижения этого показателя в 2020 г. Положительной динамики удалось добиться, несмотря на антикоронавирусные ограничения, сложную внешнеполитическую ситуацию. О специфике работы в условиях пандемии коронавируса, антибелорусских санкций и сложностях российского алкорынка в интервью «ЭГ» рассказал заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности ОАО «Минск Кристалл» – управляющая компания холдинга «Минск Кристалл Групп» Сергей Тарасюк. 

– Сергей Михайлович, как пандемия коронавируса повлияла на спрос на белорусский алкоголь за рубежом? Удалось ли удержать позиции на традиционных рынках, выйти на новые? Какие планы на 2022 год? 

В условиях пандемии коронавируса мы работаем уже третий год. Можем отметить, что из года в год ситуация на внешних рынках довольно динамично меняется в зависимости от эпидемиологической ситуации и проводимых в связи с этим правительствами зарубежных стран разного рода ограничительных мер.

Так, в 2020 г. при общем росте экспортных отгрузок по холдингу «Минск Кристалл Групп» поставки нашей продукции сократились на 11% в денежном выражении. Это касалось в первую очередь рынка Российской Федерации и Украины. Локдауны и жесткие ограничительные меры, связанные с реализацией алкогольной продукции, дали о себе знать. Но при этом поставки спирта этилового ректификованного, наоборот, выросли в 1,6 раза к уровню 2019 г. Помимо своего основного предназначения (изготовление алкогольных напитков), он стал активно использоваться при изготовлении дезинфицирующих средств. К традиционным рынкам сбыта добавились Иран, Дания, Сербия, Финляндия, Швейцария.

В 2021 г. ситуация изменилась и экспорт организаций холдинга «Минск Кристалл Групп» вырос в 1,2 раза к уровню 2020 г. – до 27,2 млн USD. Это произошло за счет как увеличения отгрузок на традиционные рынки сбыта, так и расширения географии поставок (первые партии нашей продукции были отгружены в Оман, Японию, Канаду, Таджикистан). А вот поставки спирта на экспорт за этот же период сократились на 22% к уровню 2020 г. в связи с уменьшением отгрузок в страны Евросоюза. Каждая страна по-своему адаптировалась к решению вопросов, связанных с противоковидными мерами, что не могло не сказаться на объемах отгрузки спирта.

Что касается работы в 2022 г., то планы экспортных отгрузок организаций холдинга «Минск Кристалл Групп» закреплены в соответствующей Стратегии, в которой преду­смотрено как наше дальнейшее развитие на традиционных рынках сбыта, так и освоение новых.

– А как отражаются на работе холдинга санкции, которые ряд западных стран ввел против Беларуси? Каким образом они повлияли на экспортную стратегию, как оцениваете перспективы? 

– Мы внимательно следим за развитием данной темы, поскольку в Риге уже более 15 лет успешно функционирует наш субъект товаропроводящей сети ООО «Белпищепром» и его зоной ответственности является не только Латвия, но и иные страны ЕС. Тот факт, что объем закупки бутилированного алкоголя данным торговым домом в 2021 г. был выше аналогичного периода 2020 г., говорит о том, что вопросы, если они и появляются, решаются и не влияют на общую работу.

В качестве дополнения можно отметить, что организации холдинга «Минск Кристалл Групп» за 2021 год обеспечили рост отгрузок бутилированных алкогольных напитков в страны ЕС на 104%.

– «Минск Кристалл» имеет товаропроводящую сеть в России – ООО «МКР». Насколько успешно она развивается, удалось ли нарастить оборот белорусской алкогольной продукции? С какими проблемами и трудностями приходится сталкиваться на этом рынке?

– Когда в 2015 г. мы прорабатывали планы активного вхождения со своей продукцией на алкогольный рынок РФ, то прекрасно понимали, что придется столкнуться не только с его крупнейшими игроками (в финансовом, организационном и административном плане), такими как «Статус Групп», «Синергия», «Алкогольная Сибирская Группа», «Татспиртпром» и т.д., но и с самой системой реализации алкоголя на территории данной станы (один ЕГАИС чего стоит). Поэтому было принято решение создать в Москве собственную структуру, ООО «МКР», отвечающую за реализацию нашей продукции на рынке РФ.

Следует отметить, что наше представительство первым из всех белорусских производителей алкоголя получило лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, позволяющую самостоятельно ввозить и реализовывать на территории РФ продукцию организаций холдинга «Минск Кристалл Групп». 

линии (2).jpg

Время подтвердило правильность принятого решения. По итогам 2021 г. доля ООО «МКР» в общем объеме продаж водки на территории РФ достигла 0,9%. За 2016–2021 гг. на российский рынок реализовано 2 млн 770 тыс. дал алкогольных напитков на сумму 10 млрд 651,9 млн росс. руб. Поставками нашей продукции в 2021 г. было охвачено 82,3% регионов РФ (осуществлялись в 70 из 85).

В нашей стратегии развития экспорта на 2022 год для ООО «МКР» отведена особая роль, поскольку его деятельность осуществляется на одном из самых емких, но в то же время одном из самых сложных рынков сбыта – рынке РФ.

Вместе с тем деятельность на российском рынке не всегда безоблачна, ООО «МКР» приходится сталкиваться и с разного рода проблемами и трудностями.

Так, в настоящее время в Арбитражном суде г. Москвы находится на рассмотрении дело по заявлению Роспотребнадзора. Служба требует привлечь к административной ответственности российскую оптовую компанию, реализующую на территории РФ водку «Белорусская» производства завода «Минск Кристалл». 

Основание для привлечения к ответственности – название водки «Белорусская», которое, по мнению Роспотребнадзора, сходно до степени смешения с водкой «Русская», также продающейся в РФ. В Роспотребнадзоре полагают, что это может ввести в заблуждение потенциальных потребителей и тем самым нарушить их права.

В рамках данного дела по инициативе ответчика специализированной компанией даже было проведено официальное социологическое исследование. По его итогам около 90% опрошенных респондентов ожидаемо заявили о несхожести до степени смешения торговых марок «Русская» и «Белорусская».

Хочется верить, что это дело – всего лишь частная инициатива инспекторов Роспотребнадзора и оно получит адекватную оценку и реагирование со стороны компетентных лиц.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by