Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
20.02.2004 25 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦЗАЩИТЫ РАЗЪЯСНЯЕТ

Премии, надбавки и долги предприятия Разъясните порядок применения подп.1.3 п.1 постановления Совмина от 2002-11-14г. N 1578? Имеет ли право руководитель предприятия на получение премии и надбавки за сложность и напряженность в работе в случаях, ко...

Премии, надбавки и долги предприятия

Разъясните порядок применения подп.1.3 п.1 постановления Совмина от 2002-11-14г. N 1578?

Имеет ли право руководитель предприятия на получение премии и надбавки за сложность и напряженность в работе в случаях, когда:

-- в текущем месяце предприятие потребило электроэнергии на 78 млн. руб., а оплатило 12 млн. руб. (в предыдущем месяце произведена переплата на 70 млн. руб.);

-- в текущем месяце предприятие потребило электроэнергии на 50 млн. руб., оплатило 70 млн. руб., но несмотря на это с предыдущего месяца остался долг 10 млн. руб., графика погашения задолженности, образовавшейся месяц назад, нет?

Л.СЕМЕНОВА, г.Гродно

Подпунктом 1.3 постановления Совмина от 2002-11-14г. N 1578 "О дополнительных мерах по обеспечению бесперебойности снабжения народного хозяйства и населения республики энергоресурсами" (далее -- постановление), запрещена выплата всех видов премиальных вознаграждений и надбавок к должностным окладам руководителям организаций, не обеспечивающих 100-процентную ежемесячную оплату текущего потребления энергоносителей.

Рассмотрим пример 1. В текущем месяце организация потребила электроэнергии на сумму 78 млн. руб., а оплатила 12 млн. руб. При этом в предыдущем месяце произведена переплата энергоснабжающей организации на 70 млн. руб. Таким образом, у организации не имеется задолженности за потребление энергоресурсов и меры, предусмотренные названным постановлением, не применяются.

Пример 2. Потребление электроэнергии в текущем месяце составило 50 млн.руб., а оплата -- 70 млн. руб. Однако осталась задолженность с предыдущего месяца в сумме 10 млн. руб. Следовательно, несмотря на своевременную оплату текущего потребления электроэнергии, организация имеет непогашенную задолженность прошедшего периода. Поэтому, руководителю организации не могут быть выплачены все виды премиальных вознаграждений и надбавки к должностному окладу.

Справочно: к премиальным выплатам и надбавкам, на которые не распространяется действие подп.1.3 постановления, относятся надбавки за продолжительность непрерывной работы (за выслугу лет, стаж работы), вознаграждение по итогам годовой работы.

Увеличение оклада специалистам и себестоимость

При переходе на заключение контрактов с руководителями, специалистами и другими служащими Декретом Президента N 29 предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда. Одной из таких мер является увеличение оклада до 50%.

Не будет ли рассматриваться увеличение окладов при переходе на контрактную систему с руководителями, специалистами и другими служащими как надбавка за высокие достижения в труде, сложность и напряженность в работе и ограничиваться 20% суммы должностных окладов относимых на себестоимость по этой категории работников?

Как правильно в данном случае отразить увеличение окладов в штатном расписании?

Можно ли относить на себестоимость премию за производственные результаты: с учетом увеличенного оклада или по соответствующему разряду работника в ЕТС?

С.МУСЕНКОВИЧ, заместитель директора ПРУП "Могилевторгтехника"

Подпунктом 2.5 Декрета Президента от 26.07.1999г. N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", (далее -- Декрет), предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда при заключении контракта с работником, в том числе повышение тарифной ставки (должностного оклада) не более чем на 50%.

При этом указанная мера предусматривает повышение тарифной ставки (должностного оклада), а не установление надбавки за высокие достижения в труде либо за сложность и напряженность работы.

Должностные оклады руководителей, специалистов и других служащих с учетом повышения, предусмотренного нормой названного Декрета, образуют новые должностные оклады и их фактически начисленные суммы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

Новые должностные оклады должны быть отражены в штатном расписании, утверждаемом нанимателем. Для этого, по нашему мнению, в штатное расписание могут быть введены дополнительные графы, в которых отражаются конкретные размеры повышения окладов и новые должностные оклады работников.

Декретом Президента от 27.03.1997г. N 10 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики" (с учетом изменений), установлено, что выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты (далее -- премия), свыше 30% заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Поэтому новые должностные оклады должны включаться в расчет отнесения премии на себестоимость.

Отсрочка задолженности по налогам и премия руководителю

Согласно письму ГНК от 2.07.1999г. N 5-2-18/4286 (п.7) сумма налогов и других платежей, по уплате которых юридическим лицам в соответствии с законодательством республики предоставлена отсрочка, не является задолженностью (не исполненным в срок обязательством) при условии своевременного его начисления в соответствии с утвержденными сроками, и, следовательно, действия норм п.2 Указа Президента от 13.08.1996г. N 292 не может распространяться на руководящих работников таких юридических лиц.

Имеет ли в настоящее время силу данное письмо и вправе ли предприятие выплачивать премию руководителю и главным специалистам при предоставлении отсрочки и рассрочки погашения задолженности по налогам в соответствии с Указом Президента N 36 от 2003-01-23г. при условии уплаты текущих платежей по налогам, обязательным платежам?

Показатели премирования выполнены.

Какие возможности повышения заработной платы в таком случае?

Т.СМИРНОВА, зам. директора по экономике, ОАО "Чериковрайагропромтехснаб"

Пунктом 2 Указа Президента от 13.08.1996г. N 292 "О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени" установлено запрещение на начисление и выплату всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1 января 1996г., до полного погашения этими юрлицами задолженности перед бюджетом.

В Указе Президента от 2003-01-23г. N 36 "О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей" предусматривается реструктуризация задолженности, в том числе и образовавшейся на 1 января 1996г. и подпадающей под действие Указа Президента N 292.

При этом подп.2.6 Указа N 36 предусматривается наложение штрафа на должностных лиц за нарушения, непосредственно связанные со своевременностью внесения платежей, подлежащих уплате в период действия отсрочки (рассрочки).

Указ N 36 предоставил юрлицам, имеющим задолженность по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, возможность улучшения своего финансового состояния путем реструктуризации указанной задолженности.

Вместе с тем, до полного расчета юрлиц по указанной задолженности и вне зависимости от состояния задолженности (реструктуризована задолженность либо нет), сохраняют свое действие нормативные предписания п.2 Указа N 292, запрещающие премирование должностных лиц организаций, имеющих задолженность по платежам в бюджет.

Таким образом, применение п.2 Указа N 292 и норм Указа N 36 обеспечивает регулирование различных моментов правоотношений и не создает юридической коллизии.

В то же время постановлением министерств: труда и соцзащиты, экономики и статистики и анализа от 2003-04-30г. N 50/70/104/53 внесено дополнение в Инструкцию о порядке повышения тарифной ставки первого разряда организациями государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе (далее -- Инструкция), утв. постановлением-приказом Минтруда, Минфина, Минэкономики, Минстатистики и анализа от 29.01.1999г. N 10/18/8/29. Согласно указанному дополнению организации, задолженность которых по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты по состоянию на 1.01.2003г. реструктуризована в соответствии с Указом N 36, могут повышать тарифную ставку 1-го разряда при условии соблюдения графиков погашения задолженности по налогам, экономическим санкциям и пени.

Учитывая изложенное, полагаем, что руководитель, его заместители, главные специалисты и их заместители в организации, имеющей задолженность по платежам в бюджет, вне зависимости от того, реструктуризована задолженность либо нет, не могут премироваться до полного погашения указанной задолженности. Соответственно им не будет возвращена невыплаченная премия. Что касается премирования остальных работников, то вопросы начисления и выплаты им премий определяются действующим в организации положением, утверждаемым нанимателем.

Кроме того, если в организации проведена реструктуризация вышеуказанной задолженности, то при соблюдении прочих условий, определенных названной Инструкцией, данная организация может повысить тарифную ставку первого разряда, что позволит повысить зарплату всем ее работникам.

Справочно: согласно письму МНС от 7.05.2003г. N 5-2-46/860 пункт 7 письма ГНК от 2.07.1999г. N 5-2-18/4286 применению не подлежит.

Установление коэффициентов соотношения для филиалов

Распространяется ли норма пункта 2 постановления Совета Министров от 2002-07-25г. N 1003 на руководителя филиала?

О.СВЕТЛОВА, г.Минск

Пунктом 2 постановления Совмина от 2002-07-25г. N 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности" (далее -- постановление), установлено, что коэффициент соотношения средней зарплаты руководителя организации, независимо от формы собственности, и средней зарплаты по организации в целом (далее -- коэффициент соотношения) не может превышать 3,5. Конкретный коэффициент соотношения в зависимости от значимости и масштабов производства, а также численности работников, устанавливается органом, заключившим контракт.

В то же время для руководителей организаций с долей собственности государства в их имуществе коэффициент соотношения устанавливается органом, уполномоченным управлять государственным имуществом (например, министерством либо концерном).

Настоящее постановление применяется при установлении условий оплаты труда руководителей тех организаций, которые являются юридическими лицами.

Так как в соответствии со ст.51 Гражданского кодекса филиалы являются обособленными подразделениями юридических лиц, то применение норм данного постановления при формировании зарплаты их руководителей, в том числе установление коэффициента соотношения, не является правомерным.

Юрий ФЕДОРОВ,
заместитель начальника отдела развития системы оплаты труда

*    *    *
 
Надбавки за высокие достижения в труде и себестоимость

Можно ли устанавливать надбавки за высокие достижения в труде и т.д. руководителям, специалистам и другим служащим на квартал, полугодие от суммы должностных окладов, установленных в штатном расписании, а при отнесении затрат на эти цели на себестоимость продукции (работ, услуг) 20% суммы окладов этой категории работников определять от начисленных за фактически отработанное время должностных окладов?

О.СИНИЦЫНА, главный бухгалтер, г.Гродно

В соответствии с постановлением Совета Министров от 24.12.1998г. N 1972 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики" (с изменениями и дополнениями) общая сумма средств, направляемых на выплату надбавок за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели, выплачиваемых руководителям, специалистам и другим служащим коммерческих организаций и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать 20% суммы должностных окладов этих категорий работников.

Сумма средств, направляемых на выплату указанных надбавок руководителям, специалистам и другим служащим, может определяться исходя из 20% от суммы должностных окладов этой категории работников по утвержденному штатному расписанию без учета должностных окладов вакантных должностей. При этом по каждому конкретному работнику данная надбавка максимальными размерами не ограничивается.

При отнесении затрат, связанных с выплатой надбавок за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели, на себестоимость продукции (работ, услуг) сумма средств на эти цели определяется исходя из 20% от суммы должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих, начисленных за фактически отработанное время.

Размеры тарифных ставок для водителей

Разъясните порядок применения кратного размера тарифной ставки первого разряда для определения месячной тарифной ставки водителей, работающих на автомобилях УАЗ-390902 (грузопассажирский фургон, 7 пассажирских мест, включая место водителя, рабочий объем двигателя 2450 куб.см, грузоподъемность до 3,0 т) и УАЗ-39625 (пассажирский фургон, 9 пассажирских мест, включая место водителя, рабочий объем двигателя 2450 куб.см, грузоподъемность до 3,0 т). Следует их относить к легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 3,5 л или к автобусам особо малого класса, габаритная длина до 5,0 м?

Л.КАРАКУЛЬКО, экономист, Скидельское УМС, Гродненская обл.

Кратные размеры тарифных ставок 1-го разряда для расчета тарифных ставок (окладов) водителей автомобилей установлены в прил.3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2002-09-20г. N 123.

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифных ставок (окладов) водителей грузопассажирских автомобилей могут определяться как для водителей грузовых автомобилей в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах, как для водителей легковых автомобилей -- в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах и как для водителей автобусов -- в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах. Выбор одного из вариантов определения кратных размеров осуществляется нанимателем с учетом вида перевозок (грузовые, пассажирские).

Например, если автомобили УАЗ-390902 и УАЗ-39625 используются нанимателем для перевозки грузов, то месячная тарифная ставка (оклад) водителей этих автомобилей будет определяться путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на 2,12 (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для водителей автомобилей-фургонов общего назначения, грузоподъемностью от 1,5 до 3,0 тонн).

Если же автомобили УАЗ-390902 и УАЗ-39625 используются нанимателем для перевозки пассажиров, то в этом случае кратные размеры определяются как для водителей легковых автомобилей в зависимости от величины рабочего объема двигателя (в данном случае это 2,12).

Автомобили УАЗ-390902 и УАЗ-39625 при осуществлении перевозок пассажиров относятся к легковым автомобилям и кратные размеры определяются в зависимости от рабочего объема двигателя.

К автобусам согласно СТБ 1277-2001 относятся автомобильные транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, их багажа (ручной клади) и имеющие более 9 мест для сидения, включая место водителя.

Доплаты и надбавки водителям относятся на себестоимость

Водителям автомобилей предусмотрена надбавка за классность, которая по сути своей является надбавкой за высокое профессиональное мастерство. Водителям легкового служебного автомобиля предусмотрена доплата за ненормируемый рабочий день. Какими законодательными актами регламентируется и в каких размерах надбавки за классность и доплаты за ненормируемый рабочий день относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в коммерческих организациях?

Г.СМИРНОВА, экономист, г.Гродно

В соответствии со ст.63 Трудового кодекса (далее -- ТК) в коммерческих организациях формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Согласно ст.1 ТК для конкретного нанимателя локальными нормативными актами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, являются коллективные договоры, соглашения и иные принятые в установленном порядке нормативные акты.

В связи с этим коммерческие организации относят на себестоимость затраты по выплате водителям автомобилей надбавок за классность и водителям служебных легковых автомобилей доплат за ненормированный рабочий день в размерах, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

Тарификация маркетолога

Есть ли такая должность как "маркетолог"?

В.САЛЬНИКОВА, г.Гомель

Квалификационная характеристика должности "Маркетолог" приведена в Квалификационном справочнике "Должности служащих для всех отраслей экономики", утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999г. N 159 (с дополнениями и изменениями).

Должность "маркетолог" может вводиться в коммерческих организациях в целях осуществления исследований и анализа сложившейся ситуации в области коммерческой и сбытовой деятельности организации, оценки слабых и сильных сторон деятельности конкурентов на рынках сбыта, прогнозирования экономической ситуации в регионе и т.д.

Должность "маркетолог" относится к категории специалистов. К работникам, назначаемым на должность маркетолога, предъявляются следующие квалификационные требования:

-- маркетолог I категории -- высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности маркетолога II категории не менее 3 лет;

-- маркетолог II категории -- высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности маркетолога не менее 3 лет;

маркетолог -- высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование.

Тарификация маркетолога определяется аналогично тарификации специалиста с высшим образованием в зависимости от группы ставок руководителей и специалистов. Например, маркетолог I категории в организации, относящейся III группе ставок руководителей и специалистов, будет тарифицироваться 14 разрядом.

Должностной оклад и штатное расписание

В соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь наниматель на основании коллективного договора в пределах средств на заработную плату имеет право увеличивать (уменьшать) до 7% должностные оклады руководителей, специалистов и других служащих.

На основании коллективного договора на предприятии отдельным специалистам предусмотрено увеличение должностных окладов до 7%. В штатное расписание заносится должностной оклад, увеличенный до 7%. Правильно ли это?

Со многими специалистами заключены контракты, по условиям которых предусмотрено увеличение должностных окладов.

Это увеличение необходимо производить от должностных окладов по штатному расписанию, увеличенных до 7%, или же от окладов, рассчитанных на основании ставки I разряда, действующей в организации, и тарифных коэффициентов соответствующих разрядов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (без учета увеличения до 7%)?

А.ПЛЕХАНОВА, г.Новополоцк

В штатном расписании организации изменение должностных окладов работников на основании нормативных правовых актов может отражаться следующим образом:

-- в графе "Должностной оклад" указать первоначальный должностной оклад, рассчитанный исходя из действующей в организации тарифной ставки 1-го разряда и тарифного коэффициента соответствующего разряда Единой тарифной ставки работников Республики Беларусь;

-- ввести графу "Повышение (уменьшение) должностного оклада", в которой указать повышение (уменьшение) должностных окладов работников по всем основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами (в том числе и в соответствии с Декретом Президента от 26.07.1999г. N 29);

-- ввести графу "Должностной оклад с учетом повышения (уменьшения)", в которой указать размеры должностных окладов работников с учетом произведенного повышения (уменьшения).

При заключении с работниками контрактов устанавливаемая нанимателем дополнительная мера материального стимулирования в виде повышения тарифной ставки (должностного оклада) до 50% (если иное не предусмотрено законодательством), предусмотренная Декретом Президента от 26.07.1999г. N 29, является предельной и включает в себя повышение тарифных ставок (должностных окладов) по всем основаниям, установленным нормативными правовыми актами.

Ирина КОЗЛИТИНОВА,
начальник отдела регламентации и нормирования труда
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений