Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин планирует увеличить объем размещения «зеленых» облигаций

Фото: freepik.com

Заместитель министра финансов Павел Лемех рассказал о планах регулятора осуществить в 2023 г. новые размещения «зеленых» гособлигаций как на внутреннем, так и на российском рынках. Впрочем, не только государство может получить выгоду от экологической повестки – размещать «зеленые» облигации смогут и предприятия.

Напомним, что «зелеными» облигациями называются долговые ценные бумаги, средства от размещения которых могут использоваться исключительно для финансирования или рефинансирования новых или действующих проектов с экологически устойчивыми выгодами. Первый выпуск «зеленых» облигаций состоялся в декабре 2022 г. на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи. Ценные бумаги на сумму 5 млрд RUB со сроком обращения 3 года и процентной ставкой 12,5% годовых были реализованы отечественным и российским инвесторам за один день. Успешный дебют стал одним из факторов, определившим интерес Минфина к такого рода заимствованиям.

Как пояснил Павел Лемех, правовые основы обращения «зеленых» облигаций в Беларуси опираются на Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совмина от 10.12.2021 № 710. Концепция государственных «зеленых» облигаций РБ одобрена на заседании межведомственной рабочей группы 2 декабря 2022 г. Она направлена на реализацию проектов, сопряженных с достижением целей устойчивого развития, и включает мероприятия в следующих приоритетных областях: устойчивое природопользование и биоразнообразие; повышение энергоэффективности и энерго­сбережение; устойчивое управление водными ресурсами; экологически чистый транспорт; предотвращение и контроль загрязнений, управление отходами.

Для дальнейшего развития «зеленого» финансирования на базе Минфина создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой прорабатываются вопросы внедрения в Беларуси стандартов экологичности, социальной направленности и корпоративного управления (стандартов ESG). В нее вошли представители госорганов и бизнеса.

В настоящее время подготовлен проект постановления правительства, которым регламентируются критерии и требования к системе верификации проектов и финансовых инструментов «зеленой» направленности, иными словами, выстраивается система национальной таксономии «зеленого» финансирования. Также прорабатываются вопросы создания на Белорусской валютно-фондовой бирже специализированной площадки для торговли такими инструментами.

Это подразумевает, что выпуск «зеленых» облигаций может быть не только прерогативой государства, а стать инструментом, доступным корпоративным участникам рынка долгового капитала, т.е. обычным субъектам хозяйствования, заинтересованным в привлечении долгосрочного финансирования. Проектом постановления определяются направления и критерии проектов «зеленой» направленности в таких сферах, как обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт и др.

Инициаторам проектов потребуется обеспечить их соответствие принципам устойчивого развития, которое будет подтверждаться независимой стороной – верификатором. Здесь будут оцениваться подходы к использованию привлеченных средств, условия инвестирования, отчетность об использовании средств и другие аспекты, а затем будет выдаваться независимое заключение о соответствии проекта заявленным целям. Главное преимущество такой формы финансирования заключается в возможности привлечения заемного капитала на более выгодных условиях для заемщика – дешевле или на более длинный срок.

Проект национальной таксономии «зеленого» финансирования базируется на апробированных международных подходах, в т.ч. в странах ЕАЭС. Это позволит белорусским предприятиям в дальнейшем беспрепятственно выходить с «зелеными» проектами на рынки капитала дружественных государств для привлечения «зеленого» финансирования, что является еще одним потенциальным преимуществом. Минфин обращает внимание: несмотря на продолжающуюся работу по утверждению нацио­нальной таксономии «зеленого» финансирования, корпоративные эмитенты и сегодня вправе эмитировать облигации, средства от размещения которых будут направляться на экологически благоприятную деятельность, достижение целей устойчивого развития. При этом их экологическую ориентированность необходимо детально раскрыть в эмиссионных документах.

Как отметил Павел Лемех, внедрение принципов «зеленой» экономики важно еще и потому, что в мировой практике «зеленый» курс сопровождается введением дополнительных требований к качеству продукции и услуг. Таким образом, соблюдение «зеленых» стандартов в нашей стране призвано не допустить потери конкурентоспособности национальных производителей в условиях, когда все больше и больше предприятий стремятся соблюсти экологическую повестку.

О планах Минфина по дополнительным размещениям пока известно немного. Представителем министерства озвучено лишь, что такие размещения будут осуществляться на внутреннем и на российском фондовом рынках в 2023 г. Известно, что Минфин планирует направить средства, привлеченные от выпуска государственных «зеленых» облигаций, на финансирование и рефинансирование мероприятий и проектов в рамках заявленных в Концепции приемлемых «зеленых расходов» в полном объеме, а также обязуется вести аналитический учет понесенных расходов и мониторинг соответствия данных расходов и денежных поступлений от размещения таких ценных бумаг.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by