Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Местные гражданские инициативы предлагают финансировать

Фото: neg.by

В Палату представителей поступил законопроект «Об изменении законов по вопросам местного управления и самоуправления», предусматривающий создание постоянно действующего правового механизма по реализации гражданских инициатив, призванных решать вопросы местного значения.

Согласно Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы, утв. Указом от 29.07.2021 № 292, каждый местный бюджет будет формироваться с учетом инициатив гражданского общества. При этом планируется усилить работу по оперативному рассмотрению поступивших от граждан и общественных институтов обращений.

Для выделения бюджетных средств на вышеуказанные цели, а также наделения ассоциаций областных местных Советов необходимыми функциями, в ряде нормативных правовых актов (НПА) закрепляются соответствующие нормы. На ассоциации, созданные во всех областях в виде некоммерческих организаций, возлагается координация деятельности, связанной с реализацией гражданских инициатив.

По проекту под гражданскими инициативами следует понимать мероприятия, направленные на улучшение качества жизнедеятельности населения соответствующей административно-территориальной единицы или ее части, в т.ч. на благоустройство территорий, строительство (возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) социально значимых объектов, общую профилактику правонарушений, предупреждение травматизма и гибели граждан, а также решение иных вопросов регионального значения.

Местные Советы, граждане и иные субъекты могут участвовать в финансировании таких мероприя­тий.

В связи с этим Закон от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 108-З) планируется дополнить ст. 361 (реализация гражданских инициатив).

Предусматривается, что предложения по реализации гражданских инициатив вправе вносить граждане, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории соответствующей административно-территориальной единицы или ее части.

При этом минимальная численность такой группы граждан (она признается инициатором гражданской инициативы) составляет не менее:

– 10 человек с целью реализации гражданской инициативы на территории сельсовета;

– 20 человек – на территории поселка городского типа;

– 30 человек – на территории района или города, за исключением Минска (такое же количество от каждого района или города – при реализации гражданской инициативы на территориях нескольких административно-территориальных единиц);

– 50 человек – на территории района г. Минска (столько же от каждого из таких районов – при реализации гражданской инициативы на территориях нескольких райо­нов столицы).

В законопроекте изложены основные требования к содержанию проектов гражданских инициатив. Порядок их открытого конкурсного отбора поручено разрабатывать Советам областного уровня.

Победителем станет проект, который наилучшим образом отвечает интересам проживающего на соответствующей территории населения. Расходы, связанные с его реализацией, финансируются на основе равнодолевого участия средств республиканского бюджета и бюджетов областного уровня.

Сумма средств будет определяться на стадии формирования местных бюджетов на очередной год исходя из их возможностей. И уже на основании представленной регионами информации в республиканском бюджете запланируют целевые межбюджетные трансферты.

Участие в финансировании расходов будут принимать также инициатор и иные заинтересованные субъекты – в размере не менее 10% стоимости гражданской инициативы. По-видимому, разработчики законопроекта посчитали такую долю посильной для инициаторов.

Имущество, созданное в результате реализации гражданских инициатив, подлежит передаче в коммунальную собственность административно-территориальной единицы.

Отметим, что партисипаторное (инициативное) бюджетирование в мире широко распространено. Речь идет о механизме привлечения граждан к участию в решениях о выборе приоритетов расходования бюджетных средств, а также в софинансировании реализации проектов и мероприятий, отнесенных к полномочиям муниципальных властей. При этом подразумевается последующий общественный контроль за расходованием средств.

Пока не совсем ясно, как чужой опыт приживется на нашей почве. Так, Советы областного уровня могут отклонить проект еще на стадии его предварительного рассмотрения. И тогда до участия в конкурсе он не дойдет.

Понятно, что нормы, предложенные в законопроекте, носят прогрессивный характер. Но сможет ли инициативная группа осуществлять контроль за ходом выполнения работ, их соответствия первоначальному замыслу?

Возможно, эти вопросы будут решены в НПА, которые планируют принять в развитие закона.

Текст законопроекта опубликован на Национальном  правовом Интернет-портале.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by