Материальная помощь к школе в 2021 году: налогообложение и бухгалтерский учет
Подошло к концу лето, а вместе с этим у родителей появились новые заботы – подготовка детей к школе. В некоторых случаях в решении этого вопроса наниматель оказывает материальную помощь своим работникам. Рассмотрим подробно некоторые аспекты, связанные с предоставлением и отражением в бухгалтерском и налоговом учете коммерческими организациями (далее – организация) материальной помощи работникам, чьи дети ходят в школу (далее – матпомощь к школе).
В соответствии со ст. 63 ТК1 формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. выплат стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Законодатель не обязывает нанимателя предоставлять матпомощь к школе за счет средств организации. Это значит, что ее предоставление для нанимателя является его инициативой и решается в рамках локальных правовых актов (ЛПА).
ЛПА могут быть предусмотрены положения социального характера в отношении работников, в т.ч. по оказанию матпомощи к школе родителям (опекунам) (далее – работник), имеющим детей-учащихся.
В ЛПА наряду с другими особенностями могут быть предусмотрены:
1) получатели матпомощи к школе;
2) алгоритм действий в части решения вопроса предоставления матпомощи к школе;
3) размер матпомощи к школе.
Получатели матпомощи к школе
На получение матпомощи к школе может претендовать работник организации, на которого распространяются нормы ЛПА в части условий предоставления такой социальной поддержки.
Справочно: в настоящее время в КоО2 термин школьник не используется. К основному образованию относятся в т.ч. общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование (ст. 12 КоО).
Следует учитывать, что особой поддержкой, вниманием и заботой как у государства, так и у нанимателя пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, воспитывающие детей, что может быть положено в основу при разработке ЛПА нанимателя (ст. 66 КоБС3).
В ЛПА могут быть определены следующие получатели матпомощи к школе:
- работник многодетной семьи, имеющий ребенка-школьника.
Справочно: многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждаются правительством;
- работник неполной семьи, у которого есть ребенок-школьник (ст. 62 КоБС).
Справочно: неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи:
– женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
– вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;
– родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;
– родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;
– одиноких граждан, усыновивших детей (ст. 63 КоБС);
- все работники, у которых есть ребенок-школьник.
Справочно: под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме (ст. 1 Закона № 2570-XII4);
- работники у которых есть несовершеннолетний ребенок-школьник.
Справочно: лицо с момента рождения до достижения им 18 лет считается несовершеннолетним (ст. 179 КоБС);
- работники, у которых есть малолетний школьник.
Справочно: ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним (ст. 179 КоБС);
- работники у которых есть подросток-школьник.
Справочно: несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком (ст. 179 КоБС);
- работник, у которого определенное количество детей-школьников;
- работник, у которого есть ребенок-инвалид.
Могут быть и другие условия.
Размер матпомощи к школе
В тех случаях, когда в ЛПА нанимателя предусмотрена выплата матпомощи к школе, то и предусмотрен размер такой помощи, который может быть установлен (в абсолютных суммах, базовых величинах, процентах от оклада или иных вариантах выплаты):
– на одного ребенка-школьника;
– в целом работнику независимо от количества детей-школьников;
– в целом работнику независимо от количества детей в семье при наличии школьников;
– работнику многодетной семьи, имеющему ребенка-школьника;
– работнику, у которого есть несовершеннолетний ребенок-школьник;
– работнику, у которых есть малолетний школьник;
– работнику, у которого есть подросток-школьник;
– работник, у которого есть ребенок-инвалид;
– другие варианты.
Алгоритм действий
Алгоритм действий зависит от того, кто является инициатором в отношении выплаты матпомощи к школе.
1. Инициируется работником путем подачи им письменного заявления нанимателю на оказание матпомощи к школе. В этом документе указываются основание в матпомощи к школе, как правило, тяжелое материальное положение работника. К указанному заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающие наличие обстоятельств, в связи с которыми в организации выплачивается матпомощь к школе. После проверки заявления и приложенных к нему документов на соответствие законодательству и ЛПА оно представляется руководителю организации для принятия решения. Решение об оказании матпомощи к школе оформляется в форме приказа (распоряжения) либо путем наложения резолюции на заявлении, на основании которого производится выплата матпомощи работнику.
Примерные форма приказа
ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗ
27.08.2021 № 183-Л
г. Минск
Об оказании материальной помощи
к школе Лебедевой А.Г.
В связи началом нового 2021–2022 учебного года и в соответствии с подп. 3.3.3 Коллективного договора ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗЫВАЮ
Лебедевой Анне Григорьевне, юрисконсульту, оказать материальную помощь в размере двести пятьдесят (250,00) рублей.
Основание:
1. Заявление Лебедевой А.Г. от 26.08.2021 № 156.
2. Копия свидетельства о рождении ребенка.
3. Справка из лицея.
Директор Подпись А.А.Примерный
2. Решение оформляется нанимателем путем издания приказа или распоряжения соответствующего должностного лица (как правило, руководителя организации) со ссылкой на основание – соответствующий ЛПА.
Примерная форма приказа
ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗ
27.08.2021 № 183-Л
г. Минск
Об оказании материальной помощи к школе
в связи началом нового 2021–2022 учебного года и Коллективным договором ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Оказать денежную материальную помощь работникам, имеющим детей-школьников, в суммах, предусмотренных Коллективным договором ЗАО «Труженик».
2. Начальнику отдела кадров Макаеду А.С. обеспечить информирование работников о необходимости представления ими документов, подтверждающих правомочность получения материальной помощи к учебному году. Представить в бухгалтерию указанные документы не позднее 10 сентября 2021 г.
3. Главному бухгалтеру Сидоровой В.Н. до 20 сентября представить на утверждение документы на выплату материальной помощи к учебному году. Не позднее 30 сентября 2020 г. перечислить материальную помощь работникам на банковские зарплатные карточки.
Директор Подпись А.А.Примерный
С приказом ознакомлены:
Начальник отдела кадров подпись 27.08.2021 А.С.Макаед
Главный бухгалтер подпись 27.08.2021 В. Н.Сидорова
На основании представленной руководителю организации информации им издается приказ (распоряжение) о выплате пособия. Работники в приказе называются поименно с указанием размера матпомощи к школе. Как вариант, список работников можно оформить как приложение к приказу.
Примерная форма такого приложения приведена ниже.
Приложение
к приказу от 10.09.2021 № 195-Л
СПИСОК
работников ЗАО «Труженик» для получения материальной помощи к учебному году
№ |
ФИО |
Должность (профессия) |
Структурное подразделение |
Сумма, руб. |
1 |
Артемова П.В. |
Секретарь |
Администрация |
250,00 |
2 |
Борисевич И.М. |
Юрист |
Администрация |
250,00 |
… |
… |
… |
… |
… |
19 |
Волкова К.Н. |
Бухгалтер |
Бухгалтерия |
250,00 |
Начальник отдела кадров Макаед А.С.Макаед
Работников необходимо ознакомить с приказом под роспись. При большом штате работников руководитель организации вправе возложить обязанности по ознакомлению с приказом на руководителей структурных подразделений.
Налогообложение
Налог на прибыль
Согласно п. 1 ст. 169 НК5 затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
- затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- нормируемые затраты.
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
Затраты, относящиеся к нормируемым, определены п. 1 ст. 171 НК.
В соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 171 НК к нормируемым затратам относятся прочие затраты, определенные п. 2 ст. 171 НК.
Подпунктом 2.1 п. 2 ст. 171 НК определено, что в состав прочих затрат включаются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:
– единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
– единовременной выплаты (пособие, материальная помощь) на оздоровление, за исключением указанной в подп. 2.7 п. 2 ст. 170 НК;
– доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
– доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии;
– единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление;
– оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Данное положение распространяется в т.ч. на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков.
При налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, в т.ч. материальная, выплата которой не предусмотрена законодательством или сверх размеров, установленных законодательством (подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК).
Таким образом матпомощь к школе не учитывается при налогообложении прибыли, поскольку ее выплата не предусмотрена законодательством.
В состав внереализационных расходов включаются обязательные страховые взносы в ФСЗН и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп. 2.5 п. 2 ст. 170 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов (подп. 3.34 п. 3 ст. 175 НК).
Подоходный налог
Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (п. 1 ст. 196 НК):
– от источников в РБ и (или) от источников за пределами РБ, – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РБ в соответствии со ст. 17 НК (далее – налоговые резиденты РБ);
– от источников в РБ, – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами РБ.
При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).
В зависимости от места работы получателя матпомощи к школе определяется размер предоставленной льготы по подоходному налогу в соответствии с абзацами 2 и 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК:
– применяется льгота по работнику по месту основной работы в пределах 2272 руб. в совокупности с другими доходами социального характера за год;
– применяется льгота по внешнему совместителю в пределах 150 руб. в совокупности с другими доходами социального характера за год.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 199 НК плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 126,00 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 761,00 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК). Стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику налоговым агентом, являющимся для него местом основной работы (службы, учебы). При отсутствии места основной работы (службы, учебы) установленные в ст. 209 НК налоговые вычеты предоставляются плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия (п. 2 ст. 209 НК).
Таким образом, если размер предоставляемой льготы превышен, то исчисляется подоходный налог по общеустановленным правилам (абз. 3 ст. 215, подп. 1.1 ст. 213, п. 1 ст. 214, ч. 1 п. 3 ст. 199, п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 209, п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 210, п. 1, абз. 2 ч. 17 подп. 1.1 ст. 211 НК):
– если организация для работника – место основной работы с предоставлением налоговых вычетов (при наличии права на них);
– если работник – внешний совместитель без предоставления налоговых вычетов (исключение составляет стандартный налоговый вычет: он может быть предоставлен при условии, что место основной работы отсутствует).
Исчисленный подоходный налог удерживается при выплате матпомощи к школе (ч. 1 п. 4 ст. 216 НК).
Белорусские организации, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 и гл. 18 НК (п. 1 ст. 216 НК).
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 224 НК. Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 216 НК).
Срок перечисления подоходного налога в бюджет зависит от способа выплаты матпомощи к школе (п. 6 ст. 216 НК):
– при перечислении на банковскую карточку работника не позднее дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика;
– при выплате из кассы не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента.
Исчисляем страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах
Согласно ст. 2 Закона № 138-XIII6 объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Совмином, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом.
В соответствии с п. 2 Положения № 12977 определено, что объектом страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 1158.
Средства работодателя, направленные на выплату работникам организации матпомощи к школе, относятся к выплатам работникам, не включенным в Перечень № 115, и являются объектом исчисления взносов в ФСЗН и Белгосстрах.
Справочно: взносы в Белгосстрах не начисляются на матпомощь, которая выплачивается работникам, находящимся в отпуске по беременности и родам и в декретном отпуске, кроме случаев, когда такие лица в период указанных отпусков работают на условиях другого трудового договора (контракта), выполняют работу по ГПД (оказывают услуги, создают объекты интеллектуальной собственности) у нанимателя (ч. 3 п. 2 Положения № 1297).
Страховые взносы, исчисленные из матпомощи к школе в ФСЗН, следует уплатить в следующие сроки:
при уплате ежемесячно не позднее установленного дня выплаты зарплаты за истекший месяц, в котором начислена матпомощь, но не позже 20-го числа (ч.ч. 1 и 2 п. 4 Положения № 409);
при уплате поквартально в день выплаты зарплаты за последний месяц отчетного квартала, в котором начислена матпомощь, но не позже 20-го числа (ч. 4 п. 4 Положения № 40).
Страховые взносы, исчисленные из матпомощи к школе в Белгосстрах, следует уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором начислена матпомощь (п. 5 Положения № 1297).
Бухгалтерский учет
Для целей бухгалтерского учета каждая хозяйственная операция подлежит оформлению ПУД (п. 1 ст. 10 Закона № 57-З10).
Следовательно, начисление матпомощи к школе и ее выплата работникам оформляется ПУД. При этом ПУД, если иное не установлено Президентом, должны содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
ПУД могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Разработанные для применения формы ПУД организации включают в свою учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Как отмечалось выше, матпомощь к школе носит социальный характер и не связана с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), осуществлением видов экономической деятельности организации.
Следовательно, суммы матпомощи к школе отражаются в бухгалтерском учете по Д-ту сч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» независимо от основания выплаты (абз. 13 п. 13 Инструкции № 10211, абз. 11 ч. 3, ч. 19 п. 70 Инструкции № 5012).
Матпомощь к школе и начисленные на нее страховые взносы отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности того отчетного периода, в котором расходы произведены (абзацы 12 и 19 п. 13, ч. 2 п. 32 Инструкции № 102).
При оказании матпомощи к школе ее начисление учитывается в зависимости от выбранного в рабочем плане счетов по К-ту сч.сч.:
– 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50);
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (п. 57 Инструкции № 50).
Суммы удержанных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний отражаются по Д-ту сч.сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» либо 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и К-ту сч.сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.
Соответственно, на основании ПУД (расчетно-платежная ведомость, справка-расчет, бухгалтерская справка, иной документ) операции по начислению матпомощи к школе и ее выплата отражаются в учете следующими записями:
Содержание хозяйственной операции |
Д-т сч., субсч. |
К-т сч., субсч. |
Начислена матпомощь к школе |
90-10 |
70 (73) |
Начислены страховые взносы в ФСЗН за счет организации (34%) |
90-10 |
69 |
Начислены страховые взносы в Белгосстрах |
90-10 |
76-2 |
Удержаны страховые взносы в ФСЗН из матпомощи (1%) |
70 (73) |
69 |
Исчислен подоходный налог (при необходимости) |
70 (73) |
68-4 |
Выплачена матпомощь к школе из кассы организации |
70 (73) |
50 |
Перечислена матпомощь к школе на банковскую карточку работника |
70 (73) |
51, 55 |
Перечислены отчисления в ФСЗН от суммы матпомощи к школе |
69 |
51, 55 |
Перечислены отчисления в Белгосстрах от суммы матпомощи к школе |
76-2 |
51, 55 |
Перечислен подоходный налог от суммы матпомощи к школе |
68-4 |
51, 55 |
1Трудовой кодекс.
2Кодекс об образовании (КоО).
3Кодекс о браке и семье (КоБС).
4Закон от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка».
5Налоговый кодекс (НК).
6Закон от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».
7Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 10.10.2003 № 1297 (далее – Положение № 1297).
8Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).
9Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение № 40).
10Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
11Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
12Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).