Маршрут следования: зачем он нужен и можно ли от него отказаться
При перевозке иностранных грузов, ввозимых с территории Польши транзитом через Беларусь и Россию в третьи страны, водитель перевозчика столкнулся с ситуацией на границе. Она была связана с установлением маршрута следования (маршрута перевозки). В транзитной декларации в виде книжки МДП был указан промежуточный таможенный орган РФ, которому водителем перевозчика необходимо произвести подтверждение установленного маршрута следования.
Учитывая, что груз будет следовать по территории Союза по таможенной процедуре таможенного транзита с использованием книжки МДП под гарантию Международного союза автомобильного транспорта, прошу разъяснить:
– правомерно ли установление таможенным органом маршрута следования в отношении товара, перевозимого по книжке МДП?
– какие правовые последствия могут быть для перевозчика при несоблюдении водителем установленного таможенным органом маршрута следования?
В соответствии с положениями ст. 344 ТК ЕАЭС маршрут перевозки (следования) товаров, перевозимых автомобильным транспортом, устанавливается таможенными органами для обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. Маршрут перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, устанавливается таможенным органом отправления исходя из сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Установление маршрута перевозки товаров является разновидностью таможенного контроля. В соответствии с положениями п. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Водитель перевозчика не может влиять на принятие таможенным органом решения о применении таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Таким образом, принимаемое решение таможенного органа об установлении маршрута перевозки товаров является правомерным. При этом оно ни в коей мере не зависит от вида гарантии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов либо от самого перевозчика.
Решение об установлении таможенным органом маршрута перевозки отражается в транзитной декларации (книжке МДП) и (или) транспортных перевозочных документах с указанием кода и наименования промежуточного органа.
Соблюдение установленного маршрута перевозки товаров является одной из основных обязанностей перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита.
Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом маршрута перевозки товаров содержит признаки состава административного таможенного правонарушения (ст. 14.10 КоАП). Предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.