$

2.1177 руб.

2.4600 руб.

Р (100)

3.2257 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

«Квадрат» в столице и за кольцевой

30.03.2018

Постановление Совмина от 30.12.2017 № 1051, которым определены задания по строительству жилья по областям и Минску на 2018 г., не затрагивает напрямую ни вопросы постановки на квартирный учет, ни порядок льготного жилищного кредитования. Тем не менее за три месяца, прошедших после его вступления в силу, в «ЭГ» поступило немало вопросов, касающихся тех или иных аспектов этого документа. На некоторые из них мы попросили ответить Виктора САВИЦКОГО, члена отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академия жилищно-­коммунального хозяйства).

Из года в год правительство твердит о необходимости сокращать строительство жилья в Минске, однако именно в столицу направляется львиная доля средств. Изменится ли тенденция в 2018 году?

– Согласно постановлению Совмина от 30.12.2017 № 1051 «О мерах по выполнению заданий на 2018 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2019 году» (далее – постановление № 1051) всего в текущем году планируется ввести в действие 4 млн. м2 общей площади жилых домов (в 2017-м – 3,5 млн. м2). Как и в прошлые годы, больше всего новоселов будет в Мин­ской области – здесь необходимо по­строить 1098 тыс. м2 жилья (в 2017 г. – 972 тыс.). Минску доведено задание в 720 тыс. м2 (644 тыс.), Брестской области – 628 тыс. (472 тыс.), Витебской – 299 тыс. (251 тыс.), Гомельской – 446 тыс. (391 тыс.), Гродненской – 482 тыс. (490 тыс.), Могилевской – 327 тыс., в т.ч. 10 тыс. м2 – юго-восточному региону (280 тыс. и 14 тыс. соответственно). То есть план по вводу жилья во всех регионах, включая Минск, вырос.

Многие очередники связывали свои надежды с развитием городов-­спутников Минска, но в 2016 и в 2017 гг. там строительство вообще не планировалось. Что будет в этом году?

– Да, в программу жилищного строительства на 2017 год были включены лишь Жабинка и Скидель – 10,6 тыс. м2. В текущем году в городах-спутниках для 532 граждан намечено ввести в строй 28,7 тыс. м2 общей площади жилых домов (квартир), в т.ч. 4 тыс. – в Жабинке, 4,8 тыс. – в Скиделе, 4 тыс. – в Дзержинске, 3 тыс. – в Заславле, 2,6 тыс. – в Логойске, 5,3 тыс. – в Смолевичах, по 2,5 тыс. – в Фаниполе и Руденске.

Как выглядит структура строящегося жилья по назначению жилых помещений? Сколько планируют вве­сти в строй коммерческого жилья?

– Для состоящих на квартирном учете граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной под­держкой, предусмотрено 900 тыс. м2, в т.ч. в рамках госзаказа – 17,7 тыс. м2 (в 2017 г. соответственно 375,1 тыс. и 70,8 тыс.), для очередников в много­квартирных жилых домах в городах – 587 тыс. м2, что составляет почти 26,9% от общего объема городского строительства многоквартирных жилых домов (в 2017 г. планировалось соответственно 487,6 тыс. м2 и 28%).

Что касается жилых помещений коммерческого использования госжилфонда, которые предоставляются граж­данам на условиях договора найма, то всего планируется построить 90 тыс. м2 (в 2017 г. – 114,6 тыс.).

Из общего годового объема жилищного строительства 1160 тыс. м2, или 29%, предстоит возвести в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях (в 2017 г. планировалось 1182,3 тыс. м2, или 33,8%). Непосредственно в сельхозорганизациях возведут 203 жилых дома и квартиры общей площадью 15,5 тыс. м2 (в 2017 г. планировалось соответственно 155 жилых домов и 11,4 тыс. м2) для специалистов и работников этих организаций и работников организаций социально-культурной сферы.

Установлены также в разрезе регионов задания по строительству жилых помещений социального пользования – 33,5 тыс. м2 для 679 семей (в 2017 г. – 22,9 тыс. м2 для 502 семей).

Намечено построить 562,6 тыс. м2 жилых домов (квартир) для 7029 многодетных семей (в 2017 г. планировалось соответственно 259,7 тыс. м2 и 4329 семей) и для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, – 2,9 тыс. м2 для 52 семей (в 2017 г. – соответственно 8,2 тыс. м2 и 145 семей).

Предусмотрены ли меры по поддержке индивидуальных зас­тройщиков? Какой удельный вес в годовой программе занимает индивидуальное жилищное строительство?

– Напомним, что согласно госпрограмме «Строительство жилья» на 2016–2020 годы к 2020 г. на долю индивидуальных жилых домов должно приходиться не менее 40% в общем объеме ввода жилья в эксплуатацию. На 2018 год определены задания и источники финансирования строительства по областям и Минску для 1484 тыс. м2, или 37,1% от общего годового объема (в 2017 г. планировалось 1250 тыс. м2, или 35,7%).

Облисполкомам и Мингорисполкому совместно с Минстройархитектуры поручено оказывать содействие граж­данам в индивидуальном строительстве жилых домов, в т.ч. путем расширения ассортимента продукции индустриального домостроения, создания системы услуг по строительству, оказания помощи в обеспечении стройматериалами.

Какие источники финансирования предусмотрены для обеспечения выполнения годовой программы жилищного строительства?

– Всего потребуется 4259,0 млн. BYN. Из них 71,2%, или 3032,6 млн. BYN, профинансируют из своих средств граждане, 15,2% составят кредитные ресурсы банков (645,8 млн. BYN, в т.ч. 119,8 млн. BYN составят льготные кредиты), 10,3% – средства организаций, включая займы и др. (439,6 млн. BYN), и 3,3% (140,9 млн. BYN) – средства республиканского и местных бюджетов, включая 18,5 млн. BYN субсидий очередникам. На финансирование программы жилье-2017 планировалось 3704 млн. BYN, из них 77,2% – средства населения, 6,6% – кредитные ресурсы, 11,9% – средства организаций и 4,3% – средства консолидированного бюджета.

Такой расклад соответствует гос­программе «Строительство жилья» на 2016–2020 годы – доля внебюджетных источников финансирования должна ежегодно составлять не менее 80%. При этом предусмотрено, что ограничение объемов льготного кредитования, оптимизация перечня категорий граждан, имеющих право на господдержку при улучшении жилищных условий, должны стимулировать граждан инвестировать собственные средства в строительство жилья.

Что касается кредитных ресурсов банков, то из их общего объема 81,4%, или 526 млн. BYN, составляют кредиты, выделяемые на условиях, определяемых банками, и 18,6%, или 119,8 млн. BYN, – льготные кредитные ресурсы. В 2017 году это соотношение составляло 89% и 11%.

Отметим, что Минстройархитектуры дано задание утвердить перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, строительство и финансирование которых в 2018 году осуществляется с использованием льготных кредитных ресурсов, обеспечив при этом концентрацию средств для многодетных семей, состоящих на квартирном учете более 3 лет, и на строительстве домов, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2018 году.

Заложены ли в бюджете средства на индексацию имеющихся у граж­дан чеков «Жилье» при использовании их на финансирование строительства жилья?

– Да, в соответствии с Законом от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год» в консолидированные бюджеты областей передается часть субвенций на финансирование таких расходов.

Сумма в 25,9 млн. BYN распределяется между консолидированными бюджетами областей пропорционально про­гнозируемой потребности в средствах на индексацию ИПЧ «Жилье» (в т.ч. Брестской области – 7,1 млн. BYN, Витебской – 1,9 млн., Гомельской – 2,2 млн., Гродненской – 6,2 млн., Минской – 7,0 млн. и Могилевской – 1,4 млн. BYN ). Из бюджета Минска также направлены соответствующие средства на эти цели.

Конечно, речь идет только о находящихся в обращении перерегистрированных чеках «Жилье».

Предусматриваются ли постановлением № 1051 меры по сдерживанию роста стоимости строительства жилья?

– Отметим, что Совмин поручил облисполкомам и Мингорисполкому совместно с Минстройархитектуры принять меры по сдерживанию роста стоимости строительства жилья с господдержкой и за счет бюджетных средств, обеспечив использование проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств, перечень которых утверждается Минстройархитектуры.

Кроме того, установлены предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения в размере 718 BYN для выдачи льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилья ОАО «АСБ Беларусбанк» и норматив максимальной нормируемой стоимости жилья в целях предоставления субсидий на уплату части процентов за пользование кредитом и субсидий на погашение основного долга по кредиту по многоквартирным (блокированным) жилым домам, разрешение на производство СМР по которым выдано органами госстройнадзора после 01.01.2018 г., а также по одноквартирным домам, на строительство (реконструкцию) которых предоставляются льготные кредиты и субсидии на основании списков, утвержденных в установленном порядке после 01.01.2018 г.

Также установлены предельный показатель стоимости 1 м2 общей площади жилого дома (квартиры) в размере, не превышающем 940 BYN, для выдачи льготного кредита ОАО «Белагропромбанк» в соответствии с Указом Президента от 02.09.1996 № 346 и предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади в размере 940 BYN для выдачи льготного кредита на строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов (квартир в блокированном жилом доме) Беларусбанком и определения максимальной нормируемой стоимости жилого помещения в целях предоставления субсидий по Указу от 04.07.2017 № 240 многодетным семьям, а также гражданам, постоянно проживающим, работающим и осуществляющим строительство в сельских населенных пунктах.

Автор публикации: Подготовила Анна ФЕДОРОВА