Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №43(2737) от 11.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1888
EUR:
3.4288
RUB:
3.5789
Золото:
237.49
Серебро:
3
Платина:
98.42
Палладий:
91.24
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Планы и перспективы: куда движется белорусский легпром

Фото: neg.by

Предприятия легкой промышленности планируют в 2023 г. получить около 2 млрд USD от экспорта продукции. Цифру озвучила председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина накануне профессионального праздника – Дня работников легкой промышленности. Для сравнения: в досанкционном 2021 г. предприятия отечественного легпрома экспортировали продукции на 1,8 млрд USD. На какие рынки будет делаться основной упор сейчас, а также как в концерне видят дальнейшее развитие легкой промышленности внутри страны, разбиралась «ЭГ».

Экспортный потенциал

Лугина 3.jpg
        Татьяна ЛУГИНА

До введения санкционных ограничений товары белорусского легпрома поставлялись в 52 страны мира. При этом, по словам Т. Лугиной, самым маржинальным был рынок Украины. Также значимыми парт­нерами для ряда предприятий были компании из Евросоюза, США и Канады. Как отмечалось ранее, доля украинского рынка и рынка западных стран по итогам 2021 г. составляла около 22% (из них 12% приходилось на Украину). В Европу активно поставлялись лен, ковры, текстиль. Самая сложная ситуация по переориентации поставок из-за санкций сложилась у трех отечественных предприятий – Оршанского льнокомбината, «Витебских ковров» и Добрушского фарфорового завода.

При этом глава концерна отметила, что даже до введения санкций около 60% экспортных поставок в отрасли уходило на рынок России. И это помогло легкой промышленности переориентироваться быстрее и проще, чем другим отраслям. Вот уже больше года главное направление для приложения усилий концерна – это развитие отношений с российскими регионами. Тем более что из-за санкций в самой РФ складывается благоприятная ситуация для активного продвижения белорусского легпрома. Так, уже в прошлом году продукция легкой промышленности Беларуси поставлялась на территорию более 70 российских регионов.

«Надо пользоваться теми возможностями, которые сейчас дает российский рынок. Если не мы, то туда могут прийти турецкие, узбекские, китайские коллеги. Понимая это, мы стараемся работать интенсивно и в некоторой степени агрессивно», – подчеркнула Т. Лугина.

Глава концерна рассказала о некоторых проектах, которые сейчас реализуются в соседней стране. Так, достаточно активно развивается бренд «БелРу» – совместный проект с бизнесом Московской области. Реализация данной инициативы предполагает создание сети магазинов в РФ, сейчас в Москве работают два таких объекта. Там можно приобрести белорусский текстиль, лен, домашнюю одежду, посуду, банные принадлежности. В планах до конца текущего года открыть еще три такие точки: одну в Москве, две – в Нижнем Новгороде. Уже запущена интернет-площадка под брендом «БелРу», где можно купить белорусские товары. Причем речь идет не только о легпроме, но и о продукции деревообработки, о белорусской косметике и др.

Среди других проектов концерна в РФ Т. Лугина выделила развитие павильона ВДНХ, наполнение его товарами белорусского легпрома. Кроме того, в соседней стране планируют открывать магазины «Да дому» – своего рода аналог Zara Home. Первый такой магазин был открыт в Минске в марте этого года, летом еще один подобный объект появится в минском торговом центре «Столица». Сейчас в концерне разрабатывают бизнес-план, согласно которому в течение трех лет 10 таких магазинов будут открыты и на российском рынке. По словам главы «Беллегпрома», это будет делаться «по определенной программе и на определенных условиях».

Говоря о других экспортных рынках, Т. Лугина отметила, что ряд предприятий продолжает сотрудничать с европейскими партнерами, но в очень небольших объемах. Например, с Сербией.

«Северные страны более агрессивно к нам относятся, а южные­ – помягче. Налажены поставки и есть коммуникация, реализация продукции через Турцию. Это наш давний партнер, который и сегодня подставляет плечо. Многие бизнес-процессы по реализации продукции пошли именно через турецких коллег», – уточнила она.

Также более активно идет освоение рынков азиатских стран. Речь идет о Казахстане, Таджикистане, Армении, Узбекистане и др. Несмотря на то, что это «хлопковый» регион, Беларуси есть что ему предложить. В частности, лен и смесовые ткани с хлопком и полиэфиром. Кроме того, в нашей стране активно производится технический текстиль для пошива всякого рода спецодежды и униформ, который сейчас пользуется повышенным спросом во всем мире. Также интерес вызывают белорусские ткани из негорючих нитей, которые используются в машиностроении, газовой и нефтяной промышленности.

Что касается закупок сырья, предприятия белорусского легпрома из-за санкций вынуждены были переориентироваться на работу с Турцией, Индией, Китаем, РФ.

Внутренний рынок

Рассказала Т. Лугина и про дальнейшее развитие внутреннего рынка. В этой части упор будет сделан на несколько направлений. В частности, на фирменную торговлю отечественных предприятий. Сейчас в Беларуси работают более 600 фирменных магазинов, где продают товары легкой промышленности. И как показывает опыт последних 5–7 лет, те предприятия, которые практикуют такой формат реализации продукции, чувствуют себя более уверенно на рынке.

Еще одно направление развития – мультибрендовые магазины. В качестве примера глава концерна привела работу предприятия «Свiтанак»: в их магазинах можно найти не только продукцию самого предприятия, но и других белорусских компаний – пинского «Полесья», «Калинки», Conte, Брестского чулочного комбината и т.д. Четыре подобных магазина, кстати, открыты и в РФ. Такие объекты будут активнее появляться и у других отечественных компаний.

Будут развиваться в Беларуси и тренд-парки – площадки, на которых выставляют свои коллекции небольшие частные компании, индивидуальные предприниматели. В Минске сейчас работают несколько таких объектов. Бизнес заинтересован в развитии данного формата работы на внутреннем рынке, но также хотел бы выходить с ним за рубеж – к примеру, на рынок России.

Еще один новый подход – развитие в стране сети стоковых магазинов белорусских предприятий. Первый подобный объект появился весной текущего года в Гомеле, на базе ОАО «8 Марта». Там порядка 10–12 компаний из системы концерна представили по самым низким ценам свою продукцию прошлых лет. В «Беллегпроме» планируют изучить этот опыт, чтобы понять, насколько такой формат интересен белорусскому покупателю. Если он будет воспринят хорошо, то в планах открытие еще 4–5 стоковых магазинов в белорусских регионах.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений