Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1857
EUR:
3.4862
RUB:
3.6077
Золото:
250.24
Серебро:
3.16
Платина:
100.58
Палладий:
96.17
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые точки сети «Да дому», экспорт и роботы: как будет развиваться белорусский легпром

В Беларуси планируют создать альтернативу ушедшему с рынка «Буслiку» и увеличить количество магазинов сети «Да дому». Накануне профессионального праздника – Дня работников легкой промышленности – председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина рассказала о планах и проблемах отрасли.

На экспорт

Первая тема, которую затронула Т. Лугина, – экспортные поставки белорусских производителей товаров легпрома. Она отметила, что темп роста экспорта в прошлом году сложился на уровне 105%, причем поставки выросли не только на российский рынок. Отрасль начала активно работать с постсоветскими странами и странами дальней дуги. До введения санкций товары белорусского легпрома поставлялись в 52 страны мира, сейчас в копилке предприятий-экспортеров 55 направлений.

Из-за санкций производители начали ставить в приоритет сотрудничество со странами СНГ. Речь идет об Узбекистане, Таджикистане, Армении, Азербайджане, Казахстане. По словам главы концерна, цифры по экспорту в текущем году складываются позитивно, и главный вклад – у постсоветских стран. Например, экспорт в Узбекистан в I квартале 2024 г. вырос в 7 раз.

Что касается России, куда и до введения санкций уходило порядка 60% экспортных поставок, то сейчас эта цифра превысила 80%. Товары белорусского легпрома можно найти более чем в 70 регионах РФ. Концерн работает с российским рынком по нескольким направлениям. Первое – сотрудничество с производителями, профильными ассоциациями, кластерами. Налажена промышленная кооперация, белорусские компании часть своей продукции отшивают на производствах в РФ.

В сфере легкой промышленности, как и во всей стране, есть определенная нехватка рабочих рук, пояснила Т. Лугина. И отдавать производство на аутсорсинг становится неплохим выходом из ситуации. Аналогичный подход работает и в части сотрудничества с компаниями Узбекистана, хотя раньше эта страна воспринималась отраслью исключительно в качестве конкурента.

Лугина.jpg
          Татьяна Лугина

Второе направление в России – доставить продукцию легпрома до конечного потребителя. И здесь речь идет не только о российских магазинах или маркетплейсах. В 2023 г. в РФ открылось два торговых объекта сети «Да дому», которые специализируются на продаже текстиля из льна, предметов декора, посуды и различных бытовых товаров сугубо белорусского производства. Сейчас концерн ведет переговоры с российской сетью торговых центров «Мега», чтобы размещать магазины «Да дому» на их площадях. В планах – за 2 года открыть около 10 подобных точек в российских городах-«миллионниках».

Флагманом по части экспорта товаров легпрома остается Оршанский льнокомбинат. Предприятие поставляет свою продукцию (а это не только ткани) в 52 страны. Сейчас, по словам главы концерна, одним из ключевых направлений для этого производителя является Турция.

«Они у нас покупают необработанную ткань, при необходимости сами наносят принты и перешивают в одежду или текстиль. И через Турцию ткани идут в Европу. Может, не в таком объеме, как было раньше, но тем не менее экспорт продолжается. Через Турцию в Европу мы реализуем 65% экспорта Оршанского льнокомбината. Это неплохо», – пояснила Т. Лугина.

Кроме того, льнокомбинат отгрузил первые пробные партии продукции в Индию, Пакистан и Египет. Перед отраслью поставлена задача выйти на африканский рынок. И здесь хорошие перспективы, например, у «Моготекса» с их специальными тканями.

Кстати, у концерна была попытка закупать хлопок в Зимбабве, но это сотрудничество оказалось экономически нецелесообразным. Белорусским компаниям намного выгоднее завозить такое сырье из Узбекистана и Таджикистана.

Конкуренция с азиатскими странами

Говоря о вызовах, Т. Лугина отметила жесткую конкуренцию с азиат­скими странами. Речь, в первую очередь, идет о Бангладеш, Индии и Пакистане. Они за счет объемов своего производства и низкой цены стали создавать проблемы даже таким странам, как Узбекистан, где легкая промышленность традиционно очень серьезно развита.

Противостоять этой экспансии страны СНГ могут только в том случае, если начнут объединяться, считает глава «Беллегпрома».

В прошлом году в рамках проведения Международного форума «Содружество моды», посвященного вопросам развития легкой промышленности в государствах – участниках СНГ, была создана специальная рабочая группа. В ее состав вошли представители исполнительных и законодательных органов власти, профильных ассоциаций, производственного сектора, научного и предпринимательского сообществ из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ее возглавила Т. Лугина.

Сейчас члены рабочей группы анализируют все условия, которые предоставляют страны Содружества для поддержки легкой промышленности. На основе этих данных будет создана «карта взаимной помощи», а эксперты смогут выступить на площадке следующего форума с конкретными предложениями.

«Нам надо думать, как бороться с азиатскими товарами, как выживать крупному бизнесу. Мелкий выживет, он более мобильный. Для этого надо формировать единую политику по легкой промышленности на пространстве СНГ. Если мы сами друг другу не будем помогать развиваться и обороняться от засилья товаров из стран дальней дуги, то могут быть вопросы», – подчеркнула глава концерна.

Белорусские джинсы и роботы на заводах

Т. Лугина поделилась также некоторыми планами и по развитию отрасли внутри страны. К примеру, она рассказала о дальнейшем развитии сети «Да дому». В прошлом году в Беларуси было открыто два таких объекта, в этом году в преддверии Форума регионов подобный торговый объект появится еще и в Витебске.

Еще одна важная премьера текущего года – появление в Минске магазина «Світанак Непаседа»: его планируют открыть к 3 июля. Это будет своего рода «Детский мир», где на одной площадке представят одежду, обувь, игрушки, гигиенические средства по уходу за детьми белорусского производства.

«Торговая сеть «Буслiк» освободила нишу. И теперь наш рынок активно и агрессивно занимают китайские товары. В качестве альтернативы мы разработали концепцию магазина с товарами белорусского производства. Думаю, что это будет успешный и востребованный у наших родителей и детей проект», – подчеркнула руководитель концерна.

Вспомнила Т. Лугина и о нашумевших несколько лет назад белорусских джинсах. По ее словам, Оршанский льнокомбинат продолжает производить ткань «под джинс» с добавлением льна. Из нее на предприятии шьют преимущественно мужские брюки. Купить их можно в фирменных магазинах льнокомбината. Сегодня таких магазинов порядка 30, но сеть активно расширяется (с начала 2024 г. начали работу 5 магазинов и еще 7 планируют открыть до конца года).

Большие планы у отрасли и в части обновления технической базы предприятий. Сейчас участники рынка изучают, чем можно заменить европейское оборудование (из Австрии, Германии, Италии). В качестве основных аналогов рассматривают технику из Турции и Китая.

Наряду с обновлением оборудования делается ставка на автоматизацию и максимальную роботизацию.

«Мы сегодня устанавливаем – уже идут шеф-монтажные работы – роботизированные комплексы по пошиву постельного белья. Кроме того, у нас установлены и запущены несколько турецких комплексов по автоматическому производству полотенец. Стоит задача в ближайшие годы некоторые виды товаров максимально перевести в автоматический пошив. Наши швеи – это уникальные люди, которые способны выпускать уникальные вещи. Их труд надо использовать при производстве более сложного ассортимента, куда еще не пришли роботы, автоматы», – пояснила Т. Лугина.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений