$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Кто воспользуется налоговыми льготами по Указу № 286?

03.08.2018
Кто воспользуется налоговыми льготами по Указу № 286?
Фото: Клерк.Ру

Президентом 20 июля 2018 г. был подписан Указ № 286 «О налогообложении отдельных доходов» (далее – Указ). В преамбуле документа декларируется цель по повышению инвестиционной привлекательности страны. По факту же налоговые льготы предоставляются преимущественно иностранным субъектам предпринимательства, которые дают в долг деньги белорусским предприятиям или белорусскому государству.

Речь идет о налоговых льготах для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ, и физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами в РБ (далее – иностранные налоговые нерезиденты).

Налоговые льготы для государственных интересов

Первой категорией налоговых льготников являются иностранные налоговые резиденты, осуществляющие хозяйственные операции с государственными долгосрочными облигациями (ГДО). Речь идет об операциях, связанных с эмиссией, размещением, обращением и погашением ГДО, формирующих внешний госдолг.

Иностранные налоговые резиденты в этом случае освобождаются от уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ, от подоходного налога с физических лиц и НДС. Очевидно, что сложности с привлечением внешних источников финансирования для реструктуризации растущего в последние годы госдолга вынуждают власть искать новые методы и способы привлечения денег.

Попытка посредством налоговых льгот привлечь иностранцев (частные компании и физических лиц) в качестве субъектов продвижения государственных долговых обязательств похвальна, но трудно реализуема. В настоящее время кредитный рейтинг Беларуси оценивается на уровне от «B» до «В3», что означает «рискованные обязательства с чертами спекулятивных». Соответственно, основной интерес белорусские государственные долговые обязательства будут предоставлять для спекулянтов или высоко рисковых инвесторов, которым белорусские налоговые льготы явно не помешают.

Является ли инвестиционной налоговая льгота по привлечению дополнительных финансовых средств для государства – вопрос спорный. В последние годы государство пытается сократить расходы на поддержание национальной экономики и все больше тратит средств на социальные программы и финансирование общегосударственных расходов, не являющихся по своей экономической сути инвестиционными.

Также можно поставить под сомнение инвестиционный характер налоговых льгот, предоставляемых иностранным налоговым резидентам, представляющим интересы РБ в рамках досудебного урегулирования споров в международных арбитражах и иностранных судебных органах по спорам между иностранными инвесторами и РБ. Иностранные налоговые резиденты, оказывающие данные услуги, освобождаются от уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ, от подоходного налога с физических лиц и НДС.

С большой долей вероятности можно утверждать, что данная налоговая льгота направлена на минимизацию отрицательных последствий для государства от ошибок чиновников, заключивших договоры с иностранными инвесторами. Очевидно, что льготирование услуг по досудебным и судебным спорам с иностранными инвесторами и РБ оказывает скорее отрицательное, чем положительное влияние на инвестиционный имидж Беларуси, т.к. свидетельствует о невозможности белорусских чиновников договориться с представителями мирового бизнеса по экономическим вопросам, прописанным в инвестиционных договорах. Отсюда и весьма условный инвестиционный характер данной налоговой льготы.

Налоговые льготы для кредиторов

С определенной долей условности инвестиционной может являться налоговая льгота по освобождению иностранных налоговых резидентов от уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ, по хозяйственным операциям, связанным с размещением за границей облигаций белорусских предприятий, а также предоставлением кредитов и займов белорусским предприятиям за счет средств от ранее размещенных облигаций и займов.

Очевидно, что большинство белорусских предприятий испытывает дефицит финансовых ресурсов, и поэтому привлечение иностранных денежных средств белорусскому бизнесу не повредит. Вместе с тем, учитывая невысокий кредитный рейтинг Беларуси, следует понимать, что и кредитный рейтинг белорусских субъектов хозяйствования будет невысок.

Следовательно, привлеченные по указанной выше схеме денежные средства (как и те, что привлечены по государственным долговым обязательствам) будут предоставляться либо спекулянтами, либо высоко рискованными инвесторами. А значит, процентные ставки по таким финансовым ресурсам будут высоки и, вероятно, окажутся неприемлемы для белорусского бизнеса.

Отсюда и условный инвестиционный характер данной налоговой льготы. Общеизвестно, что наиболее дешевыми для бизнеса являются прямые иностранные инвестиции в уставные фонды предприятий. Но о таком варианте инвестиционной налоговой льготы в Указе  ничего не сказано.

***

В заключение следует отметить два фактора, связанных с принятием Указа, которые отрицательно характеризуют деловой климат в Беларуси. Во-первых, действие Указа вводится задним числом: он распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2018 г. В очередной раз белорусский и мировой бизнес должен подстраиваться под неожиданные изменения белорусского законодательства.

Во-вторых, налоговые изменения снова принимаются кулуарно, без обсуждений. Последнее, на фоне декларируемого государством налогового моратория и «всенародного» обсуждения новой редакции Налогового кодекса РБ, выглядит неоднозначно. Принимая подобные Указу нормативные документы, государство демонстрирует, что белорусское налоговое законодательство в любой момент может быть изменено в угоду неочевидным экономическим обстоятельствам.

Значит ли это, что о стабильности белорусского налогового законодательства можно забыть?

Автор публикации: Александр ЖУК, аудитор, alex_asper@mail.ru