$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Кто поделится прибылью для охраны исторического наследия

24.10.2017

Проблема изъятия части прибыли у субъектов хозяйствования, арендующих помещения в зданиях, являющихся историко-культурными ценностями, может получить решение. Для этого подготовлены поправки в Указ Президента от 18.10.2007 № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны». Но предлагаемые меры по-прежнему не устраивают бизнес-сообщество.

Напомним, Указ № 527 обязывает юридические лица перечислять 5% из прибыли в Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, если их деятельность оказывает влияние на историко-культурную ценность. Но эти требования в связи с отсутствием четких критериев, позволяющих определять плательщиков и размер оплаты, порой просто игнорировались. Активные меры по взысканию платежей местные власти стали принимать только в текущем году, после проверки Генпрокуратуры. Некоторые должностные лица были привлечены к ответственности за отсутствие надлежащего контроля. В списки плательщиков были внесены 2000 субъектов хозяйстовования. Но пока отчисления получены лишь от 940, а 222 сообщили об отсутствии прибыли. В январе–августе т.г. на спецсчет Министерства культуры по­ступило 444,1 тыс. BYN, тогда как за 2015 г. 82 субъекта заплатили лишь около 34,3 тыс. BYN. Таким образом, доля отчислений в объеме средств фонда выросла с 11,5 до 37%. Но средняя сумма отчислений составляет 418–472 BYN, а на 1 м2 – 5,1 BYN.

Чтобы избежать споров и недоразумений, была подготовлена новая редакция Положения о порядке осуществления отчислений за пользование недвижимыми материальными историко-культурными ценностями (их частями) и их территориями. В ней термины «отчисления за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредствен­ное влияние на историко-культурную ценность или зоны охраны недвижимой материальной историко-культурную ценности» и «выплаты компенсаций за вред, причиняемый историко-культурным ценностям или зонам охраны недвижимых материальных историко-­культурных ценностей» заменяются общим понятием «отчисления за пользование недвижимыми материальными историко-культурными ценностями». Эти отчисления должны производиться юридическими и физическими лицами, которые являются собственниками или пользователями таких объектов или обладателями их прав по договору с их собственниками или пользователями, в т.ч. на территориях таких объектов, где размещаются нестационарные объекты торговли или общепита. Заодно вводится новая методика расчета отчислений пропорционально занимаемым площадям с учетом категорий объектов.

Но предпринимателям не столь важ­но, как называется очередной побор, который взимает с них государство. По мнению экспертов Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, для упорядочивания самой процедуры получения обязательных отчислений за пользование недвижимыми материальными историко-культурными ценностями разумно и целесообразно возложить эту обязанность исключительно на собственников (пользователей) – балансодержателей таких объектов. В МССПиР полагают, что платить должны именно те, кто имеет на своем балансе такие объекты и сдает их в аренду, т.е. получают гарантированный доход с арендаторов согласно заключенным договорам аренды независимо от рентабельности хозяйственной деятельности арендатора, вида его деятельности и числа работников.

При этом арендаторы, помимо аренд­ной платы, также полностью несут и бремя возмещения всех затрат арендодателя, связанных с содержанием и эксплуатацией этого недвижимого имущества, включая коммунальные услуги. Поэтому арендаторы и так сталкиваются с достаточно значительными расходами по содержанию арендуемого имущества.

Предлагаемый МССПиР подход существенно упростит учет плательщиков данного сбора и сумм, подлежащих уплате, полагают в союзе. Кроме того, его эксперты отмечают, что согласно п. 4 Положения о порядке определения размера арендной платы, утв. Указом Президента от 29.03.2012 № 150 (далее – Указ № 150, Положение № 150), за счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, определенной в соответствии с Положением № 150, возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем согласно законодательству. Так что предлагаемый проектом вариант, когда дополнительная уплата отчислений за пользование недвижимыми материальными историко-культурными ценностями должен будет про­изводиться арендаторами, противоречит нормам Указа № 150.

Кроме того, согласно подп. 2.4 п. 2 Указа № 150 при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, размер арендной платы определяется на условиях, предусмотренных Указом № 150.

Исходя из смысла данного пункта арендодатель не вправе увеличить арендную плату или обязывать арендатора осуществлять дополнительный обязательный платеж за пользование арендуемым имуществом. Заметим, что в основном все здания, имеющие историко-культурную ценность, принадлежат государству или его административно–территориальным единицам, так что нормы Указа № 150 касаются их непосредственно. Остается, чтобы чиновники признали, что делиться прибылью на столь благое дело, как охрана историко-культурных ценностей, должны в первую очередь те, кто непосредственно извлекает эту прибыль из таких ценностей, сдавая ее в аренду коммерсантам.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ