Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Исследования, рейтинги
06.06.2022 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Кризис богатых». Рассказываем, что говорит исследование о финансовом поведении белорусов весной 2022 года

Фото: zen.yandex.by

Центр системных бизнес-технологий SATIO провел исследование, в котором изучил, как белорусы оценивают и реагируют на экономическую ситуацию, которая сложилась в стране весной 2022 года. Уровень финансового стресса, как изменились доходы, на каких товарах экономят, в чем хранят сбережения, какой подушкой безопасности располагают – методом онлайн-опроса аналитики SATIO узнали о потребительском поведении населения, проанкетировав 1007 респондентов. Структура выборки соответствует населению Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет по полу, возрасту и региону.

сегменты.png

Респондентов разделили на четыре сегмента – в зависимости от восприятия экономической ситуации и степени волнения за состояние экономики. Тревожные – сегмент с сильно выраженной обеспокоенностью экономической ситуацией. Это высокодоходный и более образованный сегмент, представители которого чаще других проживают в Минске и работают в частных компаниях. Уровень дохода позволяет им потреблять более дорогие товары и услуги, в том числе импортные, которые могут стать недоступны из-за санкций, ограничения поставок. Адаптирующиеся – самый большой сегмент, он составляет треть городского населения. Это семейные люди с высоким доходом, которых условия вынуждают корректировать свое потребительское поведение. Большинство Адаптирующихся понимает, что экономика находится в состоянии кризиса, старается не строить планы на будущее, но оценивает ситуацию в целом как спокойную и стабильную. Не ощущают волнений большинство представителей сегмента Спокойных – их доходы ниже среднего, они менее образованны и оценивают ситуацию как стабильную. Представители этого сегмента чаще других проживают в регионах. Финансово-уязвимые – люди с низким уровнем дохода. Вероятно, среди этого сегмента не сформировано определенное мнение касательно ситуации в экономике. Сегмент скорее фокусируется на своем положении, не вдаваясь в оценку ситуации во вне. При этом представители сегмента тоже довольно сильно обеспокоены текущей экономической ситуацией.

Восприятие экономической ситуации

обеспокоенность.png

80 % трудоспособного населения, проживающего в городах Беларуси, обеспокоены текущей экономической ситуацией в стране. Авторы исследования считают, что этот экономический кризис, в отличие от кризиса 2020 года, по большей части является кризисом «богатых» людей. Среди наиболее обеспокоенных – люди с высоким уровнем дохода и, вероятно, качеством жизни. Значительно меньше переживают люди с низким уровнем образования и дохода. Вероятно, это те люди, которые потребляют меньше импортных товаров, реже пользуются более премиальными услугами и меньше тратят – они реже в силу потребительских привычек ощущают влияние санкций и различных ограничений.

С обеспокоенностью связано и постоянное отслеживание актуального курса белорусского рубля. Не следит за курсом лишь треть белорусов. А те, кто проверяют, делают это как минимум раз в неделю.

У белорусов пессимистичные ожидания относительно дальнейшего развития экономики. 40 % городских белорусов считают, что за последние 12 месяцев положение дел в экономике страны ухудшилось, но еще больше – половина населения – ожидает и дальнейшего ухудшения ситуации на ближайший год.

Изменение доходов

падение 1.png

В отличие от кризиса 2020 года, где падение собственных доходов почувствовали все группы населения, в 2022 прослеживается четкая взаимосвязь: чем выше уровень дохода, тем чаще заявляли о его снижении и тем больше величина падения доходов в процентах.

причины падения доходов.png

Основные причины падения доходов – рост цен и изменение курса рубля. Более 10 % населения осталось без источника дохода вовсе – они были уволены или отправлены в отпуск за свой счет.

Цены

свободные деньги.png

Лишь 3% городских белорусов не заметили изменения цен на товары и услуги. Большинство населения довольно чувствительны по отношению к ценам. За изменениями следят почти все: по большей части цены знают на большинство приобретаемых товаров, при этом 97 % заметили изменения в ценах за последний месяц.

По мнению жителей Беларуси, больше всего выросли цены на продукты питания, бытовую химию, лекарства и общественный транспорт, то есть те категории, которыми население, вероятно, пользуются каждый или практически каждый день. Реже всего белорусы знают цены на книги, музыку, онлайн-игры и недвижимость – то, что обычно приобретается реже. Рост цен респонденты определяют как значительный – 1/3 потребителей заявили, что цены выросли более чем на 20 %.

Стратегии адаптации

экономия.png

Резкий скачок цен вынуждает более 65 % городских белорусов прибегнуть к экономии. При этом экономия является базовой и приоритетной стратегией адаптации, другие модели поведения (например, покупка б/у товаров, закупки впрок, продажа ценных вещей, незапланированные покупки и т.д.) распространены сильно реже.

Изменяя свои потребительские привычки в сторону экономии, белорусы комбинируют сразу множество способов: 2/3 экономящих применяют шесть и более вариантов экономии одновременно, самые распространенные из них – поиск акций, отказ от необязательных расходов и крупных покупок (~90 %).

Вот, каких моделей поведения придерживались белорусы в зависимости от принадлежности к сегменту:

● Тревожные: из-за опасений по поводу своего дальнейшего экономического состояния вынуждены чаще изменять свой прежний уклад жизни. Почти 80 % Тревожных стали экономить, они же чаще других сегментов закупались впрок (в силу больших доходов и сбережений). В отличие от других сегментов они чаще отказывались от покупки одежды и обуви.

● Финансово-уязвимые: стали экономить значительно чаще. Только в отличие от Тревожных им приходится принимать такие решения в силу очень ограниченных финансовых возможностей. Представители сегмента чаще других используют стратегию более бережного отношения к вещам (реже выкидывают). Для сегмента характерен переход на более дешевые магазины (94 %), экономия вообще на всем (81 %) и отказ от покупки одежды/обуви (77 %).

● Адаптирующиеся: ведут себя усредненно. Единственная отличительная черта – более частый отказ от необязательных расходов типа развлечений.

● Спокойные: более четверти Спокойных вообще не изменили свои привычки в потреблении.

Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем. В первую очередь – на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике. Более 70 % экономящих сократили расходы на продукты питания. Полный отказ чаще характерен для алкоголя, сладостей, снеков и готовых блюд. Наблюдается снижение потребления и в сфере услуг. Больше всего – на увлечения, косметические услуги и такси. Полный отказ в большей степени характерен для развлечений (34 %), походов в кафе и рестораны (27 %), такси (18 %) и путешествий (20 %).

Продукты впрок весной закупал каждый 5-й городской житель Беларуси. По большей части запасались базовыми категории – бытовой химией и продуктами питания.

Финансовое поведение

сбережения.png

В случае лишения источника дохода у половины белорусов сбережений хватает на месяц и меньше. Два месяца без дохода смогут прожить 15 % белорусов, три – 10 %. Сбережений на полгода и больше хватит 10 % белорусов. Получается, размер сбережений, необходимый, чтобы прожить полгода и больше, есть лишь у каждого десятого белоруса.

Самыми популярными финансовыми операциями апреля стали покупка/продажа валюты. За ними идут покупки в кредит/рассрочку, займы денег у родственников и знакомых и возвраты долгов/выплаты кредитов. На вопрос о ближайших финансовых планах белорусы поделились двумя основными – покупка иностранной валюты и выплата кредитами/возврат долгов.

В условиях экономической неопределенности белорусы предпочитают не строить планов, связанных с финансами: более 40 % не планирует совершать никакие финансовые операции.

хранение сбережений нов.png

Население более склонно хранить сбережения в иностранной валюте. Такого мнения придерживается более 40 % белорусов, еще треть считает, что лучше держать деньги и в рублях, и в валюте в соотношении 50 на 50. Доллары – наиболее привычная и предпочтительная валюта для сбережений.

свободные деньги.png

2/3 белорусов предпочитают не тратить свободные деньги. Что нужно откладывать и беречь свободные финансы считают 65 % респондентов, а тратиться на дорогостоящие товары готовы лишь 13 %.

Такой же показатель в оценке обстановки для инвестиций – 2/3 белорусов считают ее неблагоприятной.

Полная версия исследования находится по ссылке.

Справочно:

SATIO – ведущая компания в сфере маркетинговых исследований и управленческого консалтинга в Беларуси. Компания предоставляет полный спектр услуг по исследованию рынков, потребительского поведения, конкурентному анализу в стране и за ее пределами. В портфеле компании более 150 кейсов с белорусскими и зарубежными брендами.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений