Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кредит (не)доверия. РФ обещает Беларуси рефинансирование с неизвестными условиями

Фото: pixabay

Россия намерена выделить Беларуси государственный кредит на сумму 1,5 млрд USD. Это единственный предметный итог переговоров глав Беларуси и России в Сочи 14 сентября, озвученный публично.

Кредит выдается частично на рефинансирование имеющихся перед РФ долгов. Ранее Александр Лукашенко заявлял, что белорусская сторона запрашивает 1 млрд USD. Чем объясняется щедрость российской стороны и на что она рассчитывает взамен, осталось за кадром.

Переговоры в Сочи, внимание к которым было повышенным как у внутренних, так и у международных наблюдателей, оказались максимально закрытыми. Президенты четыре часа общались один на один, к разговору не были привлечены даже члены правительств, как это обычно делается.

Судя по 20-минутному видеофрагменту, распространенному российской стороной, Лукашенко благодарил Путина за «моральную поддержку» в поствыборный период, предостерегал о скором приходе второй волны коронавируса, обещал планирование военного сотрудничества на годы вперед, а также высказался по поводу регулярно проходящих в Беларуси массовых протестов.

Последнее было преподнесено так, будто власти им никак не препятствуют и даже помогают – «освобождают проспект» в столице.

Президент России начал с публичного одобрения планов белорусского руководства по изменению Конституции, пообещал выделить кредит «в этот сложный момент» и предложил обсудить развитие кооперации в военной и военно-промышленной сферах.

После переговоров пресс-секретарь Путина Дмитрий Пес­ков выступил с комментарием, в котором подтвердил позицию РФ о признании Лукашенко легитимным Президентом, а также подчерк­нул, что кредит выделяется не ему персонально, а «братскому белорусскому народу».

Это выглядело своеобразным ответом экс-кандидату в Президенты Светлане Тихановской, которая перед началом сочинских переговоров успела заявить, что, по ее мнению, такой кредит придется отдавать действующему Главе государства лично.

На эту словесную пикировку можно было бы не обращать столько внимания, если бы, во-первых, высказывание российской стороны не носило официальный характер (пресс-служба Президента Беларуси, заметим, комментариев не дала никаких). Во-вторых, сам кулуарный формат переговоров с глазу на глаз и очень дозированная публичная информация по их итогам, тем более в период политического кризиса в нашей стране, формируют образ личных, а не межгосударственных договоренностей

Возможно, даже каких-то персональных гарантий.

Комментаторы, особенно с российской стороны, сейчас активно вспоминают о кредите в 3 млрд USD, выделенном Россией Украине незадолго до событий 2013–2014 годов. Его после ухода Виктора Януковича Киев не признал и отдавать отказывался.

Параллель, конечно, красивая. Но, на наш взгляд, она не учитывает белорусскую кредитную историю: несмотря на периодические сложности, Беларуси пока удается оставаться добросовестным плательщикам по всем иностранным займам.

По данным Минфина РФ, долг Беларуси по кредитам, выделение которых зависело от России, превышает 10 млрд USD. На начало апреля 2020 г. долг Беларуси по межгосударственным кредитам, выданным РФ, составлял 7924,7 млн USD.

 

Дефицит бюджета рвет прогнозы

То, что деньги нужны, белорусские власти не скрывали еще до выборов. Сейчас же становится понятно, что без рефинансирования текущих обязательств падающая белорусская экономика рискует сорваться в крутое пике.

Как мы писали ранее, на 1 авгус­та госдолг Беларуси составил 53,1 млрд руб., увеличившись по сравнению с началом года на 8,3 млрд руб., или на 18,6%. При этом внешний долг вырос до 17,8 млрд USD, увеличившись с начала года на 0,6 млрд. USD (с учетом курсовых разниц), или на 3,7%.

Погашение внешнего государственного долга по итогам 7 месяцев составило 1,05 млрд USD, тогда как всего в 2020 году расходы на его погашение должны составить около 6 млрд руб., в т.ч. 3,7 млрд внешнего. На следующие 3 года также приходятся пиковые выплаты по госдолгу.

При этом активизировалось непрог­нозируемое и незапланированное снижение уровня золотовалютных резервов в связи со сглаживанием колебаний курса рубля: по состоянию на 1 сентября ЗВР составили около 7,5 млрд USD (в эквиваленте), сократившись за месяц почти на 1,4 млрд, или на 15,8%.

По данным Минфина, дефицит бюджета по итогам января-августа 2020 г. вырос до 1,6 млрд руб. Замминистра Андрей Белковец 15 сентября сообщил, что по итогам года ведомство прогнозирует выход на бюджетный дефицит до 3 млрд. руб. (изначально прогнозировался дефицит в 900 млн руб.).

– С таким дефицитом вполне можно жить. Расширять заимствования на покрытие дефицита не планируем, постепенно используем накопленные остатки, их около 6 млрд руб., – подчеркнул он.

При этом из-за ослабления нацио­нальной валюты расходы бюджета по погашению госдолга выросли на 0,3 млрд руб.

Поэтому необходимость внешнего финансирования властям доказать несложно. Другое дело – ее целесообразность для кредиторов в период политического кризиса у заемщика.

Ситуация осложняется тем, что в свете поствыборных событий Беларусь лишается диверсификации источников заимствований. Велик риск отказа в размещении новых выпусков еврооблигаций, уже известно, что страна не получит 940 млн USD от МВФ в рамках экстренного финансирования под эгидой борьбы с COVID-19.

Со своей стороны представители ЕС заявляют о возможности предоставления Беларуси финансовой помощи в случае проведения в стране новых честных президентских выборов.

Вопрос заемного финансирования не смог избежать геополитической окраски, хотя (и это отличительная особенность белорусского кризиса) этот аспект оппоненты действующей власти не ставили во главу угла.

Теперь остается понять, на каких условиях российский кредит может быть реально выделен и какой «пакет мер» кроме собственно платежей должна представить Беларусь в ответ. Пока не раскрывается даже сумма, которая пойдет в счет рефинансирования.

Справочно: министр финансов РФ Антон Силуанов в среду сообщил, что госкредит «для поддержки платежного баланса» в 1 млн USD будет предоставлен Беларуси в два этапа: 500 млн в 2020 году и столько же в 2021-м. Оставшиеся 500 млн планируется выделить в 2020 году как кредит от Евразийского фонда стабилизации и развития. Стоимость заимствований будет выше ставок на рынке ОФЗ.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by