$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Коммунальный вопрос: что появится за строками жировок©

19.01.2016

В белорусском жилищно-коммунальном хозяйстве всегда таилось множество проблем. Граждане редко довольны качеством услуг в этой сфере и их стоимостью, власти, напротив, считают недостаточным уровень тарифов, МВФ – сам принцип их формирования. Работников ЖКХ огорчают уровень своей зарплаты, объем финансирования и неблагодарность потребителей. А потому появление нормативных актов, призванных как-то решить хотя бы часть накопившихся в ЖКХ проблем, является вполне ожидаемым.

Не прошло и 3 лет со дня вступления в силу действующего Жилищного кодекса (далее – ЖК), разработка и принятие которого заняло еще больше времени. Затем на протяжении последних лет нормативная база приводилась в соответствие с новым ЖК, а теперь она вместе с самим кодексом будет адаптироваться к очередным нововведениям.

Сразу четыре главы ЖК (6, 30, 31 и 32) придется переписывать, чтобы привести его в соответствие с двумя указами от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» и № 536 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь».

Целью Указа № 535 объявлено усовершенствование порядка предоставления отдельных жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ), финансирования организаций ЖКХ, повышение эффективности их деятельности и обеспечение снижения затрат на оказание данных услуг. Кроме того, этот нормативный акт призван сделать более прозрачным как сам механизм оказания ЖКУ, так и порядок их оплаты. Возможно, что какие-то нововведения, привнесенные им, и приблизят нас к этой заветной цели, а экономия превысит регуляторные издержки.

Статьи жировок и калькуляций

Указ № 535 значительно меняет структуру платы за основные жилищно-коммунальные услуги, которые эксплуатирующая организация обязана оказывать потребителям, а они, в свою очередь, не вправе от них отказаться. До сих пор согласно ст. 29 ЖК плата за основные ЖКУ включала техобслуживание, текущий и капитальный ремонты, а также коммунальные услуги. Теперь же в соответствии с Указом № 535 последние разделены на  горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, и обращение с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, уточняется, что техническое обслуживание включает работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем, за исключением лифтов, обеспечению их установленных параметров и режимов работы, подготовке жилых домов к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года. Санитарное содержание вспомогательных помещений выделено из техобслуживания в отдельную графу. Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома осуществляются, за некоторым исключением, за счет средств местных бюджетов базового уровня. Поэтому теперь эта услуга, ранее входившая в состав техобслуживания, в жировки к оплате вообще не будет включаться.

Одно из самых заметных новшеств – изменение платы за пользование лифтом. Согласно Указу № 535 плата за его техобслуживание будет взиматься ежемесячно соразмерно общей площади принадлежащих и (или) занимаемых потребителями жилых и (или) нежилых помещений, за исключением случаев, установленных Совмином, по специальным тарифам. По такому же принципу предстоит платить за электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования (кроме лифтов), в многоквартирных жилых домах. Отдельно будет оплачиваться электроэнергия, потребляемая лифтами, – исходя из количества жильцов.

Свобода уборки

Жителям многоквартирных домов Указ № 535 дает право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Но решение об этом должно быть принято жильцами единогласно и оформлено протоколом собрания либо письменного опроса. После этого они могут взять на себя уборку таких помещений – по графику, установленному общим собранием. Если же жильцы не справятся с этой задачей, то уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников или организация застройщиков обязаны принять меры по обеспечению надлежащего санитарного содержания вспомогательных помещений дома, заключив соответствующий договор с организацией, оказывающей данную услугу.

Цивилизация vs вандалы

Особо выделены в Указе № 536 правила борьбы с повреждениями вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома, в т.ч. в результате актов вандального характера, а также с непристойными надписями и (или) изображениями. При выявлении подобных безобразий в ходе проведения общих осмотров жилого дома организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая ЖКУ, обязана уведомить о них в течение 5 рабочих дней уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, ТС либо организация застройщиков (за исключением самостоятельно осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда). Им придется принять меры по устранению настенной «живописи» и приведению коридоров и лестничных площадок в соответствие с требованиями ТНПА, в т.ч. путем проведения текущего ремонта, в течение месяца после выявления либо получения уведомления.

Интересно, что, судя по тексту Указа № 536, эти требования касаются только зданий, где имеется совместное домовладение.

* * *

Совмину поручено в 6-месячный срок обеспечить внесение в Парламент проекта закона, предусматривающего приведение ЖК и иных законов в соответствие с Указом № 535. Вероятно, заодно будут исполнены аналогичные поручения, данные правительству указами от 9.10.2013 № 461 и от 16.12.2013 № 563, которые до сих пор не выполнены. Впрочем, в коридорах власти готовится проект еще одного указа – «О совершенствовании структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством». Так что, быть может, правительству можно и на сей раз не спешить, чтобы все изменения в кодекс поступили в одном пакете.

Александр ГОРБАЧ, юрист