Казахстанские перевозчики прогнозируют миллионные убытки из-за ограничений на белорусско-польской границе

Грузоперевозчики из Казахстана понесут миллионные убытки из-за того, что Польша ограничила движение фур в пункте пропуска «Кукурыки» (с белорусской стороны – «Козловичи»).
По словам управляющего директора – директора департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимательства «Атамекен» Мурата Амрина, переход «Кукурыки-Козловичи» был последней возможностью, которой могли воспользоваться казахстанские грузоперевозчики после закрытия перехода «Бобровники-Берестовица».
Под ограничения, введенные с 21 февраля, попали казахстанские перевозчики, которые везут экспортные товары из Казахстана в страны Европы, а также европейские товары, направляемые в адрес казахстанских предприятий.
«Это миллионные убытки. По состоянию на 23 февраля на территории Польши находятся более 150 казахстанских автотранспортных средств, еще более 100 следуют в направлении Европейского союза. Логистика нарушена, происходит удорожание себестоимости перевозок», – рассказал М. Амрин.
Со стороны посольства Казахстана в адрес государственных органов Польши уже направлены ноты о необходимости снятия ограничений для казахстанских перевозчиков.
Представитель палаты предпринимательства отметил, что единственным сухопутным путем, соединяющим Европейский союз и страны ЕАЭС, остается маршрут через пограничные переходы Литва-Беларусь, Латвия-Беларусь и Латвия-Россия. Также имеется альтернативный маршрут через Каспийское море, однако он увеличивает расстояние до европейских стран в 1,5 раза и стоимость перевозки в 2-3 раза из-за вынужденного использования нескольких видов транспорта (авто-море), а также влияния климатических и географических условий на маршруте (сезоны штормов, высокогорье и т.д.).
В настоящий момент Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и бизнес-сообществом проводятся переговоры с литовской стороной об обеспечении для казахстанских перевозчиков беспрепятственного проезда через Литву. Также формируется список скопившихся на границе авто для передачи данных литовской стороне.
В Государственном пограничном комитете Беларуси сообщили, что после закрытия пункта пропуска «Бобровники» скопление фур перед «Кукурыками» увеличилось в 10 раз. Кроме того, в несколько раз увеличилось скопление большегрузов и на литовском направлении. Перед пунктами пропуска «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони») и «Лаворишкес» («Котловка») фиксируется более 300 грузовых авто.
Очередной виток напряженности на белорусско-польской границе начался 10 февраля, когда пункт пропуска «Бобровники» (с белорусской стороны – «Берестовица») приостановил работу. С этого момента открытым для следования грузового транспорта в Польшу остался единственный пункт пропуска «Кукурыки».
В пятницу, 17 февраля, в телеграм-канале белорусского правительства появилась информация о решении ограничить польским грузовым автомобилям и тягачам въезд на территорию Беларуси. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Роман Головченко.
Согласно документу, движение грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Республике Польша, теперь будет осуществляться для совершения грузовых операций или перецепки только через белорусско-польский участок государственной границы Беларуси. В Совмине пояснили, что постановление было принято в связи с закрытием польской стороной автодорожного пункта пропуска «Бобровники».
В свою очередь, польская сторона с 21 февраля в пункте пропуска «Кукурыки» ограничила движение грузового транспорта. Исключение делают для фур, зарегистрированных в государствах-членах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Грузовые авто, которые не зарегистрированы в перечисленных выше организациях и странах, не могут пересекать польско-белорусскую границу.