Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как скажется закрытие пункта пропуска «Бобровники» на логистическом рынке Беларуси

С 10 февраля 2023 г. польский пункт пропуска «Бобровники» официально приостановил оформление транспортных средств и лиц, следующих через государственную границу.

История вопроса

Пункт пропуска «Бобровники» (с белорусской стороны – «Берестовица») на белорусско-польской границе приостановил свою работу 10 февраля. С этого момента открытым для следования грузового транспорта в Польшу остался единственный пункт пропуска «Кукурыки» (с белорусской стороны – «Козловичи»). Легковые авто могут проехать в соседнюю страну через пункт пропуска «Тересполь» (с белорусской стороны – «Брест»).

В качестве причины для закрытия «Бобровников» власти Польши назвали обеспечение общественной безопасности. В Государственном пограничном комитете Беларуси заявили, что этот предлог не соответствует действительности, т.к. с территории нашей страны не поступает никаких угроз. В ГПК подчеркнули, что действия польских властей могут привести к коллапсу по обе стороны границы. Там напомнили, что с 2020 г. соседняя страна поэтапно закрывает каналы международного сообщения под различными предлогами.

«В результате подобных решений из шести пунктов пропуска функционировали только три, что негативно сказывалось на обстановке по обе стороны границы и приводило к акциям протеста польских грузоперевозчиков, которые фактически жили в очередях из-за замедленного оформления польской стороны. После закрытия еще одного польского пункта пропуска ситуация станет катастрофической и может привести к коллапсу в приграничье, поскольку нагрузка на два оставшихся пункта пропуска критически возрастет», – заявили в ведомстве.

На польском направлении порядка 30% грузовиков и 40% легкового транспорта следовали именно через пункт пропуска «Бобровники» («Берестовица»). Теперь этот поток будет идти через оставшиеся два пунк­та. Кроме того, прогнозируется, что часть транспорта поедет через литовские пункты пропуска, в частности, «Привалку».

Граждане Польши, прибывающие в нашу страну по безвизу, теперь также смогут въезжать только через пункт пропуска «Тересполь». С начала действия безвизового порядка въезда в Беларусь приехали около 26 тыс. граждан страны-соседки, при этом около 10 тыс. из них прибыли через «Бобровники».

Таможня приняла меры

Белорусская таможня уже отчиталась о принятых мерах по изменению системы перегрузки и перецепки (регулируется постановлением Совмина от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств» (далее – постановление № 247)). При въезде европейских транспортных средств на территорию Беларуси через пункты пропуска «Козловичи» или «Привалка» для совершения грузовых операций допускается (помимо определенных постановлением № 247 мест) их следование в пункт таможенного оформления «Берестовица-ТЛЦ» и зону ожидания перед пунктом пропуска «Берестовица».

После совершения грузовых операций в пункте таможенного оформления «Берестовица-ТЛЦ» или в зоне ожидания перед пунктом пропуска «Берестовица» транспортные средства могут выехать через пункты пропуска «Козловичи», «Привалка» и «Бенякони». При использовании указанных маршрутов следования перевозчики не будут привлекаться к ответственности.

Солдатенко 2.jpg
      Татьяна Солдатенко

Также таможня дополнительно усилила смены не только в оставшихся двух пунктах пропуска на польском направлении, но и на белорусско-литовской границе, в частности, в пунктах пропуска «Привалка» и «Бенякони».

Поиск новых партнеров

О том, как ситуация повлияет на работу белорусских грузоперевозчиков, рассказала директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко. Говоря о краткосрочной перспективе, она отметила, что закрытие пограничного перехода «Бобровники» на границе с Польшей негативно скажется на перевозках с Евросоюзом. Перевозчики уже ощутили эти последствия – простои в очередях на границе стали еще больше из-за того, что нагрузка на оставшиеся пункты пропуска возросла. Но, подчеркнула эксперт, со временем транспортные потоки перераспределятся и ситуация выровняется.


«По крайней мере, вряд ли станет сильно хуже, чем было до закрытия «Бобровников». Ведь фуры простаивали в километровых очередях на границе с Польшей, Литвой, Латвией весь прошлый год. Это стало уже не форс-мажором, а плановыми издержками», – заявила Т. Солдатенко.

Кроме того, такая ситуация на границе с Польшей в 2022 г. спровоцировала падение интереса к этому направлению как среди грузоотправителей, так и среди перевозчиков.

«Поэтому, если говорить про долгосрочную перспективу, то не думаю, что закрытие одного пункта пропуска глобально скажется на белорусском логистическом рынке. Спрос на перевозки в страны Европы снижался весь прошлый год. 2022-й вообще прошел для белорусских компаний под знаком поиска новых партнеров, поставщиков, рынков сбыта. И они нашлись – в странах Средней Азии и Закавказья», – резюмировала эксперт.

В 2022 г. спрос на перевозки сократился практически во все страны ЕС, за исключением Литвы, Италии и Венгрии. Рост показало сербское направление (эта страна не является членом Евросоюза). Работать со странами Евросоюза теперь можно практически только по схемам перегруза и перецепа.

Чтобы компенсировать потери, перевозчики переключились на другие направления. Так, количество заявок на перевозки в Россию за прошлый год выросло на 34%, в Казахстан – на 50%. Еще более резкий рост продемонстрировали относительно новые для Беларуси маршруты. К примеру, спрос на доставку грузов в Армению подрос почти в 2 раза, в Узбекистан – в 3 раза, в Грузию – в 4 раза.

Такая резкая переориентация не проходит гладко для белорусских перевозчиков. Восточный логистический рынок сейчас находится в стадии становления. Отечественные компании привыкли работать с высокотехнологичными западными компаниями-партнерами, поэтому видят разницу. Плохие дороги, отсутствие удобной инфраструктуры и придорожного сервиса, проблемы с документооборотом, задержки с оплатами, угрозы безопасности как для водителей, так и для грузов – о таких проблемах говорят практически все перевозчики. При этом как участники рынка, так и правительства азиатских стран понимают необходимость трансформации, поэтому ситуация медленно, но меняется.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений