Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №74(2571) от 30.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4803
EUR:
2.3956
RUB:
4.2813
Золото:
131.31
Серебро:
1.49
Платина:
68.18
Палладий:
171.13
Назад
Консультации
17.05.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАПИТАЛ ГРАНИЦЫ ЗНАЕТ

Нам позвонил юрист одного из крупных заводов г.Витебска с просьбой дать правовую оценку возможности объединения частного и государственного предприятий...

Нам позвонил юрист одного из крупных заводов г.Витебска с просьбой дать правовую оценку возможности объединения частного и государственного предприятий с целью выхода из экономического кризиса. Подоплека этого вопроса понятна. Витебские предприятия города и области работают сейчас в непредсказуемых экономических условиях. Такие некогда гиганты, как "Приборостроительный завод", тресты N 9 и N 28, многие другие коллективы вынуждены решать проблему уже не конкурентоспособности продукции, а выживания. Эти предприятия являются открытыми акционерными обществами, где контрольный пакет акций сосредоточен в руках государства, поэтому власти не позволят директорскому корпусу никакого самоуправства. И все же есть ли в принципе дорога к оздоровлению, приемлемый и законный выход из сложившейся ситуации? Рассмотрим некоторые возможности.

1-й вариант. Продать акции государственного предприятия. При достаточно аргументированном экономическом обосновании, с указанием не только инвестора, но и его программы оздоровления предприятия, перед соответствующим министерством возможность продажи пакета акций повышается. Но не на столько, чтобы это министерство позволило осуществить куплю-продажу акций в ущерб амбициозности и денежным аппетитам чиновников. Кроме того, существует проблема оценки продаваемого пакета акций. Белорусская методика оценки акций, принадлежащих государству, для российского инвестора, как наиболее потенциального, не интересна -- она очень сильно расходится, и не в лучшую сторону, с российскими методиками.

2-й вариант. Банкротство и как вариант его -- процедура санации: реструктуризация. Вспоминается печальный опыт витебского "Коминтерна". Налоговые органы возбуждают дело о банкротстве в Хозяйственном суде, но верхние эшелоны власти не позволили даже начать указанную процедуру. А между тем при возбуждении процедуры банкротства отсрочка по погашению задолженности дается на 18 месяцев плюс можно продлить еще на 12 месяцев. Управляющий при этом может вложить деньги в эффективный бизнес. У предприятия появляется возможность не только рассчитаться с долгами, но и провести реструктуризацию и соответственно привлечь тех инвесторов, которые привлекательны для кредиторов, долги которых отсрочены.

3-й вариант. Его предложил наш коллега -- объединение предприятий. Объединяться, понятно, должны сильные в экономическом плане предприятия, чтобы захватить большую долю рынка и получить прибыль.

Экономическая реальность и законодательная база в республике пока не способствуют успеху. Сильное предприятие поглощает слабое и само затем может встать у черты развала. Тем не менее возможность объединения предприятий нельзя отбрасывать. Крупные компании более устойчивы к различным осложнениям рынка в условиях жесткой конкуренции. Благодаря единой инвестиционной политике они способны более правильно распределить средства между партнерами.

Процедуру объединения необходимо рассматривать по двум направлениям: с созданием юридического лица или без создания юридического лица.

Первое направление охватывает организацию ассоциаций (союзов) и холдингов. В соответствии с п.1 ст.121 ГК коммерческие организации могут по договору между собой создавать ассоциации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов.

Негативные черты такой организации: они, во-первых, не должны быть коммерческими, т.е. не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать прибыль. Во-вторых, ассоциация (союз) обязана преобразоваться в хозяйственное общество (АО, ООО, ОДО) или товарищество (полное или коммандитное), если перед объединением ставится задача осуществления предпринимательской деятельности. И в-третьих, полученные доходы от предпринимательской деятельности не подлежат распределению между организациями, образовавшими ассоциацию (союз), а используются для нужд созданной ассоциации (союза). По нашему законодательству холдинги создаются предположительно в процессе разгосударствления и приватизации республиканской собственности. Это значит, что в программу создания холдинга необходимо включать вопросы продажи пакета акций, принадлежащих государству. Уточним, в процедуру приватизации, которая включает продажу акций, может входить программа создания холдинга.

Холдинг, напомним, -- это компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. При объединении юридических лиц по организационно-правовой форме они становятся зависимыми или дочерними обществами, тем самым теряют самостоятельность, попадая под контроль холдинга. Распоряжение осуществляется на основе права хозяйственного ведения, что характерно для первоначального шага слияния частного и государственного капитала.

Образование холдинговых компаний с участием государства должно происходить по инициативе собственника-государства. Можно выделить несколько направлений такой инициативы.

Первое заключается в приватизации большей части госпакета акций предприятия, которое становится основным обществом холдинга с контрольным пакетом акций у государства. При этом для установления контроля над дочерними компаниями не обязательно распоряжаться большим процентом акций. Можно использовать деление акций на голосующие, которые могут продаваться лицам, заинтересованным в этой компании, и "безголосые", лишенные права голоса. Капитал, приобретенный путем продажи неголосующих акций, холдинг вкладывает в те фирмы, над которыми он хочет получить контроль, и покупает акции, дающие право голоса. Это позволяет холдингу, имеющему в своем составе небольшой процент акций, контролировать сравнительно большие капиталы зависимых предприятий.

Второе направление содержит распределение ключевых "портфелей" в системе холдинга и содействие установлению договорных отношений.

Преимущества холдинга состоят в снижении предпринимательского риска и риска инвестиций и поставок, в маневрировании налоговых отношений, ускорении внедрения новшеств. Однако существуют и отрицательные моменты: уход от налогов, монополизм, игнорирование интересов слабых предприятий. Камнем преткновения может стать слабое взаимопонимание холдинга с государством, противоречия внутри холдинга, тем самым концентрация капитала не приведет к коренному улучшению дел на предприятиях.

Еще один вариант объединения капиталов -- это создание финансово-промышленной группы (ФПГ), т.е. формирование объединения без статуса юридического лица. По нашему мнению, организация и деятельность ФПГ является первой ступенью на пути холдинга.

ФПГ -- объединение юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность на основе договора о создании ФПГ. Цели такого объединения очевидны:

-- экономическая интеграция участников;

-- реализация инвестиционных проектов;

-- повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг);

-- повышение эффективности производства;

-- создание новых рабочих мест.

Договор о создании ФПГ следует отличать от учредительного договора. Первый тождественен договору о совместной деятельности (простого товарищества). Участниками ФПГ могут быть как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.

Если доля имущества одного из участников принадлежит государству, образование ФПГ осуществляется только с согласия соответствующего министерства.

Прибылью ФПГ является консолидированная прибыль ее участников. При ведении ФПГ сводного (консолидированного) баланса прибыль отражается на балансе центральной компании (головного предприятия).

По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники группы несут солидарную ответственность.

Сложность образования ФПГ состоит в том, что для ее создания необходим участник, выполняющий кредитно-финансовые функции. К сожалению, не каждый банк или финансово-кредитная организация согласятся сейчас поучаствовать в "интеграционной программе" белорусских предприятий.

Что же, нашему юрисконсульту остается только надеяться на российского партнера, который, возможно, по достоинству оценит перспективы сотрудничества.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by